Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конспект на тему: «Стилистическая система русского литературного языка».
Стиль как исторически сложившаяся относительно замкнутая разновидность литературного языка. Принципиальная закреплённость лексико-грамматических средств за тем или иным стилем. Понятие стилистической нормы. Понятие функционального стиля как разновидности (варианта) языка в соответствии со сферой общения и доминирующей формой речи. Перечень функциональных стилей: книжные стили (официально-деловой, научный, публицистический) и разговорный стиль. Общая характеристика каждого стиля со стороны его предназначенности, сферы использования, наличия подстилей, основных жанров и особых лексико-грамматических черт. Явление взаимодействия стилей в текстах. Художественный стиль как словесный способ реализации образно-познавательной и идейно-эстетической функции языка. Отсутствие лексико-грамматической замкнутости и речевых штампов, необычайное богатство словаря художественного текста, использование авторами переносных и образных значений слов как важные особенности данного стиля. Художественный стиль как особая стилевая система русского языка. Современный русский литературный язык существует в виде совокупности своих стилевых разновидностей (вариантов). Стили в языке образуют такую систему, где каждый стиль формируется и развивается под влиянием отдельной сферы социального речевого взаимодействия, а также и обслуживает эту сферу. В каждом стиле имеется внутренняя организация единиц со своим «набором» характерных именно для него лексико-грамматических средств, поэтому принято говорить об относительной закреплённости тех или иных языковых и речевых средств за определённым стилем. При этом важно понимать, что в устных и письменных текстах, принадлежащих тому или иному стилю, количественно преобладают межстилевые (нейтральные, универсальные) единицы, а стилистически окрашенные лексика и грамматические конструкции на фоне нейтральных общеупотребительных единиц отчётливо прорисовываются и передают соответствующее каждому стилю своеобразие. При всех своих принципиальных различиях жёстких границ между стилями не существует, в ряде случаев наблюдается даже их взаимодействие. Стили представляют собой исторически развивающуюся систему. Первая попытка рассмотреть русский язык со стороны имеющихся в нём стилей и выделить их принадлежит М.В. Ломоносову. Взяв за основу античную систему 3 стилей (высокий, нейтрально–средний и сниженный), Ломоносов нашёл в русском языке и описал лексико-грамматические элементы, отвечавшие этим позициям, что было для середины 18 века очень важным шагом в познании и практическом освоении ресурсов русского языка. Сегодня специалисты говорят о широкой стилистической базе, которая характерна для русского литературного языка. Суть стилистической нормы и её соблюдение означает, что носитель русского языка оправданными образом делает правильный выбор языковых средств из множества имеющихся (и в первую очередь стилистически окрашенных лексико-грамматических средств ) для их практического использования в тексте определённой стилистической и жанровой принадлежности. Функциональные стили. Русский язык, как и всякий развитый литературный язык, представляет собой систему так называемых функциональных стилей— разновидностей литературной речи, особенности которых определяются ее назначением и содержанием. Каждая широкая сфера человеческой деятельности (официальное общение в деловой обстановке, в научном или образовательном пространстве, в СМИ или неформальное общение в кругу близких людей) располагает своей (тоже широкой) системой речевых и языковых средств, которые одновременно в ней и функционируют, и обслуживают её. При этом каждая такая сфера деятельности предполагает как устную, так и письменную формы реализации русского языка в виде диалога, полилога или монолога. Система функциональных стилей русского языка относительно чётко очерчена, она подразделяется накнижные (официально-деловой, научный, публицистический) и разговорный (обиходно-бытовой) стили. Художественный стиль (стиль художественной литературы) обычно не включается в число функциональных стилей, так как он представляет собой исключительно широкое и разнообразное по характеру единиц речевое пространство, где могут найти своё место и оправдание даже нелитературные элементы русского языка. Художественный стиль – это отдельная, «параллельная» стилистическая структура, которая объединяет практически все единицы русского языка и составляет особую сложно устроенную и богатую стилистическую систему языка художественной литературы. Между отдельными стилями может происходить взаимодействие. Особенно это характерно для публицистического стиля речи (среди книжных стилей). Рассмотрим подробнее сущность каждого функционального стиля, начав с трёх книжных стилей:
1.Официально – деловой стиль Официально-деловой стиль (ОДС)– стиль официальногообщения государственных структур между собой, общения государства и его гражданина, а также и отдельных граждан друг с другом. Это наиболее консервативный и «сухой» функциональный стиль, не допускающий использования экспрессивных и эмоциональных элементов языка. Каждый текст ОДС, отражающий названное выше общение преимущественно в письменной форме, имеет характер документа. Тексты ОДС строго стандартны как по композиции и структуре, так и по выбору лексико-грамматических средств. Они имеют характер обязательного предписания. ОДС делится на три разновидности: дипломатический, законодательно-документальный, обиходно-деловой (или в другой терминологии - административно-канцелярский ) подстили. Особое значение в текстах ОДС придаётся этикетным формулам. Если стилеобразующие элементы ОДС попадают в не свойственное им словесное окружение, то такое нежелательное явление называется «канцеляризмом» и требует исправления. 2. Научный стиль Научный стиль (НС) обеспечивает коммуникацию в сфере накопления, сохранения и передачи знания. Это тоже строгий стиль, предполагающий чёткость построения текста, не допускающий использования эмоциональной и разговорно-сниженной лексики, требующий особой точности в выборе речевых средств. Научное общение проходит как в письменной (статьи, диссертации, рецензии), так и в устной форме (дискуссии, защиты дипломных проектов и т.д.). Высока роль терминологических единиц. НС имеет три основные разновидности – собственно научный, учебно-научный и научно-популярный подстили (в нём возможно употребление и средств речевой выразительности). Иногда выделяют и так называемый технический подстиль. Научные тексты делятся на первичные и вторичные. 3.Публицистический стиль (стиль массовой коммуникации) Публицистический стиль (ПС, или язык средств массовой информации – СМИ) – это стиль публичной коммуникации в прессе, стиль ораторских выступлений, рекламных материалов и т.п. Основное принципиальное отличие ПС – это функция одновременного информирования масс и оказание воздействия на них. Задача формирования общественного сознания – важнейшая задача текстов ПС и СМИ в целом. Тексты ПС обязаны строиться на строгой документальной основе и содержать точные факты. Публичное общение осуществляется равным образом и в устной, и в письменной форме. Однако устные выступления, как правило, являются заранее подготовленными и имеют письменную основу, которую оратор лишь «озвучивает» перед аудиторией. ПС обнаруживает отчётливую связь с другими стилями русского языка. В зависимости от жанра и содержания, тексты ПС могут включать в себя отдельные особенности ОДС (в разделах официальной хроники), или НС (в аналитических статьях), или разговорного стиля (в интервью, в отдельных фрагментах очерков), или художественного стиля (очерки, эссе, мемуары). Таким образом, тексты ПС обнаруживают взаимопроникновение и взаимовлияние стилистических черт внутри самой системы стилей русского языка и речи. Во многих случаях (когда это уместно) ПС использует средства художественной выразительности (тропы и риторические фигуры). 4.Разговорный стиль Разговорный стиль (РС или язык обиходно-бытового общения) противопоставлен книжным стилям внутри системы функциональных стилей. РС – это стиль преимущественно устных неофициальных речевых контактов людей в разных неформальных ситуациях (дома, в кругу коллег, в общественных местах). Такого рода общение не рассчитано на публичность, а предполагает высокую степень доверительности, оно предельно личностно. Поэтому тексты РС представляют собой обычно живой, «раскрепощённый», часто весьма эмоциональный обмен мнениями по самому широкому кругу актуальных вопросов, без оглядки на «общественное одобрение». Создателями текстов РС являются два и более собеседников, поэтому тексты РС - это диалоги и/или полилоги. Тематика «разговоров» самая разнообразная – от узко бытовых вопросов до производственных или морально-нравственных. Структура текстов РС не имеет стандарта, она создается в тесной зависимости от ситуации общения, личности собеседников, характера их взаимоотношений. Типичными явлениями для текстов РС являются, например, переход от одной темы к другой, который может происходить мгновенно, а также незавершённость сюжетов, перебив фраз и даже их незаконченность. Тексты РС пронизаны субъективной оценочностью как явной, так и скрытой. Важную роль играют невербальные средства общения – жесты и мимика, которые могут не только сопровождать речь, но и выступать самостоятельными знаками, заменяющими слова. В лингвистической литературе понятие «разговорный стиль» нередко имеет синонимы: «обиходно-разговорный язык», «разговорный язык», «разговорно-обиходный стиль. Во всех случаях имеется в виду свой объём значения этого термина, но подразумевается и нечто общее – соблюдение литературных норм при возможной некоторой «сниженности», непринужденность и неподготовленность (спонтанность) речевого высказывания. Преимущественной формой реализации является устная форма, но возможна и письменная, если мы имеем дело с личным письмом близкому человеку. Разговорная речь (разговорный стиль) также широко пользуется средствами речевой выразительности, которые типичны для художественной речи.
Художественный стиль (язык художественной литературы) Художественный стиль (ХС, или стиль языка художественной литературы), не входящий в традиционную систему функциональных стилей, представляет собой исключительно сложную систему речевых средств, не имеющую чётких границ в пространстве русского языка. В основе ХС лежит эстетическая, образно-художественная функция, где недопустим какой-либо стандарт. Применительно к художественным текстам можно говорить о стилях в трёх разных значениях: индивидуальный стиль определённого литератора, стиль конкретного произведения и стиль того или иного литературно-художественного направления. Особенностью ХС является то, что он определяется и оправдывается идейно-тематическим замыслом автора и его личностно-творческими особенностями. Художественный текст – это всегда система образов, отражающая мир человеческих чувств, мир природы, социально-политических отношений, системы нравственных ценностей, которые преломлены сквозь призму субъективного восприятия автора. В таком тексте наряду с подлинными фактами могут быть представлены и фантазии писателя, которые направлены на воплощение замысла. Тексты ХС могут иметь прозаическую и стихотворно-поэтическую, а также и драматургическую форму. Художественность изображения достигается не в последнюю очередь мастерством использования речевых средств выразительности (тропов и риторических фигур речи). ХС отличается экспрессией (выразительностью), явной или скрытой эмоциональностью и образностью.
|