![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие профессиограммы и психограммы
Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Термин «психограмма» был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также составлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности. Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает: · требования к должностным обязанностям работника; · требования к рабочемуместу; · возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника; · варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы. Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующей профессии по психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации). Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм: а) системность — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника; б) целостность — оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности; в) практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса; г) научность и современность — методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний; д) эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы. Профессиограммы могут преследовать разные цели, соответственно выделяют разные их типы: информационные, диагностические, прогностические, методические и т.д. Информационные интересны для профконсультации, главное их назначение – первичное информирование о профессии. Диагностические – составляются в случаях выяснения причин низкой производительности труда, травматизма, текучести кадров. Здесь подробно прописываются факторы производственной среды, которые оказывают влияние на человека, требования профессии к личностным и психофизиологическим качествам, проводится диагностика причин низкой производительности. Методическое профессиографирование позволяет подобрать или разработать методы исследования ПВК и состояния субъекта труда. Здесь прописывается содержание деятельности, а также виды ошибок на рабочем месте, санитарно-гигиеническая среда, условия мотивации. Прогностическое профессиографирование применяется для выдачи рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности и проектирования профессионального роста. В профессиограмму обязательно входит история и перспективы развития профессии, характеристика профессионального поля, профессиональная мобильность работника. Рассмотрим 2 вида профессиограмм: 1) Образовательно ориентированное профессиографирование. В основу ставится субъект труда – носитель профессии. Профессиограмма состоит из блоков. 1 блок – паспорт профессии: краткие сведения – наименование профессии и специальностей, назначение, кодификация, уровень проф.образования. 2 блок – основной объект (сфера профессии) – сведения о типе профессии (ЧП, ЧЧ и т.д.), об объектах профессии. 3 блок – ключевые ценности профессии (отношение к предмету профессии, принципы личности) 4 блок – предметно-профессиональная компетентность – характеристика профессиональной среды – к какой сфере относится профессия, что представляют ее объекты, какое значение имеет продукт труда, что он собой представляет, как получить результат труда. 5 блок – социально-профессиональная компетенция – развитие мыслительного потенциала личности, возможности саморегуляции, саморазвития, правовая культура и т.д. 6 блок – специальные психофизиологические требования – медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования. Каждый блок состоит из модулей. Модуль включает наименование, шифр, уровень профессиональной подготовки, параметры профессии и степень их овладения, критерии оценки достижений. Такая профессиограмма нужна для отбора содержания образования, обеспечения мониторинга проф.подготовленности. Профессиограмма отражает динамику изменения ведущей деятельности на разных стадиях профессионального становления. На каждой стадии приводятся составляющие деятельности: виды деятельности, направляемые мотивами и стратегическими целями, проф.действия, направляемые тактическими целями, способы осуществления действий в конкретных условиях и оценка их результативности. Здесь есть блоки: паспорт профессии, подготовка кадров (уровни профобразования, подготовки, перспективы роста и карьеры), характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профстановления, проспектированнаяпсихограмма на каждой стадии становления (ведущая деятельность, профнаправленность, компетентность, ПВК, психофизиол. свойства), санитарно-гигиенические условия труда.
|