Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Катя Огонёк: неиспользованный шанс.






 

По странному совпадению, продюсером, «вдохнувшим жизнь в этот проект» (как утверждает официальная аннотация на диске) был Степан Разин – человек, сыгравший несколькими годами позже неблаговидную роль в судьбе Елены Хрулёвой, о чём - ниже.

Но для Кристины Пенхасовой проект «Белая тайга» сыграл роль твердотопливного ускорителя, рванувшего её карьеру певицы вверх со стремительностью и мощью космического челнока. Певица, взявшая для этого проекта псевдоним Катя Огонёк, буквально в одно утро проснулась сказочно популярной и признанным авторитетом в жанре. Диски расходились миллионными тиражами, их слушала вся страна, а жанр шансона получил новую и весьма перспективную певицу. Однако, было во всей этой истории несколько важных «но»…

Чтобы вызвать у публики дополнительный интерес, продюсеры проекта состряпали красивую легенду о том, что певица якобы записала его, сидя в тюрьме. Потому, мол, и псевдоним такой выбрала - «простецкий», но «народный» … Дескать, все они там на Большой эстраде «звёзды» великие, а тут – «огонёк», собирающий залы и стадионы без всякой рекламы! Внешне всё выглядело красиво и логично – тем более, что авторитет попсы к тому времени уже упал почти до плинтуса, и песни типа «Подруженьки» буквально взрывали затхлую атмосферу тогдашнего шоу-бизнеса.

Кристина, которой в то время был 21 год, со всем этим легко согласилась и стала «нехотя», но подтверждать свою легенду. Это была уже не просто стратегическая ошибка – это был капкан. Дело в том, что «Огонёк» в переводе с блатного языка означает чаще всего либо зажигалку, либо публичный притон, и «сидевшая» женщина выступать под таким псевдонимом ни в коем случае не могла. Ситуация подогревалась ещё и весьма эротичной внешностью 21-летней певицы. (На обложке «Белой тайги-2» она изображена с глубоким декольте, и её данным могли позавидовать до 90% её ровесниц…) Да и голос (низкий, с придыханием) тоже взывал у многих, особенно у тюремной аудитории, более чем понятные ассоциации. Ситуация с самого начала запахла конфузией. Было очевидно – если певица «сидела», её не надо было называть таким псевдонимом. Если Огоньком её всё же окрестили, ни в коем случае не надо было «сажать» её на тюремные нары. Но продюсеры жанра уже тогда демонстрировали чудеса глупости и совершенно немыслимого пофигизма, которые и привели впоследствии жанр к тяжелейшему кризису десятилетием позже.

Наконец, песни. С точки зрения стихов и музыки альбомы были сделаны почти безупречно. Спайка материала с голосом молодой певицы получилась идеальная. Страна не просто СЛУШАЛА новую певицу. Она ВЕРИЛА ей. И этого опять-таки не поняли вовремя ни продюсеры, ни сама Катя-Кристина.

А это был поворотный момент в жизни Кристины. Став Катей Огонёк, она перестала принадлежать себе. В 21 год на неё обрушилась такая слава, о которой она не смела и мечтать. Казалось, ей открыты все двери в этом мире…

Но именно с этого момента начался процесс, который приведёт молодую певицу к трагическому концу.

Катя Огонёк: точка перегиба. «Говорили про меня – «детка-малолетка». Малолеткой родилась, ею и помру!»

 

Проснувшись знаменитой, девушка многого не понимала и многое продолжала делать так, как будто ничего особенного не произошло. Она просто не знала, что ей делать с нежданно свалившейся на неё славой. Наверное, этим объясняется то, что уже одно из первых её интервью, данное весной 1998 года после премьеры «Белой тайги» на сцене питерского ДК им. Горького, буквально пестрит моментами, которых по всем писаным и неписаным «законам жанра» там быть не должно. Катя Огонёк воспринималась многими почти как национальная героиня и человек-символ, а из интервью предстала обыкновенная, не особо интеллектуально подкованная, и, что самое главное, не самостоятельная, девушка-подросток, которая, похоже, искренне не понимала, что же от неё хотят услышать, и кем она де-факто стала для миллионов своих слушателей… Именно отсутствия самостоятельности в принятии многих важных решений ей впоследствии не простит сама жизнь.

Справедливости ради надо отметить, что стать по-настоящему самостоятельной Кате Огонёк было нелегко хотя бы по одной причине – она никогда не писала песен сама. Она всегда пела только то, что ей приносили. Но мастерство певца в том и состоит, чтобы прочувствовать, прожить то, что написали другие, и преподнести это так, словно это написано тобой. Увы, у Кати Огонёк с этим часто возникали проблемы. Само исполнение песен ей давалось на удивление легко – песни получались очень выразительными, прочувствованными и вроде бы очень искренними. Но мало кто знал, что певица часто не пыталась как следует понять, что она поёт. Она выбирала песни не столько по содержанию, сколько по эмоциональному настроению. Некоторые песни, как она потом признавалась, ей и вовсе не нравились, но она их пела, потому что «надо было спеть». В их числе была и одна из лучших песен - «Свобода», ставшая для некоторых слушателей почти молитвой… Впоследствии выяснилось, что Кате «не нравился» и почти весь материал «Белой тайги» - мол, слишком много там было «блататы». Однако, всем уже очевидно – «Белая тайга» и другие ранние альбомы К.Огонёк если и были «блатными» (точнее, каторжанскими), то исключительно по содержанию, а ни в коем случае не по духу!

1998-2002 годы стали «вторым рождением» русского шансона. Жанр, до того пребывавший в почти катакомбном положении, впервые проник в радиоэфир. Эйфория, которая возникала в связи с этим, была сравнима разве что с эйфорией поздней перестройки, когда стало «можно говорить» сразу и обо всём. В 1999 году открывается шансонная радиостанция в Петербурге, а годом позже – «радио Шансон» в Москве. Это событие ещё больше подхлестнуло успех Кати Огонёк – теперь её чувственные и в то же время мужественные песни звучали уже на всю страну из электронных СМИ. Примечательно, что примерно в то же время, в 1998 году, в радиоэфир пробует проникать начинающая певица Елена Хрулёва, но на фоне буквально вала талантов, ждавших «очереди» в эфире десятилетиями, в том числе маститых мэтров жанра, молодую певицу слабо замечают. Тем более, у неё нет нужных родственных связей в мире искусства, как у той же Кати Огонёк. Но тогда вообще никто не мог представить, как всё обернётся через какие-то 10 лет…

23 декабря 2000 года в Москве происходит событие, которому суждено было стать вершиной развития жанра. В это день жанр впервые продемонстрировал, что его артисты способны собрать стадион – в «Олимпийском» проходит Первый международный фестиваль «Звёздная пурга-2000». Более 40 участников, многих из которых зрители впервые УВИДЕЛИ в лицо, хотя выросли на их песнях целыми поколениями, более 6 часов музыки, которая до того звучала лишь из магнитофонных колонок… Одним из ключевых участников фестиваля была и Катя Огонёк. Правда, её участие в фестивале до последнего момента было под вопросом – певица вышла на сцену на 7 месяце беременности… Но народ по достоинству оценил этот подвиг – авторитет певицы поднялся ещё выше.

К сожалению, этот подвиг сыграет в судьбе Кати роковую роль. 13 февраля 2001 года у неё родится дочь Лера, а уже через 3 дня (!) 16 февраля, певица стоит на сцене питерского БКЗ «Октябрьский», участвуя в концерте «7 лет студии Ночное такси».(Кстати, до Питера певица добиралась самолётом – транспорт, который и без беременности не всем показан…) Результат такого мужественного поведения не заставил себя ждать. Вскоре после рождения дочки у певицы обвально ухудшается здоровье. Её первый сольник в Москве 23 апреля 2001 года должен был стать трамплином к новым вершинам, но де-факто он стал точкой перегиба. Карьера певицы сначала «замирает», а потом идёт на спад. В сентябре 2001 года так и не состоится обещанный второй сольник в Москве, а презентация нового альбома «Дорожный роман» вместо концертного зала, проходит в казино(!!!). Впрочем, главной причиной всех последующих бед стало всё же не состояние здоровья певицы, а её роковое решение разорвать контракт с автором «Белой тайги» В.Клименковым и переформатировать своё творчество на лирический лад. По сути, певица сама, никого не спросив, решила выйти из амплуа «блатной» певицы и стать певицей чисто лирической.

В принципе, такой переход был возможен, но… не в том виде и состоянии, в каком пребывала к тому моменту Катя Огонёк. Чтобы перейти от «тюремной» тематики к какой-то ещё, необходимо было проделать колоссальную работу, в том числе и над собой. Необходимо было заинтересовать зрителя и слушателя новым амплуа столь же сильно, как и темой «тюрьмы», а это было чрезвычайно непросто. Нужны были абсолютно новые творческие идеи, работа над внешним образом, другие аранжировки, другой тип текстов и мелодий, работа над вокальными данными… Например, было очевидно, что Катя Огонёк вполне могла бы исполнять самые разные песни – от военных советских до народных русских. Песня «На безымянной высоте» в её исполнении вполне могла украсить собой любой День Победы. А народная «Шумел камыш» вполне могла вызвать у публики оцепенение, сравнимое с тем, что вызвала «Подруженька». Могла, могла… Но ничего этого сделано не было. Вместо долгой и кропотливой работы над собой певица пошла по самому лёгкому пути – она просто стала петь лирику в шансонном музыкальном обрамлении. Из песен постепенно ушёл дух жанра, его первоначальный смысл, уступая место этакой благости, лакированности, бесхребетности… Аудитория Кати Огонёк стала стремительно меняться – публика теряла к её новым песням интерес, особенно мужчины. Общение с поклонниками всё чаще проходило по принципу «между нами, девочками». По такому пути и до К.Огонёк прошло много певиц (включая А.Пугачёву), и итог у всех был примерно одинаков – падение активной популярности и творческий застой.

Забегая вперёд, надо сказать – следом за К.Огонёк на те же грабли наступил уже весь жанр шансона в целом. Когда в 2003 году в жанре произошёл раскол, часть его исполнителей тоже попыталась переформатировать своё творчество на «лирический» лад, пойдя по наиболее лёгкому пути – не меняя ни структуры текстов, ни аранжировок, ни внешнего вида, просто «убрать тюрьму» из песен. Итог – тяжелейший кризис, в котором жанр пребывает до сих пор, и конца которому не видно.

Катя Огонёк была безусловно талантливым человеком, но, пожалуй, этим всё и исчерпывалось – её талант не был «огранён» ни жизненным опытом, ни соответствующим музыкальным или актёрским образованием. А без этого трудно рассчитывать на стабильную творческую карьеру. Чуда, подобного проекту «Белая тайга», во второй раз не произошло. С 2001 по 2007 год Катя не дала ни одного сольного концерта в Москве, а её участие в сборниках ограничивалось только двумя песнями – «Прикуп» и «Аплодисменты», далеко не самыми лучшими. Выступления становились всё более рутинными, альбомы – похожими один на другой. Правда, интересные песни всё же попадались (например, «Воркутинская зима», «Разлучница-дорога»…), но на концертах певица их не пела, отдавая приоритет всё той же лирике, или «парадному блатнячку» («Прикуп»). Некоторую свежую кровь в творчество К.Огонёк внесла работа в 2005 году с поэтом Вадимом Цыгановым, написавшим для неё ряд по-настоящему качественных текстов, однако до их полного воплощения на сцене дело так и не дошло.

Второй сольник К.Огонёк в Москве, в феврале 2007 года прошёл почти незамеченным – там не нашлось достаточно места ни наиболее выразительным старым песням, ни новым песням на стихи В.Цыганова.

24 октября 2007 года 30-летняя певица скоропостижно скончалась. По официальной версии - от остановки сердца…

***

Для многих эта смерть была неожиданной. Но только не для тех, кто объективно оценивал состояние, в котором оказался жанр в целом. Безвременная смерть в жанре – явление, увы, не редкое. И до К.Огонёк рано уходили Круг, Наговицын, Бурмистров… В 57 лет не стало в 2006 году легендарного Н.Резанова. Но именно смерть К.Огонёк отдавала каким-то нехорошим мистицизмом – было ощущение, что хоронят уже не конкретную артистку, а сам жанр – настолько далеко к тому времени зашли там процессы разложения. Красноречивая деталь – 7 раз при Катиной жизни в Кремле проходила церемония «Шансон года», и ни разу К.Огонёк не приняла там участие. Наградили её только в 2009 году – посмертно, разумеется, и под крокодиловы слёзы кремлёвской аудитории…

И ещё. Три года могила любимой миллионами певицы простояла без памятника и цоколя, единственная (!!!) на всём участке. Только в 2010 году памятник был установлен, а цоколя там нет до сих пор. Что это, как не признак явной уже не только творческой, но и нравственной деградации жанра шансон? Впрочем, судьба Кати Огонёк, как уже говорилось – это и есть во многом судьба самого жанра…

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал