Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об­щие ха­рак­те­рис­ти­ки пе­даго­гичес­кой де­ятель­нос­ти






Пе­даго­гичес­кая де­ятель­ность пред­став­ля­ет со­бой обу­ча­ющее и вос­пи­тыва­ющее воз­дей­ствие учи­теля на уче­ника, нап­равлен­ное на его лич­нос­тное, ин­теллек­ту­аль­ное и де­ятель­нос­тное раз­ви­тие. Од­новре­мен­но пе­даго­гичес­кая де­ятель­ность учи­теля зак­ла­дыва­ет ос­но­вы для даль­ней­ше­го са­мораз­ви­тия и са­мосо­вер­шенс­тво­вания уче­ника. Эта де­ятель­ность воз­никла в ис­то­рии че­лове­чес­тва с по­яв­ле­ни­ем куль­ту­ры, ког­да за­дача «соз­да­ния, хра­нения и пе­реда­чи но­вым по­коле­ни­ям об­разцов (эта­лонов) про­из­водс­твен­ных уме­ний и норм со­ци­аль­но­го по­веде­ния»[39]при­об­ре­ла ре­ша­ющее зна­чение для об­щес­твен­но­го раз­ви­тия. Уже в пер­во­быт­ной об­щи­не де­ти учи­лись не­об­хо­димым для жиз­ни на­выкам че­рез об­ще­ние со стар­ши­ми, под­ра­жая им и пе­рени­мая по­лез­ные на­выки. Кро­ме то­го, вы­работ­ка на­выков про­ис­хо­дила и без учас­тия взрос­лых – в про­цес­се иг­ры. В ан­тичный пе­ри­од с по­яв­ле­ни­ем про­фес­си­ональ­ных спе­ци­али­заций рас­простра­нил­ся от­де­лен­ный от не­пос­редс­твен­ной прак­ти­ки школь­ный ме­тод обу­чения мо­лодо­го по­коле­ния, и в шко­ле этим за­нима­лись уже спе­ци­аль­но под­го­тов­ленные лю­ди – учи­теля, нас­тавни­ки. Сло­вом «пе­дагог» в те вре­мена на­зыва­ли ра­ба, во­див­ше­го де­тей в шко­лу. К учи­телю его ста­ли при­менять лишь в Но­вое вре­мя.

Пре­тер­пев в раз­ных стра­нах на раз­ных ис­то­ричес­ких эта­пах зна­читель­ные из­ме­нения в со­дер­жа­нии обу­чения, шко­ла ос­та­лась со­ци­аль­ным ин­сти­тутом, наз­на­чение ко­торо­го – пе­реда­ча со­ци­окуль­тур­но­го опы­та пос­редс­твом пе­даго­гичес­кой де­ятель­нос­ти. Фор­мы пе­реда­чи об­щес­твен­но­го опы­та в шко­ле в ис­то­рии ее раз­ви­тия ме­нялись. Со вре­мени Я. А. Ко­мен­ско­го в шко­ле проч­но ут­верди­лось клас­сно-уроч­ное обу­чение, в ко­тором вы­дели­лись раз­личные фор­мы: урок, лек­ция, се­минар, за­чет, эк­за­мен, прак­ти­кум.

Пе­даго­гичес­кая де­ятель­ность, как и лю­бая дру­гая, име­ет оп­ре­делен­ное пред­метное со­дер­жа­ние: мо­тива­цию, це­ли, пред­мет, средс­тва, спо­собы, про­дукт, ре­зуль­тат. На­ряду с учеб­ной де­ятель­ностью она яв­ля­ет­ся сос­тавля­ющей об­ра­зова­тель­но­го про­цес­са. Та­кое единс­тво этих двух ви­дов де­ятель­нос­ти пред­по­лага­ет сходс­тво меж­ду ни­ми в пред­ме­те, про­дук­те и ре­зуль­та­те, пос­коль­ку еди­ный про­цесс нап­равлен на од­ну об­ласть. Раз­ли­чие меж­ду пе­даго­гичес­кой и учеб­ной де­ятель­ностью в этом от­но­шении сос­то­ит в том, что учеб­ная де­ятель­ность нап­равле­на на са­мосо­вер­шенс­тво­вание ее субъ­ек­та, а пе­даго­гичес­кая – на со­вер­шенс­тво­вание уча­щего­ся, т. е. дру­гого че­лове­ка. Пред­ме­том пе­даго­гичес­кой де­ятель­нос­ти яв­ля­ет­ся ор­га­низа­ция учеб­ной де­ятель­нос­ти уча­щих­ся, нап­равлен­ной ими на ос­во­ение об­щес­твен­но­го опы­та. Средс­тва­ми ее осу­щест­вле­ния выс­ту­па­ют на­уч­ные зна­ния (те­оре­тичес­кие и эм­пи­ричес­кие), на ос­но­ве ко­торых фор­ми­ру­ют­ся пред­став­ле­ния уча­щих­ся. Эти зна­ния отоб­ра­жа­ют­ся в тек­стах учеб­ни­ков и вос­созда­ва­емых уче­ником пред­став­ле­ни­ях. Ис­поль­зу­ют­ся и вспо­мога­тель­ные средс­тва: тех­ни­чес­кие, гра­фичес­кие, компь­ютер­ные и др.

Спо­соба­ми пе­реда­чи со­ци­окуль­тур­но­го опы­та в пе­даго­гичес­кой де­ятель­нос­ти яв­ля­ют­ся объ­яс­не­ние, по­каз (ил­люс­тра­ция), сов­мес­тная ра­бота с уча­щими­ся по ре­шению учеб­ных за­дач, не­пос­редс­твен­ная прак­ти­ка уча­щих­ся. Все эти спо­собы мо­гут выс­ту­пать в ка­чес­тве глав­ных при ос­во­ении раз­личных ви­дов и форм об­щес­твен­но­го опы­та, дру­гие спо­собы в каж­дом та­ком слу­чае бу­дут вспо­мога­тель­ны­ми. Нап­ри­мер, пе­реда­ча те­оре­тичес­ких зна­ний в ос­новном осу­щест­вля­ет­ся че­рез объ­яс­не­ние, а их зак­репле­ние – пу­тем сов­мес­тно­го ре­шения за­дач. Ес­ли же пред­ме­том ос­во­ения яв­ля­ет­ся прак­ти­чес­кое дей­ствие, обыч­но вна­чале ис­поль­зу­ет­ся по­каз, а за­тем уча­щи­еся пе­рехо­дят к не­пос­редс­твен­ной прак­ти­ке.

Про­дук­том пе­даго­гичес­кой де­ятель­нос­ти, как и учеб­ной, яв­ля­ют­ся фор­ми­ру­емый ин­ди­виду­аль­ный опыт уче­ника, его зна­ния и уме­ния при­менять их на прак­ти­ке. Этот про­дукт оце­нива­ет­ся на эк­за­менах, за­четах, кон­троль­ных ра­ботах по кри­тери­ям ре­шения за­дач и вы­пол­не­ния учеб­ных дей­ствий. Од­на­ко он но­сит вре­мен­ный ха­рак­тер: ес­ли по­лучен­ный опыт не ис­поль­зу­ет­ся уча­щим­ся в даль­ней­шем, он быс­тро за­быва­ет­ся. Для сох­ра­нения про­дук­та учеб­ной и пе­даго­гичес­кой де­ятель­нос­ти в пол­ном объ­еме не­об­хо­димо ре­гуляр­ное поль­зо­вание им.

Ре­зуль­та­тами пе­даго­гичес­кой де­ятель­нос­ти яв­ля­ют­ся лич­нос­тное и ин­теллек­ту­аль­ное раз­ви­тие уча­щего­ся, его со­вер­шенс­тво­вание и ста­нов­ле­ние как лич­ности. Эти ре­зуль­та­ты не под­да­ют­ся мо­мен­таль­ной оцен­ке, а вид­ны лишь с те­чени­ем жиз­ни.

­ Про­дукт и ре­зуль­тат пе­даго­гичес­кой де­ятель­нос­ти мо­гут очень силь­но от­ли­чать­ся друг от дру­га. Зна­ния из раз­ных об­ластей, по­лучен­ные раз­ны­ми спо­соба­ми и с раз­ны­ми мо­тива­ми и це­лями, мо­гут ока­зать раз­ное вли­яние на раз­ви­тие уче­ника. Ес­ли, нап­ри­мер, зна­ния и уме­ния по кон­крет­но­му учеб­но­му пред­ме­ту при­об­ре­тались толь­ко с целью по­луче­ния хо­роших оце­нок, а в ре­аль­ной жиз­ни сов­сем не ис­поль­зо­вались и быс­тро за­былись, то их вли­яние на лич­нос­тное раз­ви­тие уча­щего­ся ока­жет­ся ми­нималь­ным. Но ес­ли пе­дагог су­мел ув­лечь уче­ников сво­им пред­ме­том, про­будить в них ин­те­рес и пот­ребность в по­луче­нии до­пол­ни­тель­ных зна­ний, то са­ма эта об­ста­нов­ка уже ока­зыва­ет су­щес­твен­ное вос­пи­татель­ное вли­яние. Во мно­гих слу­ча­ях уче­ники на всю жизнь ос­та­ют­ся бла­годар­ны учи­телям за вло­жен­ный в них труд, да­же ес­ли зна­ния по пре­пода­ва­емым ими пред­ме­там впос­ледс­твии не ис­поль­зо­вались. А ес­ли труд учи­теля ока­зал­ся ре­ша­ющим фак­то­ром при вы­боре уче­ником бу­дущей про­фес­сии, то по­луча­емые по со­от­ветс­тву­юще­му пред­ме­ту зна­ния оп­ре­делят су­щес­твен­ную часть даль­ней­шей жиз­ни уче­ника и вне­сут не срав­ни­мый ни с чем вклад в его лич­нос­тное раз­ви­тие. Эта сте­пень сли­яния про­дук­та и ре­зуль­та­та пе­даго­гичес­кой де­ятель­нос­ти оп­ре­деля­ет еще од­ну ее спе­цифи­чес­кую ха­рак­те­рис­ти­ку – про­дук­тивность, вы­делен­ную Н. В. Кузь­ми­ной.[40]Раз­ли­ча­ют пять уров­ней про­дук­тивнос­ти пе­даго­гичес­кой де­ятель­нос­ти.

1. Ми­нималь­ный, или реп­ро­дук­тивный. Пе­дагог, на­ходя­щий­ся на этом уров­не, в сос­то­янии лишь пе­рес­ка­зать дру­гим то, что зна­ет сам. Дан­ный уро­вень по­тому и но­сит наз­ва­ние «реп­ро­дук­тивный», что на нем толь­ко вос­про­из­во­дит­ся го­товая ин­форма­ция. Пе­дагог еще не уме­ет выз­вать ин­те­рес уче­ников к со­об­ща­емой ин­форма­ции, сде­лать ее бо­лее дос­тупной. Со­от­ветс­твен­но, для ус­во­ения зна­ний уча­щи­еся нуж­да­ют­ся в до­пол­ни­тель­ных ис­точни­ках ин­форма­ции, но учи­тель не в сос­то­янии мо­тиви­ровать их на по­иск та­ких ис­точни­ков. Этот уро­вень счи­та­ет­ся неп­ро­дук­тивным.

2. Низ­кий, или адап­тивный. Пе­дагог уме­ет прис­по­собить из­ло­жение ма­тери­ала к осо­бен­ностям уча­щих­ся. Он уже в сос­то­янии сде­лать свои со­об­ще­ния дос­тупны­ми для ус­во­ения уча­щими­ся раз­ных сту­пеней раз­ви­тия, но по-преж­не­му не спо­собен ор­га­низо­вать их учеб­ную де­ятель­ность и выз­вать у них собс­твен­ную поз­на­ватель­ную ак­тивность. Ус­во­ение ма­тери­ала уча­щими­ся осу­щест­вля­ет­ся лишь на чуть бо­лее вы­соком уров­не, чем в пер­вом слу­чае: уче­ники мо­гут по­нять и пе­рес­ка­зать ус­лы­шан­ное, но не де­монс­три­ру­ют ак­тивно­го поз­на­ватель­но­го от­но­шения к не­му. Этот уро­вень счи­та­ет­ся ма­лоп­ро­дук­тивным.

3. Сред­ний, или ло­каль­но мо­дели­ру­ющий. Пе­дагог вла­де­ет стра­теги­ями обу­чения уча­щих­ся зна­ни­ям, уме­ни­ям и на­выкам по от­дель­ным раз­де­лам кур­са. Он мо­жет сфор­му­лиро­вать пе­даго­гичес­кую цель, от­да­ет се­бе от­чет в том, ка­кого ре­зуль­та­та до­бива­ет­ся, спо­собен выс­тро­ить сис­те­му и пос­ле­дова­тель­ность вклю­чения уча­щих­ся в учеб­но-поз­на­ватель­ную де­ятель­ность, од­на­ко эти по­ложи­тель­ные сто­роны ог­ра­ничи­ва­ют­ся от­дель­ны­ми те­мати­чес­ки­ми раз­де­лами изу­ча­емо­го пред­ме­та. Уча­щи­еся дос­та­точ­но сво­бод­но ори­ен­ти­ру­ют­ся в от­дель­ных те­мах, но не пред­став­ля­ют се­бе це­ли изу­чения дан­но­го пред­ме­та в це­лом, не в сос­то­янии уви­деть меж­дисцип­ли­нар­ные свя­зи. Не­кото­рые те­мы им ин­те­рес­ны и мо­гут про­будить ак­тивное поз­на­ватель­ное от­но­шение, но оно прек­ра­ща­ет­ся сра­зу же по окон­ча­нии изу­чения этих тем, и, прис­ту­пая к но­вому раз­де­лу, учи­телю при­ходит­ся до­бивать­ся это­го за­ново. Этот уро­вень счи­та­ет­ся сред­непро­дук­тивным.

4. Вы­сокий, или сис­темно мо­дели­ру­ющий зна­ния уча­щих­ся. На этом уров­не пе­дагог вла­де­ет стра­теги­ей фор­ми­рова­ния сис­те­мы зна­ний, уме­ний и на­выков уча­щих­ся по пред­ме­ту в це­лом. Он выд­ви­га­ет пе­даго­гичес­кую цель, ка­са­ющу­юся изу­чения все­го пред­ме­та, пос­то­ян­но об­ра­ща­ет вни­мание уче­ников на связь но­вого ма­тери­ала с уже из­вес­тным и на меж­пред­метные свя­зи, про­буж­да­ет в них ак­тивное поз­на­ватель­ное от­но­шение. Уча­щи­еся мо­гут ис­пы­тывать ус­той­чи­вый неп­ре­ходя­щий ин­те­рес к пред­ме­ту, но не всег­да вы­носят свою поз­на­ватель­ную ак­тивность за пре­делы шко­лы. Этот уро­вень счи­та­ет­ся про­дук­тивным.

5. Выс­ший, или сис­темно мо­дели­ру­ющий де­ятель­ность и по­веде­ние уча­щих­ся. Пе­дагог в сос­то­янии сде­лать свой пред­мет вос­пи­татель­ным средс­твом. Учеб­ная ин­форма­ция вно­сит за­мет­ный вклад в фор­ми­рова­ние лич­ности уча­щего­ся, про­буж­да­ет пот­ребность в са­мо­об­ра­зова­нии, са­мовос­пи­тании и са­мораз­ви­тии. Та­ким об­ра­зом дос­ти­га­ет­ся мак­си­маль­ное сбли­жение про­дук­та и ре­зуль­та­та пе­даго­гичес­кой де­ятель­нос­ти: по­лучен­ные зна­ния не про­ходят ми­мо лич­ности уча­щего­ся, не осе­да­ют мер­твым гру­зом в его па­мяти, а вы­водят его на но­вый уро­вень лич­нос­тно­го, а не толь­ко ин­теллек­ту­аль­но­го раз­ви­тия. Этот уро­вень счи­та­ет­ся вы­сокоп­ро­дук­тивным.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал