Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные способы педагогического воздействия на аудиторию и отдельных лиц.






Под управлением высшей школой следует понимать процесс целенаправленного организующего воздействия на соответствующую подсистему в сфере образования и подготовки высококвалифицированных кадров для жизнедеятельности общества и государства. Высшая школа как сфера жизнедеятельности имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в процессе управления. Глубокое познание этих особенностей и использование знаний при разработке методик, применяемых в управленческой деятельности, может быть гарантом ее эффективности. Высшая школа выступает в качестве средства удовлетворения социальных потребностей, обеспечивает профессиональную подготовку и совершенствование специалистов высшей квалификации. Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году не­мецким психологом Куртом Левиным, впоследствии, с приходом к власти в Германии нацистов, эмигрировавшим в США.В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни: 1. Авторитарный.2. Демократический.3. Попустительский.

Авторитарный стиль. Авторитарный преподаватель определял не только общие цели деятельности и задание, но и указывал способы выполнения его, жестко решая, кто с кем будет работать. Задания и способы его выполнения давались ученикам поэтапно. (Такой подход снижает мотивацию деятельности, так как человек точно не знает ее конечных целей.) Главной особенностью демократического стиля оказалось активное участие группы в обсуждении хода предстоящей работы и ее организации. В результате у участников развивалась уверенность в себе, и стимулировалось самоуправление.

Главная особенность попустительского стиля руководства заключалась в том, что педагог по сути дела самоустранился от ответственности за происходящее.

Судя по результатам эксперимента, наихудшим стилем оказался попустительский. При нем было выполнено меньше всего работы, да и качество ее оставляло желать лучшего. Наиболее распространенной классификацией стилей руководства, в полной мере, относящейся к педагогической деятельности, является классификация, выделяющая авторитарный, демократический и попустительский стили. Наиболее эффективным в педагогическом общении, в большинстве случаев, оказывается демократический стиль. Следствием его применения является повышение интереса к работе, позитивная внутренняя мотивация деятельности, повышение групповой сплоченности, появление чувства гордости общими успехами, взаимопомощи и дружелюбия во взаимоотношениях.

75.Виды «мишеней воздействия», их характеристика

Разные виды действия направленына специальные психические мишени.Кабаченко Т.С. под мишенью действия осознает то, в отношении чего же на определенном шаге действия решаются определенные задачки.«Мишенями» личности являются психологические «объекты», на которые ориентированы действия субъекта. Различают обыкновенные и сложные мишени. Обыкновенные мишени являются структурными единицами психики. К ним относят чувства, внимание, воображение, восприятие, память, мышление. Сложные мишени представлены 2-мя группами. В первую группу можно отнести психические образования, включающие и объединяющие в для себя несколько обычных мишеней. Это четыре личностные сферы: когнитивно - познавательная, эмоционально-волевая, потребностно - мотивационная и коммуникативно-поведенческая. Ко 2-ой группе относят психические образования, являющиеся теоретическими конструктами. Это Я-концепцию К. Роджерса, Эго, Супер-Эго, Ид З.Фрейда, интеллект, креативность, мотивацию и т.д.В воздейственной практике ЛИЧНОСТЬ является самой сложной, главной и конечной мишенью. Основная цель хоть какого действия – произвести определенные конфигурации. Личность, как относительно устойчивая организационная структура, различается целостностью, стабильностью и др. схожими чертами и потому довольно трудно поддается изменению. В таковой ситуации для заслуги результативного влияния на личность и способностей ее конфигурации, эффективнее повлиять на обыкновенные мишени (т.е. оказывать влияние на уровне психологических действий).Обыкновенные мишени являются структурными единицами психики. Обычно в отечественной психологии (по В. В. Петухову) принято выделять две группы психологических действий. 1. Специальные, либо фактически познавательные, процессы, которыми являются чувство, восприятие и мышление. Результатом этих действий является познание субъекта о мире и о для себя, приобретенное или при помощи органов эмоций, или правильно: — чувство — это выделение параметров предмета, сенсорика, чувственность; — восприятие — это восприятие предмета в целом, также перцепция изображения, объектов; — мышление — это отражение отношений меж предметами, их существенных для познания параметров. 2. Неспецифические, т.е. всепригодные, психологические процессы — память, внимание и воображение. Эти процессы именуют также сквозными, в том смысле, что они проходят через всякую деятельность, обеспечивают ее воплощение. Всепригодные психологические процессы являются необходимыми критериями познания, но не сводятся к нему. Благодаря всепригодным психологическим действиям познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство собственного Я во времени: — память дозволяет человеку удерживать прошедший опыт; — внимание помогает извлекать актуальный (реальный) опыт; — воображение предсказывает будущий опыт.Чувства Первичными элементом в сложном процессе воплощения психического действия являются чувства. Они являются одной из составляющих познавательного процесса. Конкретно через чувства человеку поступает первичная информация. Чувства определяют как процесс отражения отдельных параметров предметов и явлений объективного мира при их конкретном действии на сенсоры. Физиологической основой чувства является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. В текущее время кроме издавна выделенных 5 эмоций - зрение, слух, осязание, чутье и вкус, описаны и исследованы новейшие виды, такие как вестибулярные, вибрационные, «мышечно-суставные» либо кинестетические и др. Но в плане настоящего действия приоритетное значение имеют лишь зрение и слух. Конкретно на их приводится 95% поступающей воздейственной инфы.Чувство, каким бы оно не было, описывается при помощи таковых черт как: модальность, локализация, интенсивность, длительность.1. Модальность - это высококачественная черта чувства, в какой проявляется его специфика как простого психологического сигнала. Выделяются модальности зрительные, слуховые, обонятельные и т. д. При всем этом любая модальность имеет свои специальные характеристики. Для зрительных чувств такими могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т. д.2. Локализация является пространственной чертой чувств, передает сведения о локализации раздражителя в пространстве.3. Интенсивность — это количественная черта чувств. 4. Длительность является временной чертой чувства. Она определяется многофункциональным состоянием органа эмоций, но основным образом временем деяния раздражителя и его интенсивностью. Чувство возникает позднее, чем начинает действовать раздражитель, не исчезает сходу с его прекращением.

76. Особенности деятельности преподавателя высшей школы

Основная особенность, отличающая профессию педагога от всех остальных специальностей класса «человек-человек» - это то, что профессия является как управляющей, так и преобразующей. Обладая в качестве цели собственной деятельности желанием преобразования и становления личности, педагог управляет процессом эмоционального, интеллектуального, физического развития личности, формирования ее внутреннего духовного мира.

Ведущей задачей в профессии педагога является правильное понимание общественных целей и направление усилий других людей на достижение данных целей. Именно поэтому педагог должен всегда идти в ногу со временем, проявлять интерес к окружающим его событиям, чувствовать потребности и дух времени. В противном случае педагог не сможет подготовить своих учеников к окружающей их действительности, будет воспитывать их на устаревших идеалах, что никак не поможет личности в будущем достойно отвечать на вызовы и требования своего времени.

Профессия педагога является одной из самых сложных не только потому, что предполагает высокий уровень ответственности, но и в связи с тем, что требует двойной подготовки. С одной стороны, педагог должен уметь общаться, взаимодействовать с людьми, управлять ими и направлять их мысли, деятельность в нужное русло.

С другой же стороны, профессия педагога в обязательном порядке предполагает специализацию – наличие специальных знаний по тому или иному предмету, постоянное развитие и совершенствование полученных знаний и навыков, изучение новых сведений в выбранной области и т.д. Причем, оба направления имеют одинаково большое значение для успешной деятельности педагога и результативности обучения. Если, изучая немецкий онлайн, ученик осознает необходимость самостоятельной подготовки, то при наличии педагога ответственность за получение учеником знаний полностью перекладывается на него.

Также яркими особенностями педагогической работы являются такие, как коллективный характер работы, наличие творческих аспектов и гуманизм как основополагающее требование к методам и способам преподавания. Педагог должен уметь взаимодействовать с каждой личностью по отдельности и со всем коллективом одновременно, постоянно искать новые формы подачи материала, созвучные времени и более эффективные.

Кроме того, педагог должен любить людей, как ни парадоксально это звучит. Даже высококвалифицированный профессионал, владеющий большим объемом специальных знаний, никогда не сможет добиться успеха в качестве преподавателя, если не сможет завоевать авторитет у своих учеников. А это невозможно без уважения, восхищения и любви к каждому человеку. Публика чувствует настроение педагога и если он будет заходить в класс или аудиторию, ненавидя всех, кто там сидит, ему стоит выбрать другую профессию. Ввиду таких особенностей профессии, вполне справедливым считается требование психологов вводить обязательное тестирование и психологическую проверку и подготовку каждого, кто собирается связать свою жизнь с преподаванием.

Труд педагогов, конечно же, востребован. ВУЗы переполнены студентами, которые хотят получить знания и далее строить успешную карьеру, имея диплом на руках. Научить их должны преподаватели, чтобы их ученики во взрослой жизни делали как меньше ошибок на рабочем месте.
Массовость и уникальность профессии: (требования к профессии, перспективы)Преподаватель должен ладить со своими учениками, студентами, иначе пары будут сорваны. Чтобы этого не произошло, нужно действительно в совершенстве знать предмет, методики преподавания; быть коммуникабельным, ответственным и организованным человеком.
Риски профессии: (плюсы и минусы профессии, особенности профессии, трудности профессии)Профессия имеет ряд минусов. Во-первых, это постоянные стрессы на работе. В одной группе сосредоточены много людей и характеров, все они придут сдавать зачёты, экзамены. Нужно владеть ситуацией и не дать плохим слухам распространится по университету. Также обязанности преподавателя не заканчиваются после выхода с аудитории, ему ещё нужно потратить время на разработку практических и семинарских занятий.

Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей.

77. Стресс и психическое здоровье преподавателя

Профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряжённых (в психологическом плане) видов деятельности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов.

Постоянное воздействие на человека стрессовых ситуаций приводит к интеллектуальному, душевному и физическому переутомлению. Специалисты называют это синдромом эмоционального выгорания.
Поначалу у «выгорающего» начинают расти напряженность в общении с коллегами, трудности в общениях с начальством, конфликты в семье, физические и эмоциональные перегрузки. Человек все чаще тревожится и чувствует себя «загнанным в клетку». Эмоциональное переутомление переходит в физическое.
Признаки синдрома выгорания во многом напоминают симптомы неврастении. Человек чувствует постоянную усталость, у него падает работоспособность, болит голова, нарушается сон, снижается аппетит, усиливается тяга к табаку, кофе, алкоголю. Кроме того, возникают ощущения беспомощности, безнадежности, апатии. А главное, отмечается притупление чувств – нет желания эмоционально откликнуться на ситуации, которые, казалось бы, должны трогать. Исчезает чувство сопереживания людям. Рождается мысль, что уже ничего нельзя дать другим, поскольку запас сил и эмоций исчерпан. Постепенно развивается негативное отношение к своему труду и людям, с которыми надо сталкиваться по работе. Контакты с ними становятся все более обезличенными, «бездушными» и формальными. Нередко это сопровождается головной болью и простудой. Обычно после небольшого отдыха эти неприятные симптомы уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию вспыхивают с новой силой.
К сожалению обычно, человек, попавший в сети эмоционального выгорания даже не осознает, что с ним происходит. Он лишь испытывает растущее внутреннее раздражение, напряжение, тревогу и неприязнь к тем, кому призван помогать: клиентам, ученикам, посетителям.
Как правило, в такие моменты, человек не чувствует в себе сил даже для выполнения пустяковых дел. Требуется много усилий на то, чтобы заставить себя сходить в магазин, сделать деловой звонок, убрать в комнате.
Такая усталость может провоцировать состояние подавленности, апатию, вспышки раздражения, ощущение не проходящего напряжения и дискомфорта. Все чаще из головы вылетают важные дела. Становится очень трудно сосредоточиться на выполняемой работе. Любые мелочи буквально выводят из себя. В такие моменты «выгорающий» начинает искать способы «экономии эмоций». Старается побыть в одиночестве после работы, ограничить все контакты только самыми необходимыми людьми. Если же это не удается, то срабатывает определенная защитная реакция. Она может выражаться в безразличии к партнеру, игнорировании его обращений, цинизме и даже агрессии.
Человек, переживающий это тягостное состояние обычно принимается искать причину происходящего в себе самом, уверенный в собственном бездушии и непрофессионализме. В результате увеличивается недовольство собой, снижается самооценка, ухудшается настроение. Ситуация усугубляется тем, что проблемы, о которых идет речь, как правило, не принято обсуждать и столкнувшемуся с ними кажется, будто другие не испытывали ничего подобного. Кризис может обостриться настолько, что наступает полное разочарование в жизни, глубокая депрессия.
К. Маслач (1978) условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на физические, поведенческие и психологические.
К физическим относятся:
усталость, чувство истощения, восприимчивость к изменениям показателей внешней среды, частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, избыток или недостаток веса, бессонница.
К поведенческим и психологическим относятся следующие симптомы: работа становится все тяжелее, а способность выполнять ослабевает; работник рано приходит на работу и остается надолго; чувство невостребованности; легко возникающее чувство гнева; раздражительность; подозрительность; неспособность принимать решения; дистанционирование от учеников к дистанционированию от коллег; завышенное чувство ответственности за учеников; общая негативная установка на жизненные перспективы;
Более широкий взгляд на проблему эмоционального выгорания дает пять ключевых групп симптомов:
физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение; уменьшенный или увеличенный вес; недостаточный сон, бессонница; жалобы на общее плохое самочувствие; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание; артериальная гипертензия (повышенное артериальное давление); боли в области сердца.
эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, неэмоциональность; пессимизм, цинизм, черствость в работе и личной жизни; безразличие и усталость; раздражительность, агрессивность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; преобладание чувства одиночества; поведенческие симптомы: во время рабочего дня появляются усталость и желание прерваться, отдохнуть; безразличие к еде; отсутствие физических нагрузок; частое употребление табака, алкоголя, лекарств; интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе); безразличие к новшествам, нововведениям; отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании); формальное выполнение работы; социальные симптомы: нет времени или энергии для социальной активности; уменьшение активности и интереса в области досуга, хобби; социальные контакты ограничиваются работой; скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе; ощущение изоляции, непонимания окружающих и со стороны окружающих; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег. Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) ввел американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в эмоционально насыщенной атмосфере.
По определению К. Маслач, выгорание на работе – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения уровня личных достижений, который часто испытывают представители профессий, требующих очень интенсивных межличностных контактов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал