Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии работы психолога с подростками и старшеклассниками
Основным направлением психологической работы со старшеклассниками является актуализация процесса их самоопределения с целью социальной адаптации. Приобретение социально-психологических навыков осуществляется в процессе групповой работы с учащимися (социально-психологический тренинг), индивидуально-консультативной работы с подростками, их родителями и педагогами по вопросам межличностных отношений, семейной ситуации, профориентации и др. Технология работы школьного психолога состоит из следующих элементов: 1) организационные вопросы: формулирование целей и задач, встреча с педагогами (получение информации о детях), беседа психолога с родителями (получение их согласия), встреча психолога с подростками (формирование мотивации), анализ полученной информации, планирование деятельности, подбор методик; 2) диагностические процедуры: тесты на личностные особенности, на самооценку, на интеллектуальное развитие, на изучение характера взаимоотношений; тесты профессиональной ориентации; 3) консультативно-методическая работа: индивидуальная работа с подростком; консультирование родителей (первичная помощь, активация родителей на позитивное вмешательство в развитие подростка), педагогов (обсуждение причин трудностей и возможности создания определенных условий обучения); поиск индивидуального решения проблемы; 4) групповой тренинг: тренинг жизненных умений, тренинг личностного роста и др.; 5) профориентационная работа: собеседование с подростком по результатам профдиагностики, беседа с классным руководителем, с родителями; 6) подведение итогов, выделение функций психологического и педагогического сопровождения проблемных подростков, планирование последующей работы. Социально-психологический тренинг – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников. Т-группа – группа, создаваемая для воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия. Программа тренинга для старшеклассников состоит из трех направлений: - обучение социально-психологическим навыкам; - профилактика зависимых состояний; - помощь в создании жизненной стратегии, выборе профессии. Обучение учащихся социально-психологическим навыкам предполагает анализ возможных альтернатив их поведения и выработку собственной позиции у каждого участника тренинга. В каждое занятие включаются упражнения-энергизаторы, которые помогают создать положительный эмоциональный микроклимат в группе: составление коллективной сказки, экспромт-театр, ролевые игры и другие приемы. В конце каждого занятия проводится анализ, а по окончании тренинга – итоговая анкета участников. Профилактика зависимых состояний включает в себя предоставление информации о социальных вредностях, показ плюсов и минусов самостоятельного выбора, выработку собственного отношения к проблеме, формирование критического отношения к асоциальному поведению. Оказание помощи в выборе жизненной стратегии включает исследование профессиональных интересов и возможностей выбора профессии, выявление профессиональных намерений учащихся, формирование жизненного сценария в рамках социально-психологического тренинга. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: «Проекция своего будущего», «Что такое дружба?», «Здоровый образ жизни», «Культура чувств», «Алкоголь и подросток», «Способности и склонности», «Биржа труда», «Я устраиваюсь на работу» и т.д. Тренинг предполагает психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Во время занятий у подростков происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Они становятся более компетентными в сфере общения. Задача группы социально-психологического тренинга – помочь каждому участнику выразить себя индивидуальными средствами.Но для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя. Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям: 1) восприятие своего «Я»через соотнесение с другими – человек использует другого в качестве модели, удобной для наблюдения: это дает возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы; 2) восприятие себя через восприятие других – использование информации, передаваемой окружающими на основе обратной связи: это позволяет узнавать мнение окружающих о себе через их слова, чувства, поведенческие реакции; 3) восприятие себя через результаты деятельности – этот способ самооценки закрепляет мнение о своих возможностях; 4) восприятие себя через наблюдение собственных состояний – это дает понимание своего внутреннего мира; 5) восприятие себя через оценку внешнего облика – участники учатся принимать себя и на этой основе развивать свои возможности. Общие цели социально-психологического тренинга, способствующие развитию личности: а) повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности активно взаимодействовать с окружающими; б) формирование активной социальной позиции подростков и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей; в) повышение общего уровня психологической культуры. Цели тренинга реализуются через частные задачи: - овладение определенными социально-психологическими знаниями; - развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других; - диагностику и коррекцию личностных качеств; - снятие коммуникативных барьеров; - овладение приемами межличностного взаимодействия. Основными принципамитренинговой работы являются следующие: 1) диалогизация взаимодействия – равноправное общение, основанное на доверии; 2) обратная связь – непрерывное получение информации от других членов группы; 3) самодиагностика – самораскрытие участников, осознание и формулирование проблем; 4) оптимизация развития, констатация психологического состояния отдельных участников и группы в целом, создание условий для их развития; 5) гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер – сочетание эмоционального накала и постоянной рефлексии переживаний; 6) добровольное участие в тренинге, предполагающее личную заинтересованность; 7) постоянный состав группы, способствующий групповой динамике и самораскрытию; 8) погружение, требующее организации работы крупными временными блоками; 9) изолированность, обеспечивающая конфиденциальность занятий; 10) свободное пространство, обеспечивающее свободное передвижение в микрогруппах. Эффективным методом работы с подростками является групповая психотерапия (В.И. Гарбузов). В психотерапевтической группе подростки видят себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений, поступков и действий других, благодаря чему они приобретают важную способность видеть и оценивать себя глазами других. В процессе групповой психотерапии отрабатываются навыки общения, преодоления экстремальных ситуаций. В моделируемых психодраматических обстоятельствах выявляются и рационально разрешаются внутренние конфликты, преодолеваются страхи, отрабатываются продуктивные формы проявления агрессии, формируется культура общения. В психотерапевтической группе подросток принимает сам себя, других и жизненную реальность, преодолевая тревожную мнительность, пессимизм и депрессивность. Цели и задачи групповой психотерапии подростков: 1) коррекция отношения к себе – достижение способности к объективной самооценке, развитие психофизических данных, приобретение самостоятельности; «реставрация» подавленной натуры, укрепление адаптивности; реабилитация «Я», достижение уверенности, антиконформности, антивнушаемости; приведение системы ценностей и потребностей в соответствие с психофизическими возможностями; коррекция полоролевого поведения, принятие адекватной роли; 2) коррекция отношения к другим – достижение способности к эмпатии, способности к критическому, но доброжелательному отношению, к восприятию достоинств и недостатков других лиц; «реставрация» альтруистической ориентации личности; приобретение навыков общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов; приобретение навыков культуры эмоциональной экспрессии, навыков аргументации, умения устанавливать деловые контакты; приобретение навыков психологической защиты; реабилитация в глазах других, завоевание авторитета; 3) коррекция отношения к реальности – приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизации и самоорганизации; обретение оптимизма в отношении реальной жизни; преодоление пессимизма, неадекватного образа жизни. Тренинг с подростками направлен на восстановление доверия к миру, снятие тревожности и напряженности, развитие психологической устойчивости к трудным ситуациям, облегчение процесса адаптации, предоставление возможности осознания собственных проблем. Во время тренинговых занятий подросток окружается вниманием и заботой может рассчитывать на помощь других, он имеет возможность использовать различные стили общения, усваивать новые коммуникативные умения и навыки, он учится доверять людям, готовится к полноценной жизни в социуме.
|