![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современная система отечественного образования
Система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей. В соответствии с Законом «Об образовании» принятого в 1992 г. в систему образования входят: совокупность образовательных учреждений, реализуемые ими образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием. Система образования функционирует на основе общих принципов: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине; единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся; светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. Образовательными называется учреждение, которое ведет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе. Выделяют следующие типы образовательных учреждений: Дошкольное: ясли, детский сад; Общеобразовательное, со ступенями (начальное, основное, среднее общее): школы, лицеи, гимназии пр. Профессиональное (начальное, среднее, высшее): училища, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии и пр. Специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и пр. Учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные школы, клубы, центры и пр. Учреждения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома. Другие учреждения: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки и пр. По организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественными). Государственные образовательные стандарты устанавливают содержание федерального и национально-регионального компонентов образования. Федеральный компонент устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, а также требования к уровню подготовки выпускников, расположенных в разных регионах нашей страны. Содержание государственных образовательных стандартов разрабатывается на конкурсной основе и уточняется на той же основе не реже одного раза в 10 лет. Это создает основу объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Согласно КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на период до 2020 года утвержденной от 17 ноября 2008 модернизация системы образования, является основой динамичного экономического роста и социального развития общества. Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач. обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов; обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах; развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его. создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты. подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе: создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы. прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения; прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования. Повышение конкурентоспособности российского образования должно стать критерием его высокого качества, а также обеспечить позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг. Глобальные преобразования предусматриваются в системе общего образования. Так рассматриваемый на сегодняшний день проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - стратегия развития общего образования предполагает:
|