Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности образовательной политики России по сравнению с другими странами






Образовательная политика представляет собой деятельность по обеспечению развития и функционирования системы образования. Ее субъектами являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, органы управления образованием, общественные организации, отдельные граждане. Образовательная политика определяется уровнем социально-экономического развития страны и теми задачами, которые общество решает на конкретно-историческом этапе своего существования. Правовыми основами политики в области образования являются Конституция, законы и другие нормативно-правовые акты, общепринятые нормы и принципы международного права.

В настоящее время развитие общества непосредственно связано с научно-техническим прогрессом, с новыми технологическими достижениями. Поэтому особо пристального внимания требует сфера высшего и послевузовского образования. Современный этап развития России, связанный с масштабными реформами во всех областях общественной жизни, потребовал пересмотра основных принципов и направлений образовательной политики. Кроме того, накопление негативных тенденций в высшей школе поставило под угрозу научно-технический, образовательный и культурный потенциал нации. Стало необходимым принятие новых политических решений в этой области и их правовое оформление. Трансформация политической системы постсоветского общества коренным образом изменила отношения в системе «человек -- общество -- государство», что повлекло за собой изменение приоритетов образовательной политики, ее целей и задач. Формирование рыночной экономики поставило всю систему образования в принципиально новые условия, которые потребовали её изменения.

Государственная политика должна строиться на принципах суверенности прав субъектов Российской Федерации в определении национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов; непрерывности и преемственности процесса образования, интеграции системы высшего образования РФ в мировую систему при сохранении достижений и традиций российской высшей школы; конкурсности и гласности при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, подготовки специалистов; государственной поддержки подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований. Реализация принципов, сформулированных в законе, позволит сформировать более открытую и демократичную систему высшего образования при сохранении ее российской и национально-региональной специфики.

Одним из главных направлений развития системы высшего образования России является ее демократизация. Большое значение имеет включение в закон положения об автономии вузов и академических свободах. Оно дает основания для усиления самостоятельности вуза в учебной, научной, финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивает свободу преподавателей в изложении учебных предметов, выборе тем и методов научных исследований, гарантирует студентам свободный доступ к знаниям согласно их склонностям и потребностям.

В целом необходимо признать, что современная политика России в области высшего образования еще только формируется. Настоящий закон во многом является политико-правовой декларацией о приоритетности высшего образования. Он не выполняется в части финансирования вузов. Исполняются, и то не в полном объеме, защищенные статьи по зарплате и стипендиям. Все прочие статьи фактически не обеспечены государственным финансированием. Следовательно, не подкреплены материально льготы студентов и преподавателей. Нет экономических условий для гарантированного законом периодического повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. До сих пор не создана государственно-аттестационная служба. Пока это все еще ведомственная система министерства.

Однако есть способ решить эти проблемы - провести глобальную модернизацию образования. Она может изменить в корне всю систему образования в Российской Федерации, сведя на нет её недостатки и увеличив её преимущества. Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал