Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выводы.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Величественный ансамбль Московского Кремля стал символом могущества и достоинства столицы России. В окрестностях Москвы возводились одноглавые храмы в традициях Владимиро – суздальского зодчества: Успенский(1400 г.) и Рождественский соборы(1405 – 1429 гг.) Саввино Сторожевского монастыря в Звенигороде; Троицкий собор(1422 г.) Троице – Сергиева монастыря; Спасский собор(1427 г.) Андронникова монастыря в Москве. Размах каменного строительства в 15 в. свидетельствовал об экономическом подъеме и культурном возрождении, обусловленном объединением русских земель и их освобождением от золотоордынского ига. Живопись – иконы и фрески использовались для украшения построенных соборов. На творчество художников в этот период влияли традиции местных живописных школ домонгольского периода и в то же время образовавшаяся общерусская живописная школа. Это ярко проявилось в творчестве Феофана Грека, приехавшего из Византии, и Андрея Рублева. В Новгороде Феофан Грек создал ряд выдающихся произведений, в том числе фрески в церкви Спаса на Ильине улице, для которых характерны необычайная выразительность, аскетизм и суровость ликов святых, четкость рисунка, смелость длинных мазков кисти и чистота красок. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор, а также вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором Благовещенский собор в Кремле. Московская школа живописи сформировалась благодаря творчеству выдающегося художника Средневековья Андрея Рублева. Его иконам и фрескам присущи смелость и новизна композиций, утонченность рисунка, мягкость колорита и, главное, высокий философский смысл, человечность, лиризм и одухотворенность. Лучший образец – икона Троица для иконостаса Троицкого собора Троице – Сергиевой Лавры (ныне хранится в Третьяковской галерее). Сохранились также иконы Звенигородского чина (находятся в Третьяковской галерее) и фрески Успенского собора во Владимире. Традиции живописи Андрея Рублева легли в основу деятельности многих поколений русских иконописцев. Выводы. Несмотря на все тяготы ордынской зависимости на протяжении практически 250 лет, русская культура возродилась на своей традиционной основе и сохранила свой самобытный характер. Образование единого государства и освобождение от ордынцев создали благоприятные условия для дальнейшего культурного возрождения и складывания единой национальной общерусской культуры.
2.Тема: «Российское государство в годы правления Ивана IV». К концу жизни Василий III (сын Ивана III, последний собиратель земель русских) сосредоточил в своих руках огромную власть, подавив сопротивление удельных князей, поставив бояр себе на службу. Позаботился он и о безопасности трона. Еще при жизни Василий III создает опекунский совет изнаиболее доверенных и преданных бояр при его молодой, неопытной в государственных делах супруге – великой княгине Елене Глинской и их сыне – малолетнем (3 года) Иване IV. Заботу о них он поручил боярам Михаилу Юрьевичу Захарьину, Михаилу Львовичу Глинскому – дяде жены, дворецкому Шигоне и нескольким родовитым боярам, в том числе братьям Шуйским. Таким образом, после смерти Василия III в 1533 г. вся власть оказалась в руках опекунского Совета, единства среди которого не наблюдалось. Это и предопределило в дальнейшем политическую ситуацию, создавшуюся в стране. Весь период правления Ивана IV (1533 – 1584 гг.) можно условно разделить на несколько.
Властная, вспыльчивая, красивая Елена Глинская никак не могла согласиться с второстепенной ролью во дворце. Опираясь на помощь своего фаворита, также члена Боярской думы, князя Ивана Федоровича Овчины-Телепнева-Оболенского, она начала борьбу против опекунов. Был арестован дядя великого князя Андрей Старицкий, а затем и собственный дядя Елены Михаил Глинский. Оба умерли в заточении. Опекунский Совет пал и началось правление матери Ивана IV Елены Глинской. Правительство Елены провело ряд реформ: - в Москве было предпринято строительство новых зданий, в том числе стен Китай-города, русская столица стала чище и красивее; - взамен старой серебряной, была введена новая полновесная монета, одинаковая по всей стране – знаменитая копейка; - начало проведения губной(губа – округ) реформы. Среди сторонников Елены Глинской не было единства. Ее правление противоречило патриархально-религиозным взглядам московского боярства, не допускавшего участия женщин в общественной жизни. Старое боярство ненавидело княгиню и ее людей за то, что те не оправдали их надежд и не дали им той власти, о которой они мечтали после смерти Василия III. Вот почему неожиданная смерть регентши в 1538 г. сопровождалась слухами о её отравлении.
Смерть Елены Глинской вызвала ликование боярства. Теперь в их руках оставался восьмилетний Иван IV, потерявший не только отца, но и мать. То, что произошло после установления в стране власти различных боярских группировок, их влияния на юного князя во многом объясняет последующую историю России, деятельность самого правителя. С 1538 г. началась острая борьба между Шуйскими, Бельскими и Глинскими. Политическая нестабильность, беспринципность и корыстолюбие новоявленных правителей, усиление местнических споров и бесконтрольная раздача земель привели к ослаблению центральной власти, падению ее престижа, произволу наместников. Бояре на глазах Ивана IV его именем свергали и уничтожали друг друга. В этот период меняется статус Боярской Думы – если раньше она была совещательным органом, без чётких полномочий, в 1530 -1540-е годы превращается в государственное учреждение бюрократического типа, т.к. в годы малолетства Ивана IV в Думе была сосредоточена вся исполнительская и законодательная власть. В условиях боярских усобиц, сопровождаемых кровавым насилием, рос молодой великий князь, формировались черты его характера: подозрительность, трусость, жестокость, необузданность. По существу, боярское самовластие убивало в душе будущего правителя все святое, веру в людей, в незыблемость высоких человеческих чувств. Это ожесточало его, заставляло скрывать свои мысли и чувства. Очевидцы рассказывают, что уже в 12 лет он проявлял неистовость, буйство нрава и крайнюю жестокость. В 13 лет он принял свое первое волевое и жестокое решение: в ответ на преследование боярами одного из своих любимцев он приказал слугам убить особенно досадившего ему князя Андрея Шуйского. Два часа тело лежало на дворцовом крыльце. Впервые в облике мальчика промелькнули черты будущего грозного царя.
К 1546 г. Иван IV достиг совершеннолетия, которое устанавливалось с 15 лет. Наконец-то он освободился от опеки придворных и начал править самостоятельно. Уже в это время в уме великого князя, которого долгие годы унижали и оскорбляли, постепенно созревали идеи об исключительности его власти, её божественном происхождении. Об этом же твердило и окружение, стремящееся укрепить возвышением великого князя собственное влияние. В частых беседах эту мысль внушал ему новый митрополит Макарий, умный и высокообразованный человек, сторонник сильной централизованной власти. Всё это привело к тому, что в придворных кругах при активной поддержке самого монарха созрела мысль о принятии им царского титула. Церемониал обряда венчания на царство разработал митрополит Московский Макарий.
Однако венчание на царство не предотвратило усиления политического кризиса: - боярское правление продолжалось, недовольство властью временщиков усиливалось. В марте того же года Иван Васильевич женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, представительнице старинного рода московских бояр. - Летом 1547 г. – из-за «великой засухи» возникли голод и пожары (выгорела почти вся деревянная Москва), в столице и других городах вспыхнули восстания, которые Боярской думе с трудом удалось погасить. - Среди горожан распространилось «Новое учение» - ересь, созданная бывшим беглым холопом Феодосием Косым. Он выступал за социальное равенство и призывал к неповиновению властям. В обстановке роста народного недовольства выявилась необходимость изменения политического курса и проведения преобразований, направленных на консолидацию правящего слоя, укрепление центрального аппарата управления и армии, решение насущных внешнеполитических задач, т.е. приводящие к усилению государства в целом. На политический курс Ивана IV в это время влияли доверенные лица, происходившие из разных слоёв высших сословий: А.Ф.Адашев – думный дворянин, Сильвестр – священник Благовещенского собора, духовник царя, князь Андрей Курбский, митрополит Макарий, думный дьяк Посольского приказа И.М.Висковатый. Круг этих лиц не имел официального статуса, не являлся правительственным органом власти и не имел правовой основы для своей деятельности. Все строилось на личных отношениях Ивана IV со своими советниками. В историю России ближайшие советники царя вошли как Избранная Рада (Совет избранных). В конце 1540 – 1550-е гг. в стране проводились политико-административные реформы. Это время историки называют «периодом политики компромисса» - согласия в проведении мер, необходимых для бояр и дворян. Первым проявлением этой политики стал созыв Земского собора.
|