![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология интерактивных методов и совместно-диалогическая познавательная деятельность
По мнению автора, познавательная деятельность как особая психологическая реальность была осознана учеными сравнительно недавно. На практике многие философы с давних времен умели формировать и развивать познавательную деятельность как в условиях стихийно возникающего «естественного» процесса обучения, так и в условиях специально организованного «искусственного» процесса обучения. Удивителен тот факт, что до сих пор когда речь заходит о процессе обучения, говорят о чем угодно, но только не о познавательной деятельности человека. В дидактике речь идет, как правило, о процессах учения и преподавания, которые, будучи взаимосвязаны и взаимодетерминированы между собой, составляют в своем единстве процесс обучения. В педагогической психологии обычно говорят об учебной и обучающей деятельностях, понимая под этими понятиями активность субъекта, которая направлена, в одном случае, на усвоение знаний обучающимися, а в другом на организацию их усвоения обучающими. Эти деятельности основываются на психических процессах восприятия, хранения и воспроизведения информации. Иногда учебную деятельность полностью сводят к процессу мышления, понимаемому как деятельность обобщения. Актуальный генезис понимаемой таким образом совместной познавательной деятельности включает в себя следующие этапы диалогического взаимодействия обучающего и обучающихся: псевдосовместный, совместный, индивидуальный и псевдоиндивидуальный. Причем, если на первом этапе (псевдосовместном) диалог осуществляется обучающимся с внешне представленным ему учебным материалом, то на последнем этапе этот диалог интериоризуется и обучающий (как партнер по диалогу) как бы переходит во внутренний план обучающегося как структурный компонент его сознания (Я — Я-другой). Все это является свидетельством того, что в процессе обучения происходит формирование и развитие совместно-диалогической по форме и познавательной по содержанию деятельности. Термин «совместно-диалогическая познавательная деятельность» (СДПД) применяется для того, чтобы подчеркнуть особенность рассматриваемого феномена, состоящего в том, что он формируется на основе актуализации связей как между обучающимися, так и между обучающим и обучающимися. Принципиальное отличие такого подхода к процессу обучения состоит в том, что первоначальное формирование горизонтальных мотивационных связей между обучающимися (эффект совместности) способствует актуализации вертикальной системы взаимосвязей обучающего и обучающихся (эффект диалогичности) и переводит процесс обучения на более высокий уровень мотивационно-смыслового обеспечения..
|