Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика проблематики консультирования в начальной школе
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Это мотивационный аспект, обеспечивающий направленность ребенка на учебу, эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: ожидание неуспеха, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь и нежелание посещать школу. Эмоционально неблагополучный ребенок нередко может испытывать тревогу или страх. Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Тревога – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Страх испытывается при «витальной» угрозе, а тревога – при угрозе социальной (межличностным отношениям, положению в обществе). В отличие от страха, тревога не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, болезненно боятся и избегают неудачи. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Тревожным детям трудно самим оценить результаты своей деятельности, они не могут решить, правильно или неправильно сделали, ждут оценки от взрослого. По отношению к этим детям используются специальные оценки: максимально конкретизируется сфера действия оценочного суждения, оцениваются отдельные элементы, особенно успешные. Особое отношение тревожного ребенка к успеху-неуспеху повышает травматическую вероятность неудач, которые он почти всегда объясняет собственной неполноценностью, отсутствием способностей. Это делает ребенка чрезвычайно зависимым от взрослого, гипертрофирует фигуру учителя в его глазах, что отражается на мотивации учения – стремление делать все, как говорит учитель. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри все холодеет, щемит в области сердца, ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, скованным. Такие симптомы говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма. Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; конфликтные отношения между родителями; психические травмы типа испуга; психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью, длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями; избеганием объекта страха, а также всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний детей. Чаще это чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чье представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви. Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, долга, обязанности, может спровоцировать появление страха «быть не тем». Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным и наказанным. В младшем школьном возрасте страх «быть не тем» достигает максимального развития, поскольку дети стараются овладеть новыми знаниями, серьезно относятся к своим обязанностям школьника и очень переживают по поводу отметок. Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих учеников, что впоследствии может привести к неврозам и школобоязни. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учителем. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку и быть осмеянным. Больше всего такие дети боятся отвечать у доски, так как именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам: наказывают ребенка или оказывают на него психологическое давление. В младшем школьном возрасте отметка воспринимается ребенком как оценка всей его личности («ты плохой, потому что ты плохо учишься»), в результате возникает неразрешимый внутренний конфликт, который сопровождается чувством неопределенности, неуверенности в себе и различными страхами. В ряде случаев страх перед школой бывает вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявления физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных и педагогически запущенных детей. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер или исчезают совсем. Но, принимая длительный характер, они вызывают у ребенка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их. Школьные страхи лишают ребенка психологического комфорта, радости учения и способствуют развитию детских неврозов. Выявить страхи младших школьников можно с помощью различных методов. Метод неоконченных предложений используется для диагностики страхов в различных сферах общения и деятельности школьника. Ребенку предлагается закончить предложения («Когда я думаю о школе...», «Когда я иду в школу...», «Когда я отвечаю у доски...», «Когда учитель задает вопрос, я...»). В окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания ребенка, которые очень важно знать учителю. Для коррекции страхов используются методы игротерапии и арттерапии. Школьная тревожность – форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка, выражающаяся в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в ожидании плохого отношения к себе и отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Педагоги и родители обычно отмечают такие особенности ребенка, говоря, что он всего боится, раним, мнителен, повышенно чувствителен, относится ко всему слишком серьезно. Тревожность часто оказывается предвестником невроза, и работа по ее преодолению – это работа по психопрофилактике невроза. Высокий уровень школьной тревожности и снижение самооценки характерны для периода поступления в школу, первых месяцев учебы. После адаптационного периода (от 1 до 3 месяцев) положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются. Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей: 1) выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой; 2) укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о личностном росте человека. Для преодоления школьной тревожности у детей необходимо: - сформировать у детей определенный уровень притязаний, соответствующий внутренней позиции школьника (гипертрофированные потребности, порождая бурные эмоциональные реакции, препятствуют формированию продуктивных навыков деятельности, общения); - развивать у детей оперативные навыки поведения, деятельности, общения (новые навыки более высокого уровня позволят детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотива); - вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях. Для снятия тревожности у младших школьников используется метод последовательной десенсибилизации. Суть метода заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного волновать его, и заканчивая теми, которые вызывают сильную тревогу, испуг. «Отреагирование» страха, тревоги, напряжения осуществляется с помощью игр-драматизаций, где сначала с помощью кукол, а затем без них, в форме театральных этюдов дети изображают ситуации школьной жизни, причем все пугающие моменты должны быть доведены до крайней степени, чтобы «зрителям» было страшно. Поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуаций. Большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения и успехов. Через оценку взрослого, сверстника он понимает, что может, чего не может, что умеет, а чему должен еще научиться. Принципиально важным является формирование такого отношения не только к оценке, но и к любому результату, который должен восприниматься ребенком как ориентир на пути овладения знаниями и умениями. Такое отношение позволяет сделать детей более свободными по отношению к собственным успехам и неудачам, сфокусировать внимание на самой деятельности. Работа по снятию школьной тревожности и страхов будет иметь эффект только при создании щадящих условий в семье и школе, при поддерживающем ребенка позитивном отношении к нему со стороны окружающих.
|