Этапы развития психологии.
Современные представления о предмете научная психология.
В жизни человека существуют 2 похожие, связанные между собой реальности: объективная (материальная) – внешняя от него не зависящая(дерево в соседнем лесу); другая – субъективная, принадлежащая только самому человеку (воспоминания, сон).
Объект – это то реальное, целостное, относительно большое, с чем наука имеет дело, с чем она в действительности работает. Объект беспределен, многоаспектен.
Предмет – это сторона, проекция, аспект объекта, на которое направлено научное исследование. Частичные, предметные аспекты должны перекликаться, все более приближая нас к целостному пониманию объекта.
Психология (от греч. Душа) – это наука о психике, психической жизни и психической деятельности. Главной вопрос психологии о душе и психике был и остаётся философским, во многом религиозным (в этом заключается основная проблема психологии).
2.Принципы научной психологии. Научный принцип: 1. Принцы детерминизма (причинная обусловленность) 2. Принцип системности. Система - взаимосвязь элементов, объединенных единой целью, либо единой функцией. 3. Развития 1) развитие в филогенезе 2) развитие в онтогенезе Развитие - качественное изменение в процессе эволюции, которые улучшают адаптацию к окр. среде. 4. Принцип единства сознания и деятельности: 1) психика всегда познается В деятельности 2)изменять человека можно только в деятельности; 3) Человек может изменить деятельность.
Этапы развития психологии.
5-йгуманистическая психология. Психология правильных взаимоотношений, психология личности.Основное –поступок. Возникла в 50-60 годы ХХ века
6-й Когнективизм (когнетивная психология). Возникла в 70-е года ХХ века. Учение о приёме, переработки и сохранении информации и принятии решений. Родился комплексной технологии. Мозг человека сравнивают с процессором.
4.исследования, на которых базируется научная психология. Сформировалась в 1879 году. Предпосылки появления в XIV веке. 1) исследования немецких физиологов. С 30-х годов XIXв в Германии стали проводится исследования по изучению НС. Изучали скорость проведения нервного импульса. Это зависит от прохождения нервного импульса по синапсам. Таким образом скорость зависит от синаптической жидкости и содержания в ней солей. Психику можно изучать экспериментально. 2. Учение Ч. Дарвина о наследственности. Возникла идея развивающей среды. Среда оставляет одни качества в культуре, а другие из ерзают. Принцип развития возник на учении Дарвина. 3. Ф. Гольтан. Предложил науку Евгенику. Идея об индивидуальной изменчивости. Изучал разнообразные фенотипические изменения. Замерял психические и физиологические качества (память, мышление). Разработал статические методы отработать статического материала. 4. Исследования французских психологов и нейропатологов. В конце XIX в была тайна болезни истерии. Болезнь не имеет телесных оснований. История- вид невроза, функциональное расстройство психики. Лечение гипноза. З. Фрейд начал свои исследования с истерии. Причины всех неврозов начинаются в детстве. Среда бессознательного - большая исследовательская область. 4. Исследования Сетченова. Впервые исследовал мышление и волю, нашел им простое, реальное физическое объяснение. В своей работе рефлексы головного мозга он дал объяснение, что воля это следствие центрального торможения в НС. Центральной торможение - способность тормозить импульсы, несоответствующие цели. Мышление - усеченный рефлекс на основе усеченной двигательной реакции можно планировать и анализировать действия. 5. Этапы развития психики в 3 филогенезе (по А. Н. Леонтиву) А. Н. Леонтив теория в кн. " проблемы развития психике". Первая белковая малекула обусловлено свойствами живого. Способна к процессам ассимиляции и диссимиляции. 1- е свойство психики: 1) раздражимость- способность реагировать на биологически значимые вещества. 2) появление чувствительности - способность реагировать на биологически нейтральные факторы. I. Сенсорная психика 1) чувствительная 2) формирование сложных инстинктивных программ II. Перцептивная психика.
Целостные образы мира. Он возник с появлением коры ГМ.
1) Перцепция восприятия
2) Интеллектуальное поведение (обучение с первого раза) – новые формы поведениявозникают спонтанно в определённой ситуации.
III. Человеческое сознании.
1) Инструментальность - умение пользоваться интеллектуальным орудием
2) Рефлексивность – способность осозновать самого сея в зеркале.
|