![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Курс: 3
ДОКЛАД на тему: «Пенсионное обеспечение граждан Республики Казахстан» Подготовила: Пайзхан Б.А. Проверила: Садырова Г.А. Группа: ОЗ-001-02 Курс: 3 Введение: Пенсионное обеспечение граждан – комплексная система, функционирующая на базе законодательных актов государства, принятых с целью защитить гражданина в сложные периоды его жизни. Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином и государством в целом. Пенсионное обеспечение - совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление материального обеспечения в виде пенсии гражданам при достижении ими установленного законом возраста. Основным его предназначением является устранение рисков, связанных с наступлением старости, таких как, к примеру, потеря постоянного дохода в связи с прекращением трудовой деятельности или отсутствие семьи и родственников, которые могли бы осуществлять уход в старости. Достойное обеспечение старости своих граждан является одной из главных задач социально ориентированного государства, к которым относиться и Казахстан. В республике эта задача всегда была в числе одной из приоритетных, а в последние годы возведена в ранг государственной. Основной причиной такого внимания является то обстоятельство, что большинство состоявшихся пенсионеров имеют лишь один источник дохода - пенсию. От ее покупательной способности напрямую зависит благосостояние пенсионеров, продолжительность и качество их жизни. Порядок определения трудовых пенсий, виды трудовой пенсии, категории граждан, имеющих право на получение пенсий, определяется Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июля 1997 г. В Казахстане пенсионная реформа была начата с 1 января 1998 году с введением в действие нового закона о пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан. Предпосылкой к ее проведению стала угроза финансовой несостоятельности существовавшей на тот момент солидарной системы вследствие резкого сокращения количества налогоплательщиков, взносы которых использовались для текущего финансирования пенсий и пособий, с одной стороны, и одновременным увеличением количества получателей пенсий и пособий, - с другой. Пенсионная реформа переводила обеспечение по старости с рельс солидарной пенсионной системы на накопительную. Казахстан первым на постсоветском пространстве внедрил накопительную систему, так отмечено в Послании Президента лидера нации Народу Казахстана в феврале 2012 года «Социально-экономическая модернизация главный вектор развития Казахстана». При этом была использована Чилийская модель пенсионной системы. В те годы Казахстан стал лидером среди стран СНГ, первым и в короткие сроки провел пенсионную реформу и радикальным образом поменял систему назначения и выплаты пенсий. В результате этой реформы в Казахстане действуют три пенсионные системы: 1) полностью солидарная система, для состоявшихся на 1 января 1998 года пенсионеров; 2) смешанная система, для пенсионеров, которым пенсии были назначены, после вышеуказанной даты и назначаются в настоящее время; 3) накопительная система, для тех, кто не имел (или имел менее, чем полугодовой) стаж работы на 1 января 1998 года. С течением времени первые две системы будут исчезать, уступая место полностью накопительной системе. Примерно в 2016 году больше половины пенсионеров должны будут получать выплаты из двух источников: из Государственного центра по выплате пенсий и своего пенсионного фонда, а в дальнейшем доля получателей из пенсионных фондов будет расти. Постепенно вводимая взамен солидарной, накопительная пенсионная система должна значительно поднять размеры пенсий и обеспечить ее регулярную выплату гражданам, которые делали отчисления в пенсионные фонды за счет а) аккумулированных на именных накопительных счетах взносов; б) доходов, полученных от размещения пенсионных резервов в активы через управляющие компании. В отличие от солидарно-распределительных систем, размер пенсий в которых зависит от демогра-фических показателей (продолжительность жизни, соотношение пенсионеров и населения в трудо-способном возрасте и т.д.), эффективность функционирования накопительной пенсионной системы тесно связана с рынком капитала, в частности, с величиной процентных ставок и инфляцией, а также степенью развития финансовых институтов. Реформирование системы пенсионного обеспечения происходило по следующим направлениям:
Многие из этих мер были не популярны у населения, особенно отмена льгот по досрочному выходу на пенсию значительного количества категорий работников и общее повышение возраста выхода на пенсию. При этом пенсионный возраст увеличивался на три года у мужчин и женщин. В результате чего был установлен возраст выхода на пенсию для женщин 58 лет, а у мужчин 63 года. Он вводился поэтапно: с 1 января 1998 года в течение трех лет, и в полном объеме заработал с 1 июля 2001 года. Однако по мере роста экономики, снижения уровня безработицы, создания дополнительных рабочих мест, отношение к переносу возраста у большинства работающего населения изменилось. При исчислении трудового стажа для назначения пенсий из Центра засчитываются: работа по трудовым договорам (контрактам) оплачиваемая физическими и юридическими лицами; военная служба; служба в правоохранительных органах; государственная служба; предпринимательская деятельность; обучение в высших учебных и средних специальных заведениях, в училищах, школах и на курсах подготовки кадров, повышение квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, а также в высших очных высших и средних духовных учебных заведениях на территории Казахстана и за его пределами; время ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимся в посторенней помощи, а также престарелым, достигшим 80-летнего возраста; время ухода за инвалидом в возрасте до 16 лет, постра-давшим от последствий атомных испытаний, экологических бедствий или зараженных вирусом иммунодефицита, либо больных СПИДом; время ухода неработающей матери за малолетними деть-ми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3-х лет, в пределах 12 лет в общей сложности; время содержания под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы и ссылки граждан необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и репрессированных, но в последствии реабилитированных; время нахождения трудоспособных граждан на временно оккупированной территории бывшего СССР и лиц (независимо от возраста) на территории других государств в период Великой Отечественной воины куда они были насильственно вывезены, содержание в фашистских концлагерях, если в указанный период эти лица не совершали преступлений против родины; время нахождения на инвалидности неработающих инвалидов войны и приравненных к ним инвалидам; период проживания за границей жен (мужей) работников бывших советских учреждений, учреждений Республики Казахстан и международных организаций более 10 лет в общей сложности; период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местности где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет; служба в военизированной охране, в органах специальной связи и горноспасательных частях, независимо от ведомственной подчиненности и наличия специального или воинского звания; иная работа при условии уплаты отчислений на социальное страхование. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что есть проблемы с пенсионными накоплениями у определен-ных категорий населения, таких как:
Право на пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов за счет обязательных пен-сионных взносов имеют лица:
Граждане, достигающие пенсионного возраста в настоящее время и в ближайшую перспективу и имеющие пенсионные накопления, должны обратиться в пенсионный фонд для назначения выплат или с заявлением о переводе своих сбережений в страховую компанию. В течение тридцати кален-дарных дней с момента получения пакета документов, накопительный пенсионный фонд обязан пере-вести пенсионные накопления получателя в страховую организацию для заключения с ней договора пенсионного аннуитета. Заключение: Таким образом, в связи с проведением в Казахстане пенсионной реформы гражданам все больше приходится самим заботиться о достойном обеспечении своей старости. За государством остается законодательная и страховая функции по сохранности пенсионных накоплений. Предполагается, что до завершения реформы государство будет оставаться основным источником финансирования систе-мы социальной защиты населения и обеспечит полноту и своевременность всех социальных выплат из бюджета. Литература:
|