Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Доля в этнографии
≈ судьба, участь человека, в народных представлениях является не абстракцией, а особым демоническим существом. Понятие о Доле представляет пеструю смесь представлений, разновременно вошедших в состав этого понятия, но не слившихся воедино и отчасти сохраняющих свою древнюю окраску. В понятии о Доле замечаются три главные идеи: идея прирожденности, идея предопределения и идея случая. Первая идея является несомненно древнейшим мотивом. Доля дается прежде всего матерью, связана с актом рождения, обусловлена родом, предками. В соответствующих представлениях о Доле отражается древний культ предков, покровителей домашнего очага: Доля дается рожаницами; иногда, хотя и редко, долей называют сами души предков, в особенности матери (см. Домашние боги). Связь Доли с культом предков рельефно проявляется в мифологии старосеверной и классической. Римские genii и junones суть души умерших, и вместе с тем духи-покровители человека: у каждого мужчины свой genius, у каждой женщины ≈ своя juno; наклонности того или другого лица определяются его гением. Прирожденная Доля неизбежна, неотвратима; от нее не уйдешь, не уедешь. Первый повод к более свободному пониманию идеи судьбы могло дать образное представление рожаниц, которые обособились в отдельные демонические существа. Их роль в судьбе человека определяется их антропоморфизмом; они дают ему его Долю, часть, участь в жизни, отмеривают талан. При колыбели одного человека их несколько, обычно три; односторонняя идея прирожденности ослабела перед возможностью того или другого решения рожаниц, которых можно смягчить, умилостивить; но когда решение состоялось, непререкаемость вступает в свои права. Решает третья, как бы уравновешивающая крайности предыдущих приговоров. Отсюда новый ряд образов, заменяющих прежних рожаниц: болг. урженицы, наречницы (нарекающие судьбу), серб. судницы (Sudnice, хорв. Sudjenice), чешск., словацк. судицы (Sudice, Sudi č ky), старосеверные норны (nornir), греч. μ ο ί ρ α ι и др. девы судьбы. Переход от понятия рожаницы к представлению судицы дают хорватские и словенские поверья, где оба обозначения существуют при одной и той же роли: слов. Rojenice и Sojenice, хорв. Rodjenice и Sudjenice. Новым моментом в развитии идеи судьбы является мотив, идущий вразрез с непререкаемостью унаследованной или присужденной Доли: момент случая, неожиданности, счастья или несчастья, навеянных со стороны, невесть откуда. Идея случая не уничтожила прежних фаталистических представлений, но своеобразно с ними соединилась. В этом отношении южно-славянские и русские поверья представляют любопытное разноречие. У сербов в представлениях судьбы преобладает начало случайности; таковы серб. Среча (сре·а, собственно встреча, т. е. то, что встретилось, набежало ненароком) и Несреча, равно как намjера (то, на что человек намеряется, натыкается). В русских поверьях также явилось понятие о случайности; но преобладающим осталось древнее представление Доли, с той разницей, что она стала теперь отменяемой (девушка, приносящая счастье бездольному молодцу). В общем, русские народные представления о Доле проникнуты ощущением связанности, гнета, соответственно чему народная фантазия создала образы преимущественно отрицательные: Беды, Горя (малорусская Журба, великорусская Кручина), Обиды, Нужи, и дала самому пониманию Судьбы-Судины, Судьбины, отвлеченному по существу, конкретное значение Злой Судьбы, Недоли. Под влиянием христианства в народные представления о Доле проникает идея о промысле, о высшем устроении не одного, а всех к общему благу. С другой стороны, является и идея о заслуженности: Доля и недоля не только даются, но и заслуживаются; своя волюшка доводит до горькой долюшки. так, в " Повести о Горе-Злосчастии", Горе-Злосчастье представляет собой фантастический образ, в котором народные представления о прирожденной или навязанной недоле смешались с образом христианско-библейского демона-искусителя, нападающего на человека, когда, преступив заповедь, он сам отдается власти греха. Под влиянием христианско-византийской образованности, в народные представления о Доле проникло и верование во влияние звезд на судьбу человека (" планида"), равно как образ Злыден (злые дни византийской гадальной книги). В своих проявлениях Доля русск. народных сказок является началом активным или пассивным. От большей или меньшей активности ее зависит большее или меньшее благосостояние ее хозяина.
По древним верованиям, св. Параскева признавалась покровительницей полей и плодородия, земли и скота. Земля связывалась с образом Параскевы, также как и образ Богородицы (см. Рождество Богородицы). Существовало поверье, что в пятницу, " матушку Прасковью", грехом было " тревожить землю, ибо во время крестной смерти Спасителя было землетрясение" (Ушаков Д. 1896. С. 200). К св. Параскеве обращались при начале жатвы, когда одна из старух с " легкой рукой" выходила ночью в поле, сжинала первый сноп, связывала, три раза клала на землю, приговаривая: " Пятница - Параскева - матушка. Пошли рабам божиим, без скорби и болезни окончить жатву; будь им заступница от колдуна и полудницы, еретика и еретицы" (калужск.; Львовский Л. 1902. С. 198). В день памяти св. Параскевы в церковь приносили для освящения разнообразные плоды и зерно, которые потом хранились крестьянами в домах, как священные предметы, до следующего года. Кроме того, Параскева Пятница молилась о защите от коровьей смерти, о сохранении скота от падежа, при этом " приносили кисель в гробу". В народе верили, что св. мученица Параскева исцеляет людей от тяжелых душевных и телесных недугов: " от дьявольского или нечистого наваждения"; " от корчей и трясучек" (кубанск.); при лихорадке, зубной или головной боли и т.д. В честь св. Параскевы составляли специальные молитвы, писали их на листках бумаги и носили на шее, предохраняя себя, таким образом, от разных болезней; нередко подобные " молитвы" привязывались к голове для исцеления от головной боли; чтобы освободиться от нечистого духа ставились свечи перед иконою св. Параскевы Пятницы. По поверью, целебным свойством обладали травы, цветы и другие привески к образу Параскевы, поэтому их сохраняли весь год и использовали в случае болезни: травы варили, а их отвар давали пить больным. В Ильинскую пятницу и в день св. Параскевы исполнялся обычай " пронимания" (протаскивания) больных через распиленные и расщепленные деревья - с развилкой ветвей или " воротцами", образованными вросшим обратно в ствол суком, с целью исцеления (см. Щепанская Т.Б. 1999. С. 149 - 190); при этом к таким деревьям приносился образ Параскевы Пятницы и совершались " молебные пения" (Пошехонский у., Ярославская губ.). Святая Параскева считалась покровительницей воды: " вода земли /земная влага/ и Параскева тождественны". Об этом говорят бытующие в народе предания об иконах Параскевы Пятницы, " явленных" на воде, ручье, роднике или колодце, вследствие чего вода приобретала особую животворящую силу, становилась святой и целебной. При подобных источниках и колодцах, называемых в народе " пятницкими" или " Пятницами", вешались иконы св. Параскевы, ставились часовни и кресты. К таким святым местам в Девятую, Ильинскую пятницу и день св. Параскевы совершались крестные ходы, около них служились молебны, читались молитвы, приходили люди за исцелением от всевозможных болезней; существует множество народных легенд о чудесах исцеления больных. Водой мыли больные места, обливались, брали с собой в бутылках, чтобы использовать в течение всего года, так как вода из пятницких источников не цвела и не портилась. Заболевший человек " завечался" " на пятницу" - обещал сходить к источнику св. Параскевы и оставить какой-нибудь " завет" - жертвенное приношение св. Параскеве; наиболее распространенными " заветами" были деньги (их бросали в источник), предметы одежды - рубахи, платки, носки (чаще всего, приносились вещи с заболевшей части тела), полотенца: " …серебрятся на дне колодца серебристые гривенники и пятиалтынные /…/, передаются или прямо бросаются разные изделия женского досужества, часто с громким заявлением о прямой цели жертвования: сшитое белье в виде рубах, полотенце на украшение венчика и лика, вычесанная льняная кудель или выпряденные готовые нитки, а также волна (овечья шерсть) (Угоднице на чуловки! " " Матушке - Пятнице на передничек! " - кричат в таких случаях бабы). (Максимов С.В. 1994. С. 194). Считалось, что принесенный " завет" " дойдет до Параскевы" и она поможет выздоровлению. Людей, небрежно относящихся к ключикам, постигало несчастье. Покровительствовала св. Параскева и торговле. Принято было праздновать девять торговых пятниц, следующих одна за другою в продолжении девяти недель после Пасхи. По пятницам обычно происходили в городах и деревнях торги и ярмарки. Так, в Звенигородском уезде Московской губернии ярмарка носила название Берендеева пятница. В народном сознании Параскева Пятница виделась и как добрая заступница и как грозное карающее божество, поэтому старались не прогневать ее и относились с должным почтением. Существовало поверье, что св. Пятница ходит по земле в виде молодой женщины и смотрит за жизнью людей, как соблюдаются обычаи и запреты. Некоторых подвергает наказанию, а иных награждает и милует. Так, в одной из легенд, человек встретил в пути Параскеву Пятницу и угостил ее, а она посулила ему " богатую девушку-сиротку и сто лет веку". Далее говорится о том, что человек дважды просил Параскеву продлить ему срок жизни, так как умирать ему не хотелось. По прошествии третьей сотни лет, ему надоело жить, он состарился - " по всему телу мох вырос" и он согласился на смерть. Параскева, рассердившись на такое поведение мужика, сначала показала ему два хороших места, где он остался бы после смерти, если бы умер раньше, затем привела старика в третье место, открыла дверь и толкнула его прямо в ад, проговорив: " …в триста-то лет ты столько согрешил, что где же тебе и жить, как не у чертей в когтях? " (Некрылова А.Ф. 1991. С. 383) Само название Пятницы указывало на тот день недели, в который следует почитать св. Параскеву. Поэтому в течение года праздновали не только день св. Параскевы, а почитали также " временные" или " именные" пятницы, т.е. те, которые отмечались перед главными годовыми праздниками, перечисленные в известном апокрифическом " Сказании о 12 пятницах, в году бываемых, в кои должно всякому православному христианину от греха блюстися и постися", ранние списки которого относятся к XIII - XV вв. Это сказание особо почиталось наравне со " Сном Богородицы", " Хождением Богородицы по мукам", сказаниями о холере, о двунадесяти лихорадках. Из двух первоначально существовавших редакций статей " Сказания о 12 пятницах", первая была внесена в легенду о прении Элевферия с Тарасием, и потому носит название Элевферьевской. Второй вариант перечисления 12 пятниц, получивший название " Поучение иже во святых отца нашего Климента папы Рымского о двунадесятницах", больше известен в русской традиции, сюда можно отнести и народные пересказы этого мотива в русских духовных стихах. Соблюдение перечисленных в " Поучении" пятниц посвящалось св. Параскеве, они носили название " временных", так как каждая почиталась в определенное время: 1-я пятница - в первую неделю Великого поста; 2-я - перед Благовещеньем; 3-я - на Страстной неделе; 4-я - перед Вознесением; 5-я - перед Троицей; 6-я - перед Рождеством Иоанна Предтечи (см. Иван Купала); 7-я - перед Ильиным днем; 8-я - перед Успением Богородицы; 9-я - перед днем Кузьмы и Демьяна; 10-я - перед днем Архангела Михаила; 11-я - перед Рождеством Христовым; 12-я - перед Богоявлением (см. Крещение). Также их называли " именными", т.е. имевшими определенные названия: Успенская, Рождественская, Ильинская (" грозовая") и т.д. Русские редакции Климентовского сказания отличались тем, что кроме распределения пятниц по главным годовым праздникам, каждая из этих пятниц имела особое преимущество, которое обещалось верующему человеку в случае ее соблюдения. Эти преимущества - " благодати" - либо связывались с событиями из ветхозаветной истории, либо заимствовались из области народных примет и верований. Так, первая мартовская пятница соединялась с памятью об убийстве Авеля, отсюда обещание верующим о защите от напрасного убийства, от запойной или внезапной смерти; соблюдение Ильинской пятницы гарантировало спасение от огня, пламени и грома (см. Ильин день) и т.д.
" Кто эти пятницы почтет постом - молитвами,
Чтобы не разгневать св. Параскеву Пятницу необходимо было в день ее памяти и в другие пятницы соблюдать определенные обычаи и не нарушать запретов. Об этом свидетельствовал еще в XVI в. Стоглав: " …является святая Пятница и святая Настасья и велит им заповедати христианам канон; они же заповедают христианам, в среду и в пятницу, ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати, а иные заповедают богомерзкие дела творити..." (Чичеров В.И. 1957. С. 58). В русских духовных стихах о страшном суде говорится, что соблюдение среды и пятницы отворит райские двери, а пренебрежение к ней уготовит адские муки. В эти дни запрещалось работать: по пятницам " работы не работати, дела не делати никакого чернаго; ни угодья, ни белки, ни лесоважи, ни рыбы ловить, ни ягод, ни губней не носити" (Веселовский А.Н. 1876. С. 355). Не разрешалось: прясть, ткать - " а то у Параскевы Пятницы засорятся глаза" (" В пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме конопель" - Воронежская губ.; " Кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью" (" кострыкой глаза запорашивает"); " Не прясть в пяток, потому что в этот день Спаситель претерпел оплевание, а на пряжу нельзя не плевать"); пахать (" По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут"); боронить, стирать, " золить" белье (т.е. мыть его с золой или щелоком) - " а то на том свете будет Пятница гоняться"; выносить золу из печи, чистить трубы (" трусить сажу"); печь хлеб; мести сор из избы (" пылить"); мыть полы - " иначе после смерти будешь в помоях ворочаться"; смеяться (" кто в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать"); купаться и купать детей, чтобы " ребенок не сохнул"; если ребенка все-таки искупали в пятницу, то для того, чтобы он не заболел и на него не напал " сушец", прибегают к следующему обряду: мать отдает своего ребенка посторонней женщине, та подходит с ним к окну и продает его за грош матери; мать, взяв своего ребенка через окно, платит деньги. Этот грош, получившая его женщина должна истратить в пользу св. Параскевы Пятницы. В этом обряде продажа и выкуп ребенка делает его " чужим", " новым", " вновь купленным", что снимает с него кару за купание в недозволенный день. В случае непочитания дня Параскевы Пятницы, она сурово карает ослушавшихся - сдирает кожу с женщин, которые ткали полотно в пятницу и вешает ее на станок; на обеих руках скручивает пряхам пальцы, покрывает заусенцами, не приходит на помощь роженице, если та не соблюдала заповедей Параскевы; отнимает зрение (но: может вернуть здоровье, избавить от смерти, если человек принесет ей извинения и помолится у иконы св. Параскевы, в противном случае его ожидает несчастье). Параскева подбрасывает в окно женщине веретено, прядущей накануне пятницы, и одобряет ее, если женщина выбрасывает веретено обратно в окно. В поверьях и легендах Параскева предстает не только как защитница женщин, но и как суровая властительница, не допускающая нарушения установленных правил. Так, в легенде Ярославской губ. говорится о женщине, хорошей работнице, которая не почитала пятницу и работала в этот день. Далее говорится о том, что к ней пришла " страшная и безобразная, растрепанная" женщина " в лохмотьях и в грязи" с укором к хозяйке: " Вот ты, женщина негодная, как ты меня обрядила. Прежде я в светлых ризах ходила, да в цветах, да в золотом одеянии, а твое непочтение вот до какой одежи меня довело". Догадавшись, что к ней пришла сама Параскева, женщина начала просить прощения, но Пятница не простила ее, взяла железную спицу, которой привязывают кудель льна к копылу, и истыкала последнюю до полусмерти. Утром женщину с трудом привели в чувство; после этого случая она перестала работать по пятницам – стала соблюдать праздничный день. Распространенным был рассказ о том, как в наказание Параскева Пятница превратила непочтительную женщину в лягушку; с тех пор лягушки и появились на земле. В народе сложилось двоякое отношение к пятнице; во-первых, как к несчастливому дню (любое дело в пятницу не принесет удачи; все начатое в пятницу не будет спориться, будет " пятиться" (" От Пятницы под пятиться"): курицу на яйца не сажают, так как цыплята жить не будут; из ребенка, зачатого в этот день, " выйдет детище недоброе" и т.д.); во-вторых, как к легкому дню, освященному постом и молитвами (" Вторник да пятница легкие дни").
|