Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников процесса обучения.






Из всех известных проблем обучения в школе или вузе, да и во всей системе образования, пожалуй, невозможно найти проблему актуальнее, чем проблема эффективности процесса обучения в целом или эффективности всякого педагогического воздействия на обучающегося в частности.

Как научная проблема она была впервые осознана основоположником дидактики Я.А.Коменским. Формы и методы обучения, разработанные им и описанные в " Великой дидактике", были первой попыткой решения проблемы эффективности педагогического воздействия. А способы контроля и проверки результатов обучения были первыми методическими приемами измерения эффективности.

Структура процесса обучения как дидактической системы включает в себя два компонента – преподавание и учение. Основной проблемой при рассмотрении процесса обучения как дидактической системы, является проблема эффективности системы. Решение проблемы эффективности процесса обучения в дидактических системах заложено в целях обучения. Если определены цели обучения и указаны пути их достижения, то собственно этим и определяется решение проблемы эффективности процесса обучения в рамках дидактической системы.

В качестве составных частей системы обучения выступают - " обучающий", " содержание образования" и " обучающиеся". В качестве связи между обучающим и обучающимися выступают методы и средства обучения. Эффективность процесса обучения обуславливается содержательной характеристикой каждой из подсистем и системой взаимосвязи между ними. Содержание подсистемы " обучающий" может быть определено как актуальный уровень знаний, умений, навыков, т.е. все то, что называют педагогическим мастерством преподавателя; содержание подсистемы " обучающиеся" - как актуальный уровень знаний, умений, навыков и способностей учащихся; подсистема " содержание образования", в самом общем виде полностью определяется действующими учебными планами и программами. Чтобы изменить систему обучения необходимо активизировать групповой процесс познания.

Так же, как о человеке судят по его делам, так и о личности судят по ее деятельности. Следующим критерием эффективности системы обучения является сам процесс формирования совместно-диалогической познавательной деятельности. Совместно-диалогическая познавательная деятельность оказывается целью всякого процесса обучения и необходимым условием достижения максимальной его эффективности. Не потому ли так называемые активные методы обучения (деловые игры, социально-психологический тренинг и т.п.) считаются наиболее эффективными, что психологической основой их организации является совместно-диалогическая познавательная деятельность.

20. Деятельность как философская категория. Психологическая структура деятельности и «деятельностная» трактовка психики.

Деятельность есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру. Некоторые же авторы приписывают деятельность некоторым видам животных и даже техническим агрегатам. Маркарян Э.С. определяет деятельность как исключительную привилегию человека, признак его родовой сущности. Деятельностный подход предполагает исследование «человеческого мира» как мира деятельности в единстве всех аспектов ее развития и осуществления, в единстве ее сущностных сил и их конкретно-исторических проявлений существования общества и индивидуального человеческого существования.

Структура человеческой деятельности

Основанием выделения указанных форм деятельности служат цели, преследуемые субъектом во взаимодействии с объектом.

Субъект как носитель активности, Причина, порождающая деятельность и её основа – потребность, Первопричина потребности – интерес, Мотив как необходимый элемент деятельности, Цель - предвосхищение результата, итог действия стимуляторов деятельности, Средства человеческой деятельности - совокупность факторов, используемых субъектом для воздействия на объект, Объект (предмет) - то, что подвергается преобразующему воздействию, Результат - реализованная цель.

Достижение успеха в деятельности требует от субъекта внимания к каждому элементу процесса деятельности.

В книге «Человек и его потребности» Бережной Н.М. пишет, что «деятельность человека может быть представлена как бесконечный процесс преобразовательного отношения человека к миру, процесс, состоящий из многих актов, каждый из которых имеет начало, середину и конец. Такой подход создает возможность судить о степени завершенности, как отдельного акта, так и определенной совокупности актов деятельности, равно как и о степени зрелости того или иного субъекта деятельности в решении практических задач. Если деятельность применяется без четкого ограничения в пространстве и времени, то акт деятельности фиксирует начало, середину и конец деятельности».

Структура акта деятельности в развернутом виде включает следующие элементы: субъект (отдельный индивид, группа людей или общество в целом), цель, средство, предмет, действие, результат.

Цель - это идеальный образ желаемого будущего; то, чего человек хочет достичь.

Средство - это момент объективности (реальности) в акте деятельности.

Взаимоопределяемость цели и средства - важнейшее условие успешной деятельности, условие гармонического развития человека

Предмет деятельности - то, на что направлена деятельность субъекта.

Действие - кульминация преобразования предмета в соответствии с намеченной целью.

В результате обнаруживается не только выполненная цель, но и нежелательные " дополнения" к цели, и нередко эти " дополнения" по своему отрицательному значению превышают ценность выполненной цели.

21. Составляющие сознания (по А.Н.Леонтьеву). Функциональная структура познавательных процессов и понятие «образ мира»

Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит Зигмунду Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и вкл. в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образ. состав бессознательного.

Изучая структуру индивид-го сознания, А.Н. Леонтьев выделил 3 его составляющих: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл. Чувственная ткань сознания, по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д. Особая функция ч.о.с. состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное „поле" и объект его деятельности». Чувственная ткань - переживание «чувства реальности». Значение - это содержание, связываемое с тем или иным выражением некоторого языка. Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт и т.п., кот-рое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный истор-кий путь. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в нее свой вклад. Значения, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека... в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существ-я предметного мира, его св-в, связей и отношений, раскрытой совокупной обществ. практикой». Универсальным языком значений яв-ся язык искусства - музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры. Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действит-ти к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность чел-ого сознания. Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий (личностный) смысл.

Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория образа. Образ выступает исходным пунктом и одновременно результатом любого познавательного акта. В широком смысле под образом понимается всякаятом числе и абстрактно-логическая) субъективная форма отражения реальности. В более узком смысле слово «образ» используется для обозначения чувственных форм отражения, т. е. таких, которые имеют сенсорную (образы ощущения, восприятия, последовательные образы и др.) или квазисенсорную природу (образы памяти, воображение, галлюцинации, сновидения и др.). В качестве интегрального конструкта познавательной сферы личности выступает целостный образ мира –«многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, себе и своей деятельности». Понятие образа мира в контекст общепсихологической теории деятельности было введено в последних работах А. Н. Леонтьева. Оно имеет ключевое значение для последовательно деятельностной интерпретации всех познавательных процессов. При описании процесса построения образа воспринимаемого объекта воспроизводится стимулъная парадигма функциональной структуры познавательных процессов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал