Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников процесса обучения.
Из всех известных проблем обучения в школе или вузе, да и во всей системе образования, пожалуй, невозможно найти проблему актуальнее, чем проблема эффективности процесса обучения в целом или эффективности всякого педагогического воздействия на обучающегося в частности. Как научная проблема она была впервые осознана основоположником дидактики Я.А.Коменским. Формы и методы обучения, разработанные им и описанные в " Великой дидактике", были первой попыткой решения проблемы эффективности педагогического воздействия. А способы контроля и проверки результатов обучения были первыми методическими приемами измерения эффективности. Структура процесса обучения как дидактической системы включает в себя два компонента – преподавание и учение. Основной проблемой при рассмотрении процесса обучения как дидактической системы, является проблема эффективности системы. Решение проблемы эффективности процесса обучения в дидактических системах заложено в целях обучения. Если определены цели обучения и указаны пути их достижения, то собственно этим и определяется решение проблемы эффективности процесса обучения в рамках дидактической системы. В качестве составных частей системы обучения выступают - " обучающий", " содержание образования" и " обучающиеся". В качестве связи между обучающим и обучающимися выступают методы и средства обучения. Эффективность процесса обучения обуславливается содержательной характеристикой каждой из подсистем и системой взаимосвязи между ними. Содержание подсистемы " обучающий" может быть определено как актуальный уровень знаний, умений, навыков, т.е. все то, что называют педагогическим мастерством преподавателя; содержание подсистемы " обучающиеся" - как актуальный уровень знаний, умений, навыков и способностей учащихся; подсистема " содержание образования", в самом общем виде полностью определяется действующими учебными планами и программами. Чтобы изменить систему обучения необходимо активизировать групповой процесс познания. Так же, как о человеке судят по его делам, так и о личности судят по ее деятельности. Следующим критерием эффективности системы обучения является сам процесс формирования совместно-диалогической познавательной деятельности. Совместно-диалогическая познавательная деятельность оказывается целью всякого процесса обучения и необходимым условием достижения максимальной его эффективности. Не потому ли так называемые активные методы обучения (деловые игры, социально-психологический тренинг и т.п.) считаются наиболее эффективными, что психологической основой их организации является совместно-диалогическая познавательная деятельность. 20. Деятельность как философская категория. Психологическая структура деятельности и «деятельностная» трактовка психики. Деятельность есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру. Некоторые же авторы приписывают деятельность некоторым видам животных и даже техническим агрегатам. Маркарян Э.С. определяет деятельность как исключительную привилегию человека, признак его родовой сущности. Деятельностный подход предполагает исследование «человеческого мира» как мира деятельности в единстве всех аспектов ее развития и осуществления, в единстве ее сущностных сил и их конкретно-исторических проявлений существования общества и индивидуального человеческого существования. Структура человеческой деятельности Основанием выделения указанных форм деятельности служат цели, преследуемые субъектом во взаимодействии с объектом. Субъект как носитель активности, Причина, порождающая деятельность и её основа – потребность, Первопричина потребности – интерес, Мотив как необходимый элемент деятельности, Цель - предвосхищение результата, итог действия стимуляторов деятельности, Средства человеческой деятельности - совокупность факторов, используемых субъектом для воздействия на объект, Объект (предмет) - то, что подвергается преобразующему воздействию, Результат - реализованная цель. Достижение успеха в деятельности требует от субъекта внимания к каждому элементу процесса деятельности. В книге «Человек и его потребности» Бережной Н.М. пишет, что «деятельность человека может быть представлена как бесконечный процесс преобразовательного отношения человека к миру, процесс, состоящий из многих актов, каждый из которых имеет начало, середину и конец. Такой подход создает возможность судить о степени завершенности, как отдельного акта, так и определенной совокупности актов деятельности, равно как и о степени зрелости того или иного субъекта деятельности в решении практических задач. Если деятельность применяется без четкого ограничения в пространстве и времени, то акт деятельности фиксирует начало, середину и конец деятельности». Структура акта деятельности в развернутом виде включает следующие элементы: субъект (отдельный индивид, группа людей или общество в целом), цель, средство, предмет, действие, результат. Цель - это идеальный образ желаемого будущего; то, чего человек хочет достичь. Средство - это момент объективности (реальности) в акте деятельности. Взаимоопределяемость цели и средства - важнейшее условие успешной деятельности, условие гармонического развития человека Предмет деятельности - то, на что направлена деятельность субъекта. Действие - кульминация преобразования предмета в соответствии с намеченной целью. В результате обнаруживается не только выполненная цель, но и нежелательные " дополнения" к цели, и нередко эти " дополнения" по своему отрицательному значению превышают ценность выполненной цели. 21. Составляющие сознания (по А.Н.Леонтьеву). Функциональная структура познавательных процессов и понятие «образ мира» Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит Зигмунду Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и вкл. в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образ. состав бессознательного. Изучая структуру индивид-го сознания, А.Н. Леонтьев выделил 3 его составляющих: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл. Чувственная ткань сознания, по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д. Особая функция ч.о.с. состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное „поле" и объект его деятельности». Чувственная ткань - переживание «чувства реальности». Значение - это содержание, связываемое с тем или иным выражением некоторого языка. Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт и т.п., кот-рое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный истор-кий путь. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в нее свой вклад. Значения, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека... в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существ-я предметного мира, его св-в, связей и отношений, раскрытой совокупной обществ. практикой». Универсальным языком значений яв-ся язык искусства - музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры. Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действит-ти к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность чел-ого сознания. Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий (личностный) смысл. Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория образа. Образ выступает исходным пунктом и одновременно результатом любого познавательного акта. В широком смысле под образом понимается всякая (в том числе и абстрактно-логическая) субъективная форма отражения реальности. В более узком смысле слово «образ» используется для обозначения чувственных форм отражения, т. е. таких, которые имеют сенсорную (образы ощущения, восприятия, последовательные образы и др.) или квазисенсорную природу (образы памяти, воображение, галлюцинации, сновидения и др.). В качестве интегрального конструкта познавательной сферы личности выступает целостный образ мира –«многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, себе и своей деятельности». Понятие образа мира в контекст общепсихологической теории деятельности было введено в последних работах А. Н. Леонтьева. Оно имеет ключевое значение для последовательно деятельностной интерпретации всех познавательных процессов. При описании процесса построения образа воспринимаемого объекта воспроизводится стимулъная парадигма функциональной структуры познавательных процессов.
|