Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современное состояние высшего образования за рубежом и в Казахстане.
Развитие высшего профессионального образования тесно увязано с проблемами развития общества и обусловлено следующими социально-экономическими закономерностями: · рост наукоемких производств, для эффективной организации которых потребовался в основном персонал с высшим профессиональным образованием; · увеличение объема научной и технической информации почти вдвое за последние пять лет и прогнозируется обновление информации каждые три года; · быстрая смена технологий, вызвавшая моральное устаревание производственных мощностей и обнаружившая недостаточный уровень квалификации специалистов; · интегративный характер научных исследований, проводимых на стыке различных наук и синтезе предметных областей знаний; В результате проводимых в Казахстане социально-экономических реформ, в том числе и в высшем образовании, в последние годы наметились отдельные положительные тенденции, такие как: · демократизация высшего образования и децентрализация управления; · диверсификация сети и структуры высших учебных заведений; · создание новой законодательной и нормативной правовой базы; · внедрение новых государственных стандартов высшего образования; В республике получила развитие подготовка специалистов как по заказу государства – на конкурсной основе путем получения государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов, так и по желанию молодежи за счет собственных средств. Изменен принцип финансирования подготовки специалистов: грантовые или кредитные средства получает студент, а не высшее учебное заведение, т.е. произошел переход от принципа «финансирования объекта образования» к принципу «финансирование субъекта образования». Реформирование механизма финансирования организаций образования предполагает нормирование государственных средств и развитие альтернативных источников. Другими источниками финансирования учреждений и предприятий образования являются внешние займы, гранты, спонсорская и благотворительная помощь, корпоративные средства, средства от предпринимательской деятельности, средства за счет расширения подготовки специалистов для зарубежных государств на платной основе и от оказания иных платных образовательных услуг. Кредитный механизм содействия в получении высшего образования как модель финансового обеспечения преследует цели дальнейшего развития образования в условиях развития рыночных отношений, повышения престижа образования и усиления ответственности молодежи при обучении в высших учебных заведениях. Государственный образовательный кредит – это целевой кредит, предоставляемый студентам на возвратной основе для получения высшего образования в высших учебных заведениях внутри страны и покрывающий стоимость обучения. Функции управления процессом кредитования и контроля за возвратностью и правильностью использования кредитных ресурсов возложены на Финансовый центр Министерства образования и науки. Особо значимой является работа по признанию казахстанских документов об образовании и аналогичных иностранных документов в Республике Казахстан. Кроме того, между Правительствами Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан подписано Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званий от 24 ноября 1998 года. В Казахстане созданы и действуют Международный Казахстанско-Турецкий Университет им. Ходжа Ахмеда Яссави, Казахстанско-Британский Технический Университет. На сегодняшний день около пяти с половиной тысяч граждан Республики Казахстан обучаются более чем в 35 странах мира, география сотрудничества в области образования и науки с каждым годом расширяется. Обучение граждан Республики Казахстан за рубежом идет по следующим основным направлениям: · международные образовательные обмены; · стипендии Правительств иностранных государств и международных организаций; · в частном порядке; · по международной стипендии «Болашак».
|