Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава счастья и беды
1 - ح د ث ن ا ع ل ي ب ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع م ر ا ن ا ل د ق ا ق ر ح م ه ا ل ل ه ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ي ع ق و ب ، ق ا ل: ح د ث ن ا ع ل ي ب ن م ح م د ر ف ع ه ع ن ش ع ي ب ا ل ع ق ر ق و ف ي ، ع ن أ ب ي ب ص ي ر ، ق ا ل: ك ن ت ب ي ن ي د ي أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ج ا ل س ا و ق د س أ ل ه س ا ئ ل ف ق ا ل: ج ع ل ت ف د ا ك ي ا ا ب ن ر س و ل ا ل ل ه م ن أ ي ن ل ح ق ا ل ش ق ا ء أ ه ل ا ل م ع ص ي ة ح ت ى ح ك م ل ه م ف ي ع ل م ه ب ا ل ع ذ ا ب ع ل ى ع م ل ه م ، ف ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: أ ي ه ا ا ل س ا ئ ل ع ل م ا ل ل ه ع ز و ج ل أ ل ا ي ق و م أ ح د م ن خ ل ق ه ب ح ق ه ، ف ل م ا ع ل م ب ذ ل ك و ه ب ل أ ه ل م ح ب ت ه ا ل ق و ة ع ل ى م ع ر ف ت ه و و ض ع ع ن ه م ث ق ل ا ل ع م ل ب ح ق ي ق ة م ا ه م أ ه ل ه و و ه ب ل أ ه ل ا ل م ع ص ي ة ا ل ق و ة ع ل ى م ع ص ي ت ه م ل س ب ق ع ل م ه ف ي ه م و ل م ي م ن ع ه م إ ط ا ق ة ا ل ق ب و ل م ن ه ل أ ن ع ل م ه أ و ل ى ب ح ق ي ق ة ا ل ت ص د ي ق ، ف و ا ف ق و ا م ا س ب ق ل ه م ف ي ع ل م ه ، و إ ن ق د ر و ا أ ن ي أ ت و ا خ ل ا ل ا ت ن ج ي ه م ع ن م ع ص ي ت ه و ه و م ع ن ى ش ا ء م ا ش ا ء ، و ه و س ر
1. (435) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Йакуб, что передал Али ибн Мухаммад от Шуайба Акаркуфи от Абу Басира, что он сказал: Я сидел возле Имама Садыка (А), когда спросил его некто: «Да буду я твоей жертвой, о сын Посланника Аллаха! Откуда постигает нечестивцев бедствие, когда Аллах в Своем знании решает наказать их за их деяния?» Имам Садык (А) сказал: «О, спрашивающий! Аллах – велик Он и свят! – знал, что никто из Его созданий не исполнит Его права. И, зная это, Он даровал тем, кого возлюбил, силу для познания Его, и убрал от них тяжесть деяний, по истине Своей любви к ним. И Он даровал людям нечестия силу для совершения нечестий[262], по тому предшествующему знанию, которое Он имел о них. Однако Он не убрал от них способность принять Его. Ибо Его знание было первее, нежели действительность подтверждения. И они согласились с тем, что предшествовало в знании Аллаха относительно их, хотя они и были способны удержаться от этого и спастись от нечестия[263]. И в этом состоит значение слов “желал то, что желал”, и такова тайна».
2 - ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ب ن أ ح م د ب ن ا ل و ل ي د ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ا ل ص ف ا ر ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ي ن ب ن أ ب ي ا ل خ ط ا ب ، ع ن ع ل ي ب ن أ س ب ا ط ، ع ن ع ل ي ب ن أ ب ي ح م ز ة ، ع ن أ ب ي ب ص ي ر ، ع ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ف ي ق و ل ا ل ل ه ع ز و ج ل: (ق ا ل و ا ر ب ن ا غ ل ب ت ع ل ي ن ا ش ق و ت ن ا) ق ا ل: ب أ ع م ا ل ه م ش ق و ا
2. (436) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар, что передал Мухаммад ибн Хусейн ибн Аби Хаттаб от Али ибн Асбата от Али ибн Аби Хамзы: От Имама Садыка (А) относительно слов Аллаха, велик Он и свят: «Они сказали: “Господи, овладело нами наше несчастие”» (23: 106). Он сказал: «Они стали несчастными по причине своих деяний».
3 - ح د ث ن ا ا ل ش ر ي ف أ ب و ع ل ي م ح م د ب ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع ب د ا ل ل ه ب ن ا ل ح س ن ب ن ا ل ح س ي ن ب ن ع ل ي ب ن ا ل ح س ي ن ب ن ع ل ي ب ن أ ب ي ط ا ل ب ع ل ي ه م ا ل س ل ا م ق ا ل: ح د ث ن ا ع ل ي ب ن م ح م د ا ب ن ق ت ي ب ة ا ل ن ي س ا ب و ر ي ، ع ن ا ل ف ض ل ب ن ش ا ذ ا ن ، ع ن م ح م د ب ن أ ب ي ع م ي ر ، ق ا ل: س أ ل ت أ ب ا ا ل ح س ن م و س ى ب ن ج ع ف ر ع ل ي ه م ا ا ل س ل ا م ع ن م ع ن ى ق و ل ر س و ل ا ل ل ه ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و آ ل ه: (ا ل ش ق ي م ن ش ق ي ف ي ب ط ن أ م ه و ا ل س ع ي د م ن س ع د ف ي ب ط ن أ م ه) ف ق ا ل: ا ل ش ق ي م ن ع ل م ا ل ل ه و ه و ف ي ب ط ن أ م ه أ ن ه س ي ع م ل أ ع م ا ل ا ل أ ش ق ي ا ء و ا ل س ع ي د م ن ع ل م ا ل ل ه و ه و ف ي ب ط ن أ م ه أ ن ه س ي ع م ل أ ع م ا ل ا ل س ع د ا ء ، ق ل ت ل ه: ف م ا م ع ن ى ق و ل ه ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و آ ل ه: (ا ع م ل و ا ف ك ل م ي س ر ل م ا خ ل ق ا ل ل ه)؟ ف ق ا ل: إ ن ا ل ل ه ع ز و ج ل خ ل ق ا ل ج ن و ا ل إ ن س ل ي ع ب د و ه و ل م ي خ ل ق ه م ل ي ع ص و ه ، و ذ ل ك ق و ل ه ع ز و ج ل: (و م ا خ ل ق ت ا ل ج ن و ا ل إ ن س إ ل ا ل ي ع ب د و ن) ف ي س ر ك ل ا ل م ا خ ل ق ل ه ، ف ا ل و ي ل ل م ن ا س ت ح ب ا ل ع م ى ع ل ى ا ل ه د ى
3. (437) Передал нам Шариф Абу Али Мухаммад ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Абдиллях ибн Хасан ибн Хусейн ибн Али ибн Хусейн ибн Али ибн Аби Талиб, что передал Али ибн Мухаммад ибн Кутейба Нейшабури от Фазля ибн Шазана от Мухаммада ибн Аби Умейры, что он сказал: Я спросил Имама Казыма (А) о словах Посланника Аллаха (С): «Несчастный стал несчастным еще в животе матери, и счастливый стал счастливым еще в животе матери». Он сказал: «Несчастный – это тот, о котором Аллах знает, когда он еще находится в животе матери, что он будет совершать деяния несчастных. И счастливый – это тот, о котором Аллах знает, когда он еще находится в животе матери, что он будет совершать деяния счастливых»[264]. И я спросил о значении слов Посланника Аллаха (С): «Выполняйте (деяния), ибо для каждого облегчено то, для чего он был создал». Он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – создал джиннов и людей, чтобы они Ему поклонялись и не создавал их для того, чтобы они совершали неподчинение Ему. И таково Его слово, велик Он и свят: “ Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они Мне поклонялись ” (51: 56). И вот, для каждого облегчено то, для чего он был создан[265]. Так горе же тому, кто предпочел слепоту прямому пути!»
4 - أ ب ي ر ح م ه ا ل ل ه ق ا ل: ح د ث ن ا س ع د ب ن ع ب د ا ل ل ه ، ع ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن خ ا ل د ، ع ن أ ب ي ه ، ع ن ا ل ن ض ر ب ن س و ي د ، ع ن ي ح ي ى ب ن ع م ر ا ن ا ل ح ل ب ي ، ع ن م ع ل ى أ ب ي ع ث م ا ن ع ن ع ل ي ب ن ح ن ظ ل ة ، ع ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م أ ن ه ق ا ل: ي س ل ك ب ا ل س ع ي د ط ر ي ق ا ل أ ش ق ي ا ء ح ت ى ي ق و ل ا ل ن ا س: م ا أ ش ب ه ه ب ه م ب ل ه و م ن ه م ث م ي ت د ا ر ك ه ا ل س ع ا د ة ، و ق د ي س ل ك ب ا ل ش ق ي ط ر ي ق ا ل س ع د ا ء ح ت ى ي ق و ل ا ل ن ا س: م ا أ ش ب ه ه ب ه م ب ل ه و م ن ه م ث م ي ت د ا ر ك ه ا ل ش ق ا ء. إ ن م ن ع ل م ه ا ل ل ه ت ع ا ل ى س ع ي د ا و إ ن ل م ي ب ق م ن ا ل د ن ي ا إ ل ا ف و ا ق ن ا ق ة خ ت م ل ه ب ا ل س ع ا د ة
4. (438) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдиллях от Ахмада ибн Мухаммада ибн Халида от его отца от Назра ибн Сувайда от Йахьи ибн Имрана Халаби от Муалла Аби Усмана от Али ибн Ханзаля от Имама Садыка (А), что он сказал: Иногда счастливый идет дорогой несчастных, так что люди говорят: «Как он похож на них, он и есть один из них!» Но потом его спасает его счастье (и поворачивает его на свой путь). И иногда несчастный идет дорогой счастливых, так что люди говорят: «Как он похож на них, он и есть один из них!» Но потом его постигает его несчастье (и поворачивает его на свой путь). Поистине, тот, о ком Аллах знает, что он из счастливых, - его конец будет счастливым, даже если от ближнего мира останется лишь на икоту верблюдицы[266].
5 - ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ب ن أ ح م د ب ن ا ل و ل ي د ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ا ل ص ف ا ر ، ع ن ي ع ق و ب ب ن ي ز ي د ، ع ن ص ف و ا ن ب ن ي ح ي ى ، ع ن م ن ص و ر ب ن ح ا ز م ، ع ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ، ق ا ل: إ ن ا ل ل ه ع ز و ج ل خ ل ق ا ل س ع ا ة و ا ل ش ق ا و ة ق ب ل أ ن ي خ ل ق خ ل ق ه ف م ن ع ل م ه ا ل ل ه س ع ي د ا ل م ي ب غ ض ه أ ب د ا ، و إ ن ع م ل ش ر ا أ ب غ ض ع م ل ه و ل م ي ب غ ض ه ، و إ ن ك ا ن ع ل م ه ش ق ي ا ل م ي ح ب ه أ ب د ا ، و إ ن ع م ل ص ا ل ح ا أ ح ب ع م ل ه و أ ب غ ض ه ل م ا ي ص ي ر إ ل ي ه ، ف إ ذ ا أ ح ب ا ل ل ه ش ي ئ ا ل م ي ب غ ض ه أ ب د ا ، و إ ذ ا أ ب غ ض ش ي ئ ا ل م ي ح ب ه أ ب د ا
5. (439) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар от Йакуба ибн Йазида от Сафвана ибн Йахьи от Мансура ибн Хазима от Имама Садыка (А), что он сказал: Поистине, Аллах создал счастье и несчастье прежде создания творения, и кого Аллах знает счастливым – никогда Он не возненавидит его. И если он совершит зло, Аллах возненавидит его деяние, а не его самого. И кого Аллах знает несчастным – Он не возлюбит его никогда. Если он сделает добро, Аллах возлюбит его деяние, но будет ненавидеть его самого за то, к чему он в итоге должен будет прийти. Если Аллах возлюбил что-то, то никогда не возненавидит это, а если возненавидел что-то, то не никогда возлюбит это[267]. 6 - ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ب ن أ ح م د ب ن ا ل و ل ي د ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ا ل ص ف ا ر ، و س ع د ب ن ع ب د ا ل ل ه ج م ي ع ا ، ق ا ل ا: ح د ث ن ا أ ي و ب ب ن ن و ح ، ع ن م ح م د ب ن أ ب ي ع م ي ر ، ع ن ه ش ا م ب ن س ا ل م ، ع ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ف ي ق و ل ا ل ل ه ع ز و ج ل: (و ا ع ل م و ا أ ن ا ل ل ه ي ح و ل ب ي ن ا ل م ر ء و ق ل ب ه) ق ا ل: ي ح و ل ب ي ن ه و ب ي ن أ ن ي ع ل م أ ن ا ل ب ا ط ل ح ق
6. (440) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передали Мухаммад ибн Хасан Саффар и Саад ибн Абдиллях, что передал Айуб ибн Нух от Мухаммада ибн Аби Умейры от Хишама ибн Салима: От Имама Садыка (А) относительно слов Аллаха, велик Он и свят: «И знайте, что Аллах стоит между человеком и его сердцем» (8: 24). Он сказал: «(То есть) стоит между ним и тем, чтобы он думал, будто ложь есть истина»[268].
Комментарий составителя книги шейха Садука: И говорят, что Аллах – велик Он и свят! – стоит между человеком и его сердцем через смерть. Имам Садык (А) сказал: «Поистине, Аллах переносит раба из несчастья в счастье, но никогда не переносит его из счастья в несчастье».
59. Глава отрицания полного предопределения (джабр) и полной свободы (тафвиз)
1 - أ ب ي ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا س ع د ب ن ع ب د ا ل ل ه ، ع ن ي ع ق و ب ب ن ي ز ي د ، ع ن ح م ا د ب ن ع ي س ى ، ع ن إ ب ر ا ه ي م ب ن ع م ر ا ل ي م ا ن ي ، ع ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ، ق ا ل: إ ن ا ل ل ه ع ز و ج ل خ ل ق ا ل خ ل ق ف ع ل م م ا ه م ص ا ئ ر و ن إ ل ي ه ، و أ م ر ه م و ن ه ا ه م ، ف م ا أ م ر ه م ب ه م ن ش ئ ف ق د ج ع ل ل ه م ا ل س ب ي ل إ ل ى ا ل أ خ ذ ب ه ، و م ا ن ه ا ه م ع ن ه م ن ش ئ ف ق د ج ع ل ل ه م ا ل س ب ي ل إ ل ى ت ر ك ه ، و ل ا ي ك و ن و ا آ خ ذ ي ن و ل ا ت ا ر ك ي ن إ ل ا ب إ ذ ن ا ل ل ه
1. (441) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдуллах от Йакуба ибн Йазида от Хаммада ибн Исы от Ибрахима ибн Умара Йамани от Имама Садыка (А), что он сказал: Воистину, Аллах сотворил творения и знает то, куда они идут. Он дал им повеление и дал им запрещение. И Он дал им повеление лишь к тому, для достижения чего установил им путь. И Он дал им запрещение только для того, для оставления чего установил им путь. Но достигают они чего-то или оставляют что-то только с дозволения Аллаха.
2 - أ ب ي ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا ع ل ي ب ن إ ب ر ا ه ي م ، ع ن م ح م د ب ن ع ي س ى ، ع ن ي و ن س ب ن ع ب د ا ل ر ح م ن ، ع ن ح ف ص ب ن ق ر ط ، ع ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ق ا ل: ق ا ل ر س و ل ا ل ل ه ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و آ ل ه و س ل م: م ن ز ع م أ ن ا ل ل ه ت ب ا ر ك و ت ع ا ل ى ي أ م ر ب ا ل س و ء و ا ل ف ح ش ا ء ف ق د ك ذ ب ع ل ى ا ل ل ه ، و م ن ز ع م أ ن ا ل خ ي ر و ا ل ش ر ب غ ي ر م ش ي ة ا ل ل ه ف ق د أ خ ر ج ا ل ل ه م ن س ل ط ا ن ه ، و م ن ز ع م أ ن ا ل م ع ا ص ي ب غ ي ر ق و ة ا ل ل ه ف ق د ك ذ ب ع ل ى ا ل ل ه ، و م ن ك ذ ب ع ل ى ا ل ل ه أ د خ ل ه ا ل ل ه ا ل ن ا ر. ي ع ن ي ب ا ل خ ي ر و ا ل ش ر: ا ل ص ح ة و ا ل م ر ض ، و ذ ل ك ق و ل ه ع ز و ج ل: (و ن ب ل و ك م ب ا ل ش ر و ا ل خ ي ر ف ت ن ة)
2. (442) Передал нам наш отец, что передал Али ибн Ибрахим от Мухаммада ибн Исы от Йунуса ибн Абдуррахмана от Хафса ибн Курта от Имама Садыка (А), что он сказал:
Посланник Аллаха (С) сказал: «Тот, кто считает, будто Аллах – велик Он и свят! – повелевает (людям) ко злу и скверне, тот лжет на Аллаха. Тот же, кто считает, будто добро и зло происходят без пожелания (машийа) Аллаха, - отказал Аллаху в Его власти. Тот же, кто считает, что значение добра и зла есть здоровье и болезнь, то таково слово Аллаха: “ Мы подвергаем вас искушению добром и злом ради испытания ” (21: 35)».
3 - ح د ث ن ا م ح م د ب ن م و س ى ب ن ا ل م ت و ك ل ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا ع ل ي ب ن ا ل ح س ي ن ا ل س ع د آ ب ا د ي ، ع ن أ ح م د ب ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ا ل ب ر ق ي ، ع ن أ ب ي ه ، ع ن ي و ن س ب ن ع ب د ا ل ر ح م ن ع ن غ ي ر و ا ح د ، ع ن أ ب ي ج ع ف ر ، و أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه م ا ا ل س ل ا م ، ق ا ل ا: إ ن ا ل ل ه ع ز و ج ل أ ر ح م ب خ ل ق ه م ن أ ن ي ج ب ر خ ل ق ه ع ل ى ا ل ذ ن و ب ث م ي ع ذ ب ه م ع ل ي ه ا ، و ا ل ل ه أ ع ز م ن أ ن ي ر ي د أ م ر ا ف ل ا ي ك و ن ، ق ا ل: ف س ئ ل ا ع ل ي ه م ا ا ل س ل ا م ، ه ل ب ي ن ا ل ج ب ر و ا ل ق د ر م ن ز ل ة ث ا ل ث ة ؟ ق ا ل ا: ن ع م ، أ و س ع م م ا ب ي ن ا ل س م ا ء و ا ل أ ر ض
3. (443) Передал нам Мухаммад ибн Муса ибн Мутаваккиль, что передал Али ибн Хусейн Саад Абади от Ахмада ибн Аби Абдуллаха Барки от его отца от Йунуса ибн Абдуррахмана от Имама Бакира и Имама Садыка (мир им):
«Воистину, Аллах милостивее к Своим созданиям, чтобы принуждать их к совершению грехов, а потом наказывать их за это, и Аллах выше того, чтобы Он пожелал что-то, и это не совершилось бы». Спрашивающий сказал: «Есть ли меня предопределением и свободой какое-то третье состояние?» Имам (А) ответил: «Да, и это шире, чем то, что между небесами и землей».
4 - ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ب ن أ ح م د ب ن ا ل و ل ي د ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا ا ل ح س ن ا ب ن م ت ي ل ع ن أ ح م د ب ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ، ع ن ع ل ي ب ن ا ل ح ك م ، ع ن ه ش ا م ب ن س ا ل م ، ع ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ، ق ا ل: ا ل ل ه ت ب ا ر ك و ت ع ا ل ى أ ك ر م م ن أ ن ي ك ل ف ا ل ن ا س م ا ل ا ي ط ي ق و ن ه و ا ل ل ه أ ع ز م ن أ ن ي ك و ن ف ي س ل ط ا ن ه م ا ل ا ي ر ي د
4. (444) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Хасан ибн Маттиль от Ахмада ибн Аби Абдуллаха от Али ибн Хакама от Хишама ибн Салима от Имама Садыка (А), что он сказал: Аллах – велик Он и свят! – милостивее того, чтобы обязывать людей к тому, на что они не способны, и Аллах выше того, чтобы в Его царстве было нечто такое, что совершалось бы без Его желания.
5 - ح د ث ن ا ع ل ي ب ن ع ب د ا ل ل ه ا ل و ر ا ق ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ج ع ف ر ا ب ن ب ط ة ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ا ل ص ف ا ر ، و م ح م د ب ن ع ل ي ب ن م ح ب و ب ، و م ح م د ب ن ا ل ح س ي ن ب ن ع ب د ا ل ع ز ي ز ، ع ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع ي س ى ، ع ن ا ل ح س ي ن ب ن س ع ي د ، ع ن ح م ا د ا ب ن ع ي س ى ا ل ج ه ن ي ، ع ن ح ر ي ز ب ن ع ب د ا ل ل ه ، ع ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ، ق ا ل: إ ن ا ل ن ا س ف ي ا ل ق د ر ع ل ى ث ل ا ث ة أ و ج ه: ر ج ل ي ز ع م أ ن ا ل ل ه ع ز و ج ل أ ج ب ر ا ل ن ا س ع ل ى ا ل م ع ا ص ي ف ه ذ ا ق د ظ ل م ا ل ل ه ف ي ح ك م ه ف ه و ك ا ف ر ، و ر ج ل ي ز ع م أ ن ا ل أ م ر م ف و ض إ ل ي ه م ف ه ذ ا ق د أ و ه ن ا ل ل ه ف ي س ل ط ا ن ه ف ه و ك ا ف ر ، و ر ج ل ي ز ع م أ ن ا ل ل ه ك ل ف ا ل ع ب ا د م ا ي ط ي ق و ن و ل م ي ك ل ف ه م م ا ل ا ي ط ي ق و ن و إ ذ ا أ ح س ن ح م د ا ل ل ه ، و إ ذ ا أ س ا ء ا س ت غ ف ر ا ل ل ه ، ف ه ذ ا م س ل م ب ا ل غ
5. (445) Передал нам Али ибн Абдуллах Варрак, что передал Мухаммад ибн Джафар ибн Бутта, что передали Мухаммад ибн Хасан Саффар и Мухаммад ибн Али ибн Махбуб и Мухаммад ибн Хусейн ибн Абдулазиз от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы от Хусейна ибн Саида от Хамада ибн Исы Джухани от Хариза ибн Абдуллаха от Имама Садыка (А), что он сказал: Мнения людей в отношении предопределения делятся на три части. Один думает, что Аллах – велик Он и свят! – принуждает людей к совершению грехов. Такой совершил несправедливость по отношению к Аллаху, и он - неверный (кафир). Второй полагает, что дела переданы (муфаввиз) самим людям, и такой лишил Аллаха Его власти. Он тоже суть неверный (кафир). Третий же считает, что Аллах обязал рабов к тому, на что они способны, и не обязал их к тому, на что они не способны. Всякий раз, когда он совершает благо, благодарит Аллаха, и всякий раз, когда он совершает грех, просит прощения у Аллаха. Таков настоящий мусульманин.
6 - ح د ث ن ا ع ل ي ب ن ع ب د ا ل ل ه ا ل و ر ا ق ر ح م ه ا ل ل ه ق ا ل: ح د ث ن ا س ع د ب ن ع ب د ا ل ل ه ، ع ن إ س م ا ع ي ل ب ن س ه ل ، ع ن ع ث م ا ن ب ن ع ي س ى ، ع ن م ح م د ب ن ع ج ل ا ن ، ق ا ل: ق ل ت ل أ ب ي - ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ف و ض ا ل ل ه ا ل أ م ر إ ل ى ا ل ع ب ا د ؟ ف ق ا ل: ا ل ل ه أ ك ر م م ن أ ن ي ف و ض إ ل ي ه م ، ق ل ت: ف أ ج ب ر ا ل ل ه ا ل ع ب ا د ع ل ى أ ف ع ا ل ه م ؟ ف ق ا ل: ا ل ل ه أ ع د ل م ن أ ن ي ج ب ر ع ب د ا ع ل ى ف ع ل ث م ي ع ذ ب ه ع ل ي ه
6. (446) Передал нам Али ибн Абдуллах Варрак, что передал Саад ибн Абдуллах от Исмаила ибн Сахля от Усмана ибн Исы от Мухаммада ибн Аджлана, что он сказал: Я спросил у Имама Садыка (А): «Поручил (фавваза) ли Аллах дела Его рабов им самим?» Он ответил: «Аллах милостивее и щедрее того, чтобы поручать рабам их дела». Я спросил: «Значит, Аллах принуждает рабов к совершению их дел?» Он сказал: «Аллах справедливее того, чтобы принуждать рабов к совершению их дел, а потом наказывать их за них».
7 - أ ب ي ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا: س ع د ب ن ع ب د ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا أ ح م د ب ن م ح م د ب ن خ ا ل د ، ع ن أ ب ي ه ، ع ن س ل ي م ا ن ب ن ج ع ف ر ا ل ج ع ف ر ي ، ع ن أ ب ي ا ل ح س ن ا ل ر ض ا ع ل ي ه ا ل س ل ا م ، ق ا ل: ذ ك ر ع ن د ه ا ل ج ب ر و ا ل ت ف و ي ض ، ف ق ا ل: أ ل ا أ ع ط ي ك م ف ي ه ذ ا أ ص ل ا ل ا ت خ ت ل ف و ن ف ي ه و ل ا ت خ ا ص م و ن ع ل ي ه أ ح د ا إ ل ا ك س ر ت م و ه ، ق ل ن ا: إ ن ر أ ي ت ذ ل ك ، ف ق ا ل: إ ن ا ل ل ه ع ز و ج ل ل م ي ط ع ب إ ك ر ا ه ، و ل م ي ع ص ب غ ل ب ة و ل م ي ه م ل ا ل ع ب ا د ف ي م ل ك ه ، ه و ا ل م ا ل ك ل م ا م ل ك ه م ، و ا ل ق ا د ر ع ل ى م ا أ ق د ر ه م ع ل ي ه ، ف إ ن ا ئ ت م ر ا ل ع ب ا د ب ط ا ع ت ه ل م ي ك ن ا ل ل ه ع ن ه ا ص ا د ا و ل ا م ن ه ا م ا ن ع ا و إ ن ا ئ ت م ر و ا ب م ع ص ي ت ه ف ش ا ء أ ن ي ح و ل ب ي ن ه م و ب ي ن ذ ل ك ف ع ل و إ ن ل م ي ح ل و ف ع ل و ه ف ل ي س ه و ا ل ذ ي أ د خ ل ه م ف ي ه ، ث م ق ا ل ع ل ي ه ا ل س ل ا م: م ن ي ض ب ط ح د و د ه ذ ا ا ل ك ل ا م ف ق د خ ص م م ن خ ا ل ف ه.
7. (447) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдуллах, что передал Ахмад ибн Мухаммад ибн Халид от его отца от Сулеймана ибн Джафара Джафари от Имама Резы (А):
Около Имама Резы (А) стали говорить о свободе воли (тафвиз) и предопределении (джабр)[269]. Он сказал: «Не сказать ли вам о таком учении, относительно которого вы не будете разделяться и с помощью которого одержите верх над всяким, кто возьмется спорить с вами?» Мы сказали: «Если считаете это лучшим». Он сказал: «Воистину, Аллаху не следуют через насилие (икрах) и не ослушиваются Его через принуждение (Его над Своими рабами). И в Своем царстве Он не подверг Своих рабов забвению. Он – Владыка того, что передал им во владение, и Определяющий над тем, что Он определил им. И если рабы решили подчиняться Ему, то Аллах не будет для этого препятствием и преградой. Если же рабы решили ослушаться Его, то Он может воздвигнуть между ними и этим их делом препятствие (из Его милости к ним). А если Он не сделал так, и они совершили это дело, то не Он заставил их совершать его». Потом он сказал: «Тот, кто поймет это и будет точно следовать этим словам, всегда станет одерживать верх над каждым, кто примется спорить с ним»[270].
8 - ح د ث ن ا ع ل ي ب ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع م ر ا ن ا ل د ق ا ق ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ا ل ك و ف ي ، ع ن خ ن ي س ب ن م ح م د ، ع ن م ح م د ب ن ي ح ي ى ا ل خ ز ا ز ، ع ن ا ل م ف ض ل ب ن ع م ر ، ع ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ، ق ا ل: ل ا ج ب ر و ل ا ت ف و ي ض و ل ك ن أ م ر ب ي ن أ م ر ي ن ، ق ا ل: ق ل ت: و م ا أ م ر ب ي ن أ م ر ي ن ؟ ق ا ل: م ث ل ذ ل ك م ث ل ر ج ل ر أ ي ت ه ع ل ى م ع ص ي ة ف ن ه ي ت ه ف ل م ي ن ت ه ف ت ر ك ت ه ف ف ع ل ت ل ك ا ل م ع ص ي ة ، ف ل ي س ح ي ث ل م ي ق ب ل م ن ك ف ت ر ك ت ه أ ن ت ا ل ذ ي أ م ر ت ه ب ا ل م ع ص ي ة
8. (448) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Аби Абдуллах Куфи от Хунейса ибн Мухаммада от Мухаммада ибн Йахьи Харраза от Муфаззаля ибн Умара от Имама Садыка (А), что он сказал: «Не предопределение (джабр) и не свобода (тафвиз), а то, что между ними». Я спросил: «А что есть между ними?» Он сказал: «Это похоже на пример человека, которого ты увидел в состоянии совершения греха и предостерег от этого греха. Однако он не послушал тебя, и ты оставил его. И вот, если он совершил этот грех, не послушав тебя, и ты оставил его, то не ты заставил его совершить этот грех»[271].
9 - ح د ث ن ا م ح م د ب ن إ ب ر ا ه ي م ب ن إ س ح ا ق ا ل م ؤ د ب ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا أ ح م د ا ب ن ع ل ي ا ل أ ن ص ا ر ي ، ع ن ع ب د ا ل س ل ا م ب ن ص ا ل ح ا ل ه ر و ي ، ق ا ل: س م ع ت أ ب ا ا ل ح س ن ع ل ي ب ن م و س ى ب ن ج ع ف ر ع ل ي ه م ا ل س ل ا م ي ق و ل: م ن ق ا ل ب ا ل ج ب ر ف ل ا ت ع ط و ه م ن ا ل ز ك ا ة و ل ا ت ق ب ل و ا ل ه ش ه ا د ة ، إ ن ا ل ل ه ت ب ا ر ك و ت ع ا ل ى ل ا ي ك ل ف ن ف س ا إ ل ا و س ع ه ا ، و ل ا ي ح م ل ه ا ف و ق ط ا ق ت ه ا و ل ا ت ك س ب ك ل ن ف س إ ل ا ع ل ي ه ا ، و ل ا ت ز ر و ا ز ر ة و ز ر أ خ ر ى
9. (449) Передал нам Мухаммад ибн Иббрахим ибн Исхак Муаддаб, что передал Ахмад ибн Али Ансари от Абдуссаляма ибн Салиха Харави, что он сказал: Я слышал от Имама Резы (А): «Тот, кто верит в предопределение (джабр), - не давайте ему закят и не принимайте его свидетельство никогда. Воистину, Аллах – велик Он и свят! – возлагает на человека лишь по мере его возможностей и не заставляет его нести то, на что он не способен, и душа приобретет лишь то, что совершила, и никто не понесет ношу чужую».
10 - ح د ث ن ا ج ع ف ر ب ن م ح م د ب ن م س ر و ر ر ح م ه ا ل ل ه ق ا ل: ح د ث ن ا ا ل ح س ي ن ب ن م ح م د ا ب ن ع ا م ر ، ع ن م ع ل ى ب ن م ح م د ا ل ب ص ر ي ، ع ن ا ل ح س ن ب ن ع ل ي ا ل و ش ا ء ، ع ن أ ب ي ا ل ح س ن ا ل ر ض ا ع ل ي ه ا ل س ل ا م ، ق ا ل: س أ ل ت ه ف ق ل ت ل ه: ا ل ل ه ف و ض ا ل أ م ر إ ل ى ا ل ع ب ا د ؟ ق ا ل: ا ل ل ه أ ع ز م ن ذ ل ك ، ق ل ت: ف أ ج ب ر ه م ع ل ى ا ل م ع ا ص ي ؟ ق ا ل: ا ل ل ه أ ع د ل و أ ح ك م م ن ذ ل ك ، ث م ق ا ل: ق ا ل ا ل ل ه ع ز و ج ل: ي ا ا ب ن آ د م أ ن ا أ و ل ى ب ح س ن ا ت ك م ن ك ، و أ ن ت أ و ل ى ب س ي ئ ا ت ك م ن ي ، ع م ل ت ا ل م ع ا ص ي ب ق و ت ي ا ل ت ي ج ع ل ت ه ا ف ي ك
10. (450) Передал нам Джафар ибн Мухаммад ибн Масрур, что передал Хусейн ибн Мухаммад ибн Амир от Муалла ибн Мухаммад Басри от Хасана ибн Али Вашша от Имама Резы (А): Я спросил Имама Резу (А): «Аллах передал (фавваза)[272] дела Своих рабов им самим?» Он сказал: «Аллах выше этого». Я спросил: «Принуждает (аджбара)[273] ли Он Своих рабов к совершению грехов?» Он сказал: «Аллах справедливее и мудрее этого». Потом он добавил: «Аллах сказал: “О, потомок Адама! Я больше пекусь о твоем благе, чем ты сам, а ты больше печешься о своем зле, чем Я[274]. Ты совершаешь неподчинение Мне посредством той силы, которой Я наделил тебя”».
11 - أ ب ي ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا أ ح م د ب ن إ د ر ي س ، ع ن م ح م د ب ن أ ح م د ، ق ا ل: ح د ث ن ا أ ب و ع ب د ا ل ل ه ا ل ر ا ز ي ، ع ن ا ل ح س ن ب ن ا ل ح س ي ن ا ل ل ؤ ل ؤ ي ، ع ن ا ب ن س ن ا ن ، ع ن م ه ز م ، ق ا ل: ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: أ خ ب ر ن ي ع م ا ا خ ت ل ف ف ي ه م ن خ ل ف ت م ن م و ا ل ي ن ا ، ق ا ل: ق ل ت: ف ي ا ل ج ب ر و ا ل ت ف و ي ض ، ق ا ل: ف س ل ن ي ، ق ل ت: أ ج ب ر ا ل ل ه ا ل ع ب ا د ع ل ى ا ل م ع ا ص ي ؟ ق ا ل: ا ل ل ه أ ق ه ر ل ه م م ن ذ ل ك ق ا ل: ق ل ت: ف ف و ض إ ل ي ه م ؟ ق ا ل: ا ل ل ه أ ق د ر ع ل ي ه م م ن ذ ل ك ، ق ا ل: ق ل ت: ف أ ي ش ئ ه ذ ا أ ص ل ح ك ا ل ل ه ؟ ق ا ل: ف ق ل ب ي د ه م ر ت ي ن أ و ث ل ا ث ا ، ث م ق ا ل: ل و أ ج ب ت ك ف ي ه ل ك ف ر ت
11. (451) Передал нам наш отец, что передал Ахмад ибн Идрис от Мухаммада ибн Ахмада, что передал Абу Абдуллах Рази от Хасана ибн Хусейна Лулуи от Ибн Синана от Михзама, что он сказал:
Имам Садык (А) сказал мне: «Расскажи мне о тех разногласиях, которые возникли среди наших друзей». Я сказал: «Они разошлись по поводу свободы (тафвиз) и предопределения (джабр)». Он сказал: «Спроси же у меня». Я сказал: «Принудил ли Аллах Своих рабов к совершению грехов?» Он сказал: «Аллах величественнее этого». Я сказал: «Значит, Он поручил это им самим?» Он ответил: «Аллах могущественнее этого». Я спросил: «Да наделит тебя Аллах добром, в чем тогда истина?» Имам (А) перевернул свою руку два или три раза и сказал: «Если отвечу тебе на это, ты впадешь в неверие».
12 - ح د ث ن ا أ ح م د ب ن ه ا ر و ن ا ل ف ا م ي ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ع ب د ا ل ل ه ا ب ن ج ع ف ر ا ل ح م ي ر ي ، ع ن أ ب ي ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا إ ب ر ا ه ي م ب ن ه ا ش م ، ع ن ع ل ي ب ن م ع ب د ، ع ن ا ل ح س ي ن ب ن خ ا ل د ، ع ن أ ب ي ا ل ح س ن ع ل ي ب ن م و س ى ا ل ر ض ا ع ل ي ه م ا ا ل س ل ا م ، ق ا ل: ق ل ت ل ه: ي ا ا ب ن ر س و ل ا ل ل ه إ ن ا ل ن ا س ي ن س ب و ن ن ا إ ل ى ا ل ق و ل ب ا ل ت ش ب ي ه و ا ل ج ب ر ل م ا ر و ي م ن ا ل أ خ ب ا ر ف ي ذ ل ك ع ن آ ب ا ئ ك ا ل أ ئ م ة ع ل ي ه م ا ل س ل ا م ، ف ق ا ل: ي ا ا ب ن خ ا ل د أ خ ب ر ن ي ع ن ا ل أ خ ب ا ر ا ل ت ي ر و ي ت ع ن آ ب ا ئ ي ا ل أ ئ م ة ع ل ي ه م ا ل س ل ا م ف ي ا ل ت ش ب ي ه و ا ل ج ب ر أ ك ث ر أ م ا ل أ خ ب ا ر ا ل ت ي ر و ي ت ع ن ا ل ن ب ي ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و آ ل ه و س ل م ف ي ذ ل ك ؟! ف ق ل ت: ب ل م ا ر و ي ع ن ا ل ن ب ي ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و آ ل ه و س ل م ف ي ذ ل ك أ ك ث ر ، ق ا ل: ف ل ي ق و ل و ا: إ ن ر س و ل ا ل ل ه ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و آ ل ه و س ل م ك ا ن ي ق و ل ب ا ل ت ش ب ي ه و ا ل ج ب ر إ ذ ا ، ف ق ل ت ل ه: إ ن ه م ي ق و ل و ن: إ ن ر س و ل ا ل ل ه ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و آ ل ه و س ل م ل م ي ق ل م ن ذ ل ك ش ي ئ ا و إ ن م ا ر و ي ع ل ي ه ، ق ا ل ف ل ي ق و ل و ا ف ي آ ب ا ئ ي ع ل ي ه م ا ل
|