Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пе­дагог как субъ­ект пе­даго­гичес­кой де­ятель­нос­ти. Пси­холо­гичес­кие тре­бова­ния к лич­ности пе­даго­га






Пе­даго­гичес­кая пси­холо­гия тра­дици­он­но вклю­ча­ет спе­ци­аль­ный раз­дел – «Пси­холо­гия учи­теля», в ко­тором рас­смат­ри­ва­ют­ся осо­бен­ности про­фес­си­ональ­ной ро­ли учи­теля, его фун­кции, спо­соб­ности, уме­ния, ана­лизи­ру­ют­ся предъ­яв­ля­емые к не­му тре­бова­ния и сло­жив­ши­еся в об­щес­тве по от­но­шению к не­му со­ци­аль­ные ожи­дания. Про­фес­сия учи­теля – од­на из древ­ней­ших, ее ос­новная об­щес­твен­ная фун­кция – обес­пе­чение свя­зи по­коле­ний, пре­емс­твен­ности.

По пред­ме­ту тру­да про­фес­сия пе­даго­га от­но­сит­ся к ти­пу про­фес­сий «че­ловек – че­ловек», т. е. ос­новная сущ­ность его ра­боты зак­лю­ча­ет­ся в об­ще­нии с людь­ми (Е. А. Кли­мов вы­деля­ет так­же ти­пы про­фес­сий «че­ловек – при­рода», «че­ловек – тех­ни­ка», «че­ловек – знак» и «че­ловек – ху­дожес­твен­ный об­раз»[31]). По­каза­ни­ями к вы­бору про­фес­сий дан­но­го ти­па яв­ля­ет­ся на­личие у ин­ди­вида сле­ду­ющих ка­честв: ус­той­чи­во хо­роше­го са­мочувс­твия в хо­де ра­боты с людь­ми, вы­сокой пот­ребнос­ти в об­ще­нии, спо­соб­ности к со­пере­жива­нию, уме­ния слу­шать и выс­лу­шивать, ши­роко­го кру­гозо­ра, вы­сокой ре­чевой куль­ту­ры. Пред­ста­вите­ли про­фес­сий ти­па «че­ловек – че­ловек» спо­соб­ны быс­тро и пра­виль­но по­нимать на­мере­ния, по­мыс­лы, нас­тро­ение дру­гих лю­дей, хо­рошо пом­нить и дер­жать в уме зна­ния о лич­ных ка­чес­твах мно­гих раз­ных лю­дей, ру­ково­дить, учить и вос­пи­тывать. К вы­бору про­фес­сий дан­но­го ти­па су­щес­тву­ет и ряд про­тиво­пока­заний: вы­ражен­ные де­фек­ты ре­чи, мо­нотон­ная не­выра­зитель­ная речь, зам­кну­тость, не­об­щи­тель­ность, мед­ли­тель­ность, рав­но­душие к ок­ру­жа­ющим лю­дям, от­сутс­твие бес­ко­рыс­тно­го ин­те­реса к дру­гому че­лове­ку.

о­ме этих об­щих тре­бова­ний, про­фес­сия пе­даго­га предъ­яв­ля­ет к ее субъ­ек­ту еще ряд спе­цифи­чес­ких тре­бова­ний. Все они мо­гут быть клас­си­фици­рова­ны по двум ос­но­вани­ям. Во-пер­вых, сре­ди них вы­деля­ют­ся глав­ные тре­бова­ния, без удов­летво­рения ко­торых в прин­ци­пе не­воз­можно стать ква­лифи­циро­ван­ным учи­телем и (или) вос­пи­тате­лем, и до­пол­ни­тель­ные, со­от­ветс­твие каж­до­му из ко­торых не яв­ля­ет­ся для пе­даго­га обя­затель­ным, но по­выша­ет его обу­ча­ющий и вос­пи­татель­ный по­тен­ци­ал, рас­ши­ря­ет его воз­можнос­ти воз­дей­ствия на уча­щих­ся. Во-вто­рых, сре­ди тре­бова­ний к учи­телю раз­ли­ча­ют пос­то­ян­ные, при­сущие пе­даго­гу лю­бого ис­то­ричес­ко­го пе­ри­ода в лю­бом об­щес­тве, и из­менчи­вые, обус­ловлен­ные осо­бен­ностя­ми дан­но­го эта­па раз­ви­тия об­щес­тва, в ко­тором жи­вет и ра­бота­ет пе­дагог.

Глав­ны­ми пос­то­ян­ны­ми тре­бова­ни­ями, предъ­яв­ля­емы­ми к пе­даго­гу, яв­ля­ют­ся лю­бовь к де­тям, лю­бовь к пе­даго­гичес­кой де­ятель­нос­ти, на­личие глу­боких спе­ци­аль­ных зна­ний по пре­пода­ва­емо­му пред­ме­ту, ши­рокая об­щая эру­диция, пе­даго­гичес­кая ин­ту­иция, вы­соко­раз­ви­тый ин­теллект, вы­сокий уро­вень об­щей куль­ту­ры и нравс­твен­ности, про­фес­си­ональ­ное вла­дение раз­но­об­разны­ми ме­тода­ми обу­чения и вос­пи­тания де­тей. Без лю­бого из этих ка­честв ус­пешная пе­даго­гичес­кая ра­бота не­воз­можна. Как от­ме­чал еще в кон­це XIX в. П. Ф. Кап­те­рев, лю­бовь к де­тям и юно­шес­тву нуж­но от­ли­чать от люб­ви к учи­тель­ской про­фес­сии: «Мож­но очень лю­бить де­тей, глу­боко сим­па­тизи­ровать юно­шес­тву и в то же вре­мя быть не рас­по­ложен­ным к учи­тель­ской де­ятель­нос­ти; мож­но, на­обо­рот, ни­чего не иметь собс­твен­но про­тив учи­тель­ской де­ятель­нос­ти, пред­по­читать ее да­же дру­гим, но не пи­тать ни ма­лей­ше­го рас­по­ложе­ния ни к де­тям, ни к юно­шес­тву».[32]Учи­телю не­об­хо­димы го­раз­до боль­шие зна­ния в об­ласти сво­его пред­ме­та, чем пре­дус­мотре­но школь­ной прог­раммой, уче­ники сра­зу чувс­тву­ют, что пе­дагог об­ла­да­ет та­кими зна­ни­ями. Од­ним из ос­новных не­дос­татков учи­теля они счи­та­ют то, что он пре­пода­ет «сло­во в сло­во по учеб­ни­ку» и зат­рудня­ет­ся от­ве­тить на воз­ни­ка­ющие у них воп­ро­сы. На­ряду со спе­ци­аль­ны­ми зна­ни­ями учи­телю не­об­хо­димы и об­щие вы­сокие по­каза­тели ин­теллек­ту­аль­но­го раз­ви­тия, что­бы быть для уче­ников ин­те­рес­ным со­бесед­ни­ком: од­ним из глав­ных дос­то­инств учи­теля в их гла­зах ока­зыва­ет­ся то, что «с ним есть о чем по­гово­рить, кро­ме пред­ме­та». Без собс­твен­ной вы­сокой нравс­твен­ной план­ки учи­тель не мо­жет быть при­мером для де­тей, не име­ет мо­раль­но­го пра­ва предъ­яв­лять им тре­бова­ния, ка­са­ющи­еся их вос­пи­тан­ности, он не мо­жет тре­бовать от де­тей соб­лю­дения нравс­твен­ных норм, ес­ли не при­дер­жи­ва­ет­ся их сам. На­конец раз­но­об­ра­зие при­меня­емых ме­тодов так­же под­ни­ма­ет ав­то­ритет пе­даго­га в гла­зах уча­щих­ся, ук­репля­ет ува­жение к не­му как к про­фес­си­она­лу и по­выша­ет ин­те­рес уче­ников к пред­ме­ту.

До­пол­ни­тель­ны­ми, но от­но­ситель­но ста­биль­ны­ми ка­чес­тва­ми, ожи­да­емы­ми от пе­даго­га, яв­ля­ют­ся об­щи­тель­ность, ар­тистич­ность, чувс­тво юмо­ра, хо­роший вкус и др. Эти ка­чес­тва то­же важ­ны, но без каж­до­го из них в от­дель­нос­ти учи­тель или вос­пи­татель впол­не мо­гут обой­тись, ес­ли спо­соб­ны ком­пенси­ровать это за счет дру­гих сво­их ка­честв. Нап­ри­мер, учи­тель-пред­метник мо­жет быть по на­туре не очень об­щи­тель­ным че­лове­ком, но его ди­дак­ти­чес­кие и ре­чевые спо­соб­ности мо­гут быть раз­ви­ты нас­толь­ко, что при от­сутс­твии это­го в об­щем-то по­лез­но­го ка­чес­тва он мо­жет ос­та­вать­ся хо­рошим учи­телем. Од­на­ко не­со­от­ветс­твие ка­кому-ли­бо из глав­ных тре­бова­ний не мо­жет быть ком­пенси­рова­но ни­каки­ми до­пол­ни­тель­ны­ми важ­ны­ми ка­чес­тва­ми.

Воп­рос об из­менчи­вых ка­чес­твах пе­даго­га, ко­торые от не­го тре­бу­ют­ся в дан­ный мо­мент раз­ви­тия об­щес­тва, нес­коль­ко слож­нее. Каж­дая но­вая си­ту­ация в об­щес­тве за­да­ет но­вые це­ли об­ра­зова­ния, т. е. тре­бу­ет но­вых пси­холо­гичес­ких осо­бен­ностей от чле­нов об­щес­тва, спо­собс­тву­ющих его даль­ней­ше­му прог­рессив­но­му раз­ви­тию. Су­щес­тву­ющая сис­те­ма об­ра­зова­ния пе­рес­тра­ива­ет­ся вслед за об­щес­твом, но про­ис­хо­дит это не сра­зу, а с не­кото­рым от­ста­вани­ем. Что­бы фор­ми­ровать у уча­щих­ся нуж­ные се­год­ня ка­чес­тва, пе­даго­ги са­ми дол­жны об­ла­дать эти­ми ка­чес­тва­ми, для че­го мно­гим из них не­об­хо­димо при­ложить не­малые уси­лия к собс­твен­но­му са­мовос­пи­танию и са­мо­об­ра­зова­нию. Од­ним учи­телям «ста­рой за­кал­ки» труд­но адап­ти­ровать­ся к но­вым осо­бен­ностям об­щес­тва, дру­гие же, дав­но осоз­на­вая ог­ра­ничен­ность преж­них ра­мок, нап­ро­тив, спо­соб­ны в го­раз­до боль­шей сте­пени ре­али­зовать свой пе­даго­гичес­кий по­тен­ци­ал в но­вой си­ту­ации, ко­торая бо­лее со­от­ветс­тву­ет их ка­чес­твам. Но­вые це­ли обу­чения и вос­пи­тания за­да­ют но­вые тре­бова­ния к лич­ности учи­теля и вос­пи­тате­ля. Что­бы вов­ре­мя и точ­но ус­та­новить эти тре­бова­ния, важ­но пра­виль­но оце­нить тен­денции по­лити­чес­ко­го, со­ци­аль­но­го и эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия об­щес­тва и по­нять, ка­ких ка­честв оно те­перь тре­бу­ет от че­лове­ка. Да­лее сле­ду­ет уточ­нить, нас­коль­ко эти но­вые по­лез­ные ка­чес­тва дол­жны быть вы­раже­ны у граж­да­нина на мо­мент окон­ча­ния сред­ней шко­лы, и на ос­но­ве это­го сде­лать вы­вод, ка­кими пси­холо­гичес­ки­ми осо­бен­ностя­ми дол­жен об­ла­дать пе­дагог сред­ней шко­лы, что­бы обес­пе­чить фор­ми­рова­ние и раз­ви­тие лич­ности, не­об­хо­димой сов­ре­мен­но­му об­щес­тву.

Глав­ные тен­денции сов­ре­мен­но­го рос­сий­ско­го об­щес­тва – де­мок­ра­тиза­ция жиз­ни, пе­реда­ча ря­дово­му граж­да­нину от­ветс­твен­ности за обус­трой­ство собс­твен­ной жиз­ни, рас­ши­рение воз­можнос­тей и од­новре­мен­ное уси­ление не­об­хо­димос­ти са­мос­то­ятель­но­го при­нятия от­ветс­твен­ных ре­шений. Ны­неш­нее по­коле­ние школь­ни­ков и сту­ден­тов уже не пред­став­ля­ет свою жизнь ина­че как в ус­ло­ви­ях де­мок­ра­тии и плю­рализ­ма, ког­да каж­дый име­ет пра­во на свою точ­ку зре­ния и го­тов ее от­ста­ивать. Это пред­по­лага­ет, с од­ной сто­роны, спо­соб­ность приз­на­вать, при­нимать как дол­жное су­щес­тво­вание мно­гих раз­ных то­чек зре­ния, куль­тур­но вес­ти дис­куссии и раз­ре­шать воз­ни­ка­ющие раз­ногла­сия, а с дру­гой – от­каз от дик­та­та и дав­ле­ния на лич­ность, ува­жение к ней, приз­на­ние ее зна­чимос­ти. Сво­бода мне­ний тре­бу­ет уме­ния ло­гич­но и убе­дитель­но из­ла­гать свои мыс­ли, до­казы­вать, вни­матель­но слу­шать дру­гих. Но­вая по­лити­чес­кая си­ту­ация пред­по­лага­ет воз­можность лю­бого граж­да­нина ока­зать­ся в сфе­ре влас­ти, что предъ­яв­ля­ет по­вышен­ные тре­бова­ния к спо­соб­ности ру­ково­дить людь­ми и при­нимать уп­равлен­ческие ре­шения. Из­ме­нение сис­те­мы эко­номи­чес­ких от­но­шений тре­бу­ет рас­четли­вос­ти, де­лови­тос­ти, бе­реж­ли­вос­ти, пред­при­им­чи­вос­ти и мно­гих дру­гих ка­честв, ко­торые в преж­ние вре­мена не счи­тались не­об­хо­димы­ми и соз­на­тель­но у де­тей не вос­пи­тыва­лись. Все эти ка­чес­тва на­сущ­но не­об­хо­димы сов­ре­мен­ным мо­лодым лю­дям к мо­мен­ту окон­ча­ния шко­лы и на­чала са­мос­то­ятель­ной жиз­ни. От­ве­ча­ющий за их фор­ми­рова­ние и раз­ви­тие пе­дагог сам дол­жен об­ла­дать не­зави­симостью, гра­мот­ностью, ини­ци­атив­ностью, са­мос­то­ятель­ностью и мно­гими дру­гими ка­чес­тва­ми.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал