Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные способы педагогического воздействия на аудиторию и отдельных лиц.
Под управлением высшей школой следует понимать процесс целенаправленного организующего воздействия на соответствующую подсистему в сфере образования и подготовки высококвалифицированных кадров для жизнедеятельности общества и государства. Высшая школа как сфера жизнедеятельности имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в процессе управления. Глубокое познание этих особенностей и использование знаний при разработке методик, применяемых в управленческой деятельности, может быть гарантом ее эффективности. Высшая школа выступает в качестве средства удовлетворения социальных потребностей, обеспечивает профессиональную подготовку и совершенствование специалистов высшей квалификации. Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным, впоследствии, с приходом к власти в Германии нацистов, эмигрировавшим в США.В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни: 1. Авторитарный.2. Демократический.3. Попустительский. Авторитарный стиль. Авторитарный преподаватель определял не только общие цели деятельности и задание, но и указывал способы выполнения его, жестко решая, кто с кем будет работать. Задания и способы его выполнения давались ученикам поэтапно. (Такой подход снижает мотивацию деятельности, так как человек точно не знает ее конечных целей.) Главной особенностью демократического стиля оказалось активное участие группы в обсуждении хода предстоящей работы и ее организации. В результате у участников развивалась уверенность в себе, и стимулировалось самоуправление. Главная особенность попустительского стиля руководства заключалась в том, что педагог по сути дела самоустранился от ответственности за происходящее. Судя по результатам эксперимента, наихудшим стилем оказался попустительский. При нем было выполнено меньше всего работы, да и качество ее оставляло желать лучшего. Наиболее распространенной классификацией стилей руководства, в полной мере, относящейся к педагогической деятельности, является классификация, выделяющая авторитарный, демократический и попустительский стили. Наиболее эффективным в педагогическом общении, в большинстве случаев, оказывается демократический стиль. Следствием его применения является повышение интереса к работе, позитивная внутренняя мотивация деятельности, повышение групповой сплоченности, появление чувства гордости общими успехами, взаимопомощи и дружелюбия во взаимоотношениях. 75.Виды «мишеней воздействия», их характеристика Разные виды действия направленына специальные психические мишени.Кабаченко Т.С. под мишенью действия осознает то, в отношении чего же на определенном шаге действия решаются определенные задачки.«Мишенями» личности являются психологические «объекты», на которые ориентированы действия субъекта. Различают обыкновенные и сложные мишени. Обыкновенные мишени являются структурными единицами психики. К ним относят чувства, внимание, воображение, восприятие, память, мышление. Сложные мишени представлены 2-мя группами. В первую группу можно отнести психические образования, включающие и объединяющие в для себя несколько обычных мишеней. Это четыре личностные сферы: когнитивно - познавательная, эмоционально-волевая, потребностно - мотивационная и коммуникативно-поведенческая. Ко 2-ой группе относят психические образования, являющиеся теоретическими конструктами. Это Я-концепцию К. Роджерса, Эго, Супер-Эго, Ид З.Фрейда, интеллект, креативность, мотивацию и т.д.В воздейственной практике ЛИЧНОСТЬ является самой сложной, главной и конечной мишенью. Основная цель хоть какого действия – произвести определенные конфигурации. Личность, как относительно устойчивая организационная структура, различается целостностью, стабильностью и др. схожими чертами и потому довольно трудно поддается изменению. В таковой ситуации для заслуги результативного влияния на личность и способностей ее конфигурации, эффективнее повлиять на обыкновенные мишени (т.е. оказывать влияние на уровне психологических действий).Обыкновенные мишени являются структурными единицами психики. Обычно в отечественной психологии (по В. В. Петухову) принято выделять две группы психологических действий. 1. Специальные, либо фактически познавательные, процессы, которыми являются чувство, восприятие и мышление. Результатом этих действий является познание субъекта о мире и о для себя, приобретенное или при помощи органов эмоций, или правильно: — чувство — это выделение параметров предмета, сенсорика, чувственность; — восприятие — это восприятие предмета в целом, также перцепция изображения, объектов; — мышление — это отражение отношений меж предметами, их существенных для познания параметров. 2. Неспецифические, т.е. всепригодные, психологические процессы — память, внимание и воображение. Эти процессы именуют также сквозными, в том смысле, что они проходят через всякую деятельность, обеспечивают ее воплощение. Всепригодные психологические процессы являются необходимыми критериями познания, но не сводятся к нему. Благодаря всепригодным психологическим действиям познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство собственного Я во времени: — память дозволяет человеку удерживать прошедший опыт; — внимание помогает извлекать актуальный (реальный) опыт; — воображение предсказывает будущий опыт.Чувства Первичными элементом в сложном процессе воплощения психического действия являются чувства. Они являются одной из составляющих познавательного процесса. Конкретно через чувства человеку поступает первичная информация. Чувства определяют как процесс отражения отдельных параметров предметов и явлений объективного мира при их конкретном действии на сенсоры. Физиологической основой чувства является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. В текущее время кроме издавна выделенных 5 эмоций - зрение, слух, осязание, чутье и вкус, описаны и исследованы новейшие виды, такие как вестибулярные, вибрационные, «мышечно-суставные» либо кинестетические и др. Но в плане настоящего действия приоритетное значение имеют лишь зрение и слух. Конкретно на их приводится 95% поступающей воздейственной инфы.Чувство, каким бы оно не было, описывается при помощи таковых черт как: модальность, локализация, интенсивность, длительность.1. Модальность - это высококачественная черта чувства, в какой проявляется его специфика как простого психологического сигнала. Выделяются модальности зрительные, слуховые, обонятельные и т. д. При всем этом любая модальность имеет свои специальные характеристики. Для зрительных чувств такими могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т. д.2. Локализация является пространственной чертой чувств, передает сведения о локализации раздражителя в пространстве.3. Интенсивность — это количественная черта чувств. 4. Длительность является временной чертой чувства. Она определяется многофункциональным состоянием органа эмоций, но основным образом временем деяния раздражителя и его интенсивностью. Чувство возникает позднее, чем начинает действовать раздражитель, не исчезает сходу с его прекращением. 76. Особенности деятельности преподавателя высшей школы Основная особенность, отличающая профессию педагога от всех остальных специальностей класса «человек-человек» - это то, что профессия является как управляющей, так и преобразующей. Обладая в качестве цели собственной деятельности желанием преобразования и становления личности, педагог управляет процессом эмоционального, интеллектуального, физического развития личности, формирования ее внутреннего духовного мира. Ведущей задачей в профессии педагога является правильное понимание общественных целей и направление усилий других людей на достижение данных целей. Именно поэтому педагог должен всегда идти в ногу со временем, проявлять интерес к окружающим его событиям, чувствовать потребности и дух времени. В противном случае педагог не сможет подготовить своих учеников к окружающей их действительности, будет воспитывать их на устаревших идеалах, что никак не поможет личности в будущем достойно отвечать на вызовы и требования своего времени. Профессия педагога является одной из самых сложных не только потому, что предполагает высокий уровень ответственности, но и в связи с тем, что требует двойной подготовки. С одной стороны, педагог должен уметь общаться, взаимодействовать с людьми, управлять ими и направлять их мысли, деятельность в нужное русло. С другой же стороны, профессия педагога в обязательном порядке предполагает специализацию – наличие специальных знаний по тому или иному предмету, постоянное развитие и совершенствование полученных знаний и навыков, изучение новых сведений в выбранной области и т.д. Причем, оба направления имеют одинаково большое значение для успешной деятельности педагога и результативности обучения. Если, изучая немецкий онлайн, ученик осознает необходимость самостоятельной подготовки, то при наличии педагога ответственность за получение учеником знаний полностью перекладывается на него. Также яркими особенностями педагогической работы являются такие, как коллективный характер работы, наличие творческих аспектов и гуманизм как основополагающее требование к методам и способам преподавания. Педагог должен уметь взаимодействовать с каждой личностью по отдельности и со всем коллективом одновременно, постоянно искать новые формы подачи материала, созвучные времени и более эффективные. Кроме того, педагог должен любить людей, как ни парадоксально это звучит. Даже высококвалифицированный профессионал, владеющий большим объемом специальных знаний, никогда не сможет добиться успеха в качестве преподавателя, если не сможет завоевать авторитет у своих учеников. А это невозможно без уважения, восхищения и любви к каждому человеку. Публика чувствует настроение педагога и если он будет заходить в класс или аудиторию, ненавидя всех, кто там сидит, ему стоит выбрать другую профессию. Ввиду таких особенностей профессии, вполне справедливым считается требование психологов вводить обязательное тестирование и психологическую проверку и подготовку каждого, кто собирается связать свою жизнь с преподаванием. Труд педагогов, конечно же, востребован. ВУЗы переполнены студентами, которые хотят получить знания и далее строить успешную карьеру, имея диплом на руках. Научить их должны преподаватели, чтобы их ученики во взрослой жизни делали как меньше ошибок на рабочем месте. Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей. 77. Стресс и психическое здоровье преподавателя Профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряжённых (в психологическом плане) видов деятельности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов. Постоянное воздействие на человека стрессовых ситуаций приводит к интеллектуальному, душевному и физическому переутомлению. Специалисты называют это синдромом эмоционального выгорания.
|