Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии работы психолога с подростками и старшеклассниками






Основным направлением психологической работы со старшеклассниками является актуализация процесса их самоопределения с целью социальной адаптации. При­обретение социально-психологических навыков осуществляется в процессе групповой работы с учащимися (социально-психологический тре­нинг), индивидуально-консультативной работы с подрост­ками, их родителями и педагогами по вопросам межличностных отношений, семейной ситуации, профориентации и др. Технология работы школьного психолога состоит из следующих элементов:

1) организационные вопросы: формулирование целей и задач, встреча с педагогами (получение информации о детях), беседа психолога с родителями (получение их согласия), встреча психолога с подростками (формирование мотивации), анализ полученной информации, планирование деятельности, подбор методик;

2) диагностические процедуры: тесты на личностные особенности, на самооценку, на интеллектуальное развитие, на изучение характера взаимоотношений; тесты профессиональной ориентации;

3) консультативно-методическая работа: индивидуальная работа с подростком; консультирование родителей (первичная помощь, активация родителей на позитивное вмешательство в развитие подростка), педагогов (обсуждение причин трудностей и возможности создания определенных условий обучения); поиск индивидуального решения проблемы;

4) групповой тренинг: тренинг жизненных умений, тренинг личностного роста и др.;

5) профориентационная работа: собеседование с подростком по результатам профдиагностики, беседа с классным руководителем, с родителями;

6) подведение итогов, выделение функций психологического и педагогического сопровождения проблемных подростков, планирование последующей работы.

Социально-психологический тренинг – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Это форма специально организованного обще­ния, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников. Т-группа – группа, создаваемая для воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия.

Программа тренинга для старшеклассников состоит из трех направлений:

- обучение социально-психологическим на­выкам;

- профилактика зависимых состояний;

- помощь в создании жизненной стратегии, выборе про­фессии.

Обучение учащихся социально-психологическим навыкам предполагает анализ возможных альтернатив их поведения и выработку собственной позиции у каждого участника тренинга. В каждое занятие включаются упражнения-энергизаторы, которые помогают создать положительный эмоциональ­ный микроклимат в группе: составление коллективной сказ­ки, экспромт-театр, ролевые игры и другие приемы. В кон­це каждого занятия проводится анализ, а по окончании тренинга – итоговая анкета участников.

Профилактика зависимых состояний включает в себя предоставление информации о социальных вредностях, показ плюсов и минусов самостоятельного выбора, выработку собственного отношения к про­блеме, формирование критического отношения к асоциальному поведению. Оказание помощи в выборе жизненной стратегии включает исследование профессиональных интересов и возможно­стей выбора профессии, выявление профессиональных намерений учащихся, формирование жизненного сценария в рамках социаль­но-психологического тренинга.

Темы занятий могут быть самыми разнообразными: «Проек­ция своего будущего», «Что та­кое дружба?», «Здоровый образ жизни», «Культура чувств», «Алкоголь и подросток», «Способности и склонности», «Биржа труда», «Я устраиваюсь на работу» и т.д. Тренинг предполагает психологичес­кое воздействие, основанное на активных методах группо­вой работы. Во время занятий у подростков происходит смена внут­ренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Они становятся более компетентными в сфере общения. Задача группы социально-пси­хологического тренинга – помочь каждому участнику вы­разить себя индивидуальными средствами.Но для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя. Самовосприятие личности осуществляется по пяти ос­новным направлениям:

1) восприятие своего «Я»через соотнесение с другими – человек использует другого в качестве модели, удобной для наблюдения: это дает возможность идентифицировать, сопоставить себя с други­ми членами группы;

2) восприятие себя через восприятие других – исполь­зование информации, передаваемой окружающими на ос­нове обратной связи: это позволяет узнавать мнение окру­жающих о себе через их слова, чувства, поведенческие ре­акции;

3) восприятие себя через результаты деятельности – этот способ самооценки закрепляет мнение о своих возможностях;

4) восприятие себя через наблюдение собственных состо­яний – это дает понимание своего внутреннего мира;

5) восприятие себя через оценку внешнего облика – участ­ники учатся принимать себя и на этой основе развивать свои возможности.

Общие цели социально-психологического тренинга, спо­собствующие развитию личности: а) повышение социаль­но-психологической компетентности участников, развитие их способности активно взаимодействовать с окружающи­ми; б) формирование активной социальной позиции под­ростков и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей; в) повышение общего уровня психологической культуры. Цели тренинга реализуются через частные задачи:

- овладение определенными социально-психологическими знаниями;

- развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других;

- диагностику и коррекцию личностных качеств;

- снятие коммуникативных барьеров;

- овладение приемами межлично­стного взаимодействия.

Основными принципамитренинговой работы явля­ются следующие:

1) диалогизация взаимодействия – равноправное общение, основанное на доверии;

2) обратная связь – непрерывное получе­ние информации от других членов группы;

3) самодиагностика – самораскрытие уча­стников, осознание и формулирование проблем;

4) оптимизация развития, констатация пси­хологического состояния отдельных участников и группы в целом, создание условий для их развития;

5) гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер – сочетание эмоционального накала и постоянной рефлексии переживаний;

6) добровольное участие в тренинге, предполагающее личную заинтере­сованность;

7) постоянный состав группы, способствующий группо­вой динамике и самораскрытию;

8) погружение, требующее организации работы крупны­ми временными блоками;

9) изолированность, обеспечивающая конфиденциальность занятий;

10) свободное пространство, обеспечивающее сво­бодное передвижение в микрогруппах.

Эф­фективным методом работы с подростками является групповая психотерапия (В.И. Гарбузов). В психотерапевтической группе подростки видят себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений, поступ­ков и действий других, благодаря чему они приобретают важную способность видеть и оценивать себя глазами дру­гих. В процессе групповой психотерапии отрабатываются навыки общения, преодоления экстремальных ситуаций. В моделируемых психодраматических обстоятельствах выявляются и рационально разрешаются внутренние конфликты, преодолеваются страхи, отрабатываются продуктивные формы проявления агрессии, формируется культура общения. В психотерапевтической группе подросток принимает сам себя, других и жизненную реальность, преодолевая тре­вожную мнительность, пессимизм и депрессивность.

Цели и задачи групповой психотерапии подростков:

1) коррекция отношения к себе – достижение способности к объективной самооценке, развитие пси­хофизических данных, приобретение самостоятельности; «ре­ставрация» подавленной натуры, укрепление адаптивности; реабилитация «Я», достижение уверенности, антиконформности, антивнушаемости; приведение системы ценностей и потребностей в соответствие с пси­хофизическими возможностями; коррекция полоролевого поведения, принятие адекватной роли;

2) коррекция отношения к другим – достижение способности к эмпатии, способности к критическому, но доброжела­тельному отношению, к восприятию достоинств и недостат­ков других лиц; «реставрация» альтруистической ориентации личности; приобретение навыков общения, способности к предотвращению и разреше­нию межличностных конфликтов; приобретение навыков культуры эмоциональной экспрессии, навыков аргументации, умения устанавливать деловые контакты; приобретение навыков психологической защиты; реа­билитация в глазах других, за­воевание авторитета;

3) коррекция отношения к реальности – приобрете­ние навыков выбора и принятия решений, мобилизации и самоорганизации; обретение оптимизма в отношении реальной жиз­ни; преодоление пессимизма, неадекватного образа жизни.

Тренинг с подростками направлен на восстановление доверия к миру, снятие тревожности и напряженности, развитие психологической устойчивости к трудным си­туациям, облегчение процесса адаптации, предоставление возможности осознания собственных проблем. Во время тренинговых занятий подросток окру­жается вниманием и заботой может рассчитывать на по­мощь других, он имеет возможность использовать раз­личные стили общения, усваивать новые коммуникативные умения и навыки, он учится доверять людям, готовится к пол­ноценной жизни в социуме.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал