![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие карьеры педагога
В широком смысле карьера – это последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой). Она представляется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности. Карьера понимается как активное продвижение в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего устойчивость человека в потоке социальной жизни.
Успешная карьера во многом зависит от тог, насколько правильно человек сделал свой профессиональный выбор, вернее, насколько удачным было его профессиональное самоопределение. Следует различать понятия «профессиональное самоопределение» и «профессиональный выбор». Профессиональный выбор затрагивает лишь ближайшую перспективу, он может быть осуществлен как с учетом, так и без учета определённых последствий принятого решения. В течении жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов, т.е. сама карьера – это чередующиеся выборы. Люди имеют личностные особенности, обладают разными умениями и ценностными установками. Каждый человек выстраивает свое профессиональное движение, исходя из этих особенностей и собственного отношения к профессиональному росту. Конфигурация карьеры Е. Д. Малинин в книге «Философия жизненного успеха» приводит конфигурацию карьеры американского специалиста по управлению Драйвера, представленную в виде графических изображений. Линейная карьера. Человек с самого начала выбирает понравившуюся ему область деятельности и упорно, шаг за шагом, на протяжении всей жизни поднимается по иерархической лестнице. У людей, целенаправленно делающих свою карьеру, линейная конфигурация – одна из наиболее распространенных. Стабильная карьера. Это довольно распространённый вид карьеры. Человек до конца жизни верен той сфере деятельности, которую он выбрал. И хотя такой человек со временем повышает уровень своего мастерства и имеет более высокий доход, он не стремиться продвигаться по служебной лестнице. Примером могут служить профессии учителя, врача, других специалистов. Скорее, речь может идти л повышении квалификации, духовном обогащении, о получении более высокого статуса, хотя должность может остаться прежней. Карьера в виде отрасли. Характерна для беспокойных натур. Человек с энтузиазмом погружается в работу, напряженно трудится, делает свое дело хорошо, продвигается в своем статусе и ранге. Однако через 5-7 лет интерес затухает, причем настолько, что он уходит на другую работу, и все повторяется заново. Кратковременная карьера. Человек часто переходит с одной работы на другую. Он особо не выбирает область деятельности и лишь случайно и временно получает незначительное повышение. Таких нередко называют «летунами». Как правило, это неквалифицированные и нередко недисциплинированные работники. Платообразная карьера. Человек успешно справляется со своими обязанностями, и его выдвигают на более высокую должность. После ряда выдвижений он достигает предела соей компетентности и остается на достигнутом уровне до ухода на пенсию. О таких работниках говорят, что они попали в «мертвую зону», на плато, где им «присваивается» нулевой коэффициент продвижения. Снижающая карьера. Такая конфигурация карьеры трагична. Человек неплохо начинает трудовую деятельность и добивается неоднократного повышения. Однако в его жизни происходит нечто непредвиденное (болезнь, злоупотребление алкоголем и др.), что перманентно снижает качество и уровень его работоспособности. В силу этого он престает соответствовать требованием занимаемых должностей и постепенно опускается до самого низкого уровня. Итак, профессиональное продвижение - это движение. А оно не может не иметь цели, иначе человек собьется с пути или неразумно распорядится имеющимися ресурсами. Жизненный успех Для того чтобы определиться, в каком направлении двигаться, необходимо подумать, что такое жизненный успех. Обычно успех рассматривают, как событие, получившее социальную и общественную поддержку, но это, прежде всего, субъективное отношение к достигнутому результату, к осуществлению поставленной цели. Для определения с собственным представлением о жизненном успехе, необходимо подумать над этими вопросами: Чего вы хотите больше всего на свете? Какое особое качество характера вы хотели бы иметь? Каким вы представляете себя через 10, 20, 30 лет? Ответы на эти вопросы помогут определиться с целями, приоритетами, выявить главное и второстепенное, «опознать» свои истинные желания. Разобравшись с целями, необходимо задуматься – а как же их достичь? Для этого необходимо еще одно важное умение – планирование. Существует такое понятие как личностная профессиональная перспектива (ЛПП). Климов Е.А. предложил схему ее построения: Осознание ценности честного труда. Осознание необходимости профессионального образования после школы. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирования ее изменения. Знание мира профессионального труда. Выделение дальней профессиональной цели. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей. Знание конкретных выбираемых целей. Представление о своих возможностях и недостатках. Представление о путях преодоления недостатков. Представление о внешних препятствиях на пути к цели. Знание о путях преодоления внешних недостатков. Наличие системы резервных вариантов выбора. Представление о смысле своего будущего профессионального труда. Начало практической реализации. Далеко не всегда молодые специалисты могут правильно организовать осуществление задуманного. Однако есть методика «слоновая задача», позволяющая помочь в этом. Она предполагает разделение проблемы, то есть «слона» на маленькие кусочки и ежедневное ее «заглатывание». Имидж педагога Очень важным для профессионального продвижения является умение создать имидж (англ. Image - образ), причем это не только визуальный облик человека, но и образ его мышления, его действия и поступки. Почему имидж так важен? Сложившееся у нас мнение о другом человеке или объекте формирует готовность определенным образом действовать применительно к этому человеку или объекту, т.е. создается определённая психологическая установка. Для педагога имидж важен больше, чем для любого другого специалиста потому, что он влияет на формирование установок, ценностей и представлений воспитанников. Имидж может быть положительным и отрицательным; профессиональным и личностным. Имидж всегда субъективен и прочен (его трудно изменить). Имидж может создаваться произвольно, а может осознанно, т.е. его формированием надо заняться специально. Можно выделить некоторые составляющие имиджа: Качества, данные природой (коммуникабельность, эмпатия, способность к рефлексии, красноречивость); Характеристики, приобретенные личностью в результате образования и воспитания (нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором человековедческих технологий, т.е. межличностное общение, способы разрешения конфликтов и т.д.); То, что связано с жизненным и профессиональным опытом. Формирование визуального образа с помощью одежды: Осознание необходимости целенаправленного конструирования имиджа. Определение целей построения имиджа. Формулировка впечатления. Определение качества и видов необходимых визуальных образов. Определение адресата имиджа. Выявление субъективных и объективных ограничений имиджа. Самооценка внешности. Овладение технологией презентации внешности. Поиск девиза – установки для себя. Создание банка приемов формирования индивидуального имиджа. Предварительное построение образа. Самооценка успешности «предварительного образа». Шлифовка имиджа, подбор соответствующего гардероба. Анализ вероятности достижения поставленной цели и выявления причин снижения этой вероятности. Внедрение имиджа, проверка практикой общения. Дальнейшее самосовершенствование и развитие. Вывод Профессиональное становление тесно связано с личностным. Педагог воспитывает, прежде всего, собственной личностью. Но важна еще и технологическая составляющая: если педагог освоит педагогические приемы и техники, у него появится время для творчества. Профессиональное самосовершенствование обогащает наши ресурсы. Педагогу необходимо сформировать свою педагогическую позицию, овладеть необходимыми умениями для занятия педагогической деятельностью, стремиться к максимальной самоорганизации и самореализации.
|