![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогика как наука. Её предмет, цели и задачи, функции. Отрасли педагогики. Место педагогики в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.
Педагогика как наука и как социальная практика. У науки как таковой есть научно-теоретическая и конструктивно-техническая функции. В большинстве областей научного знания эти функции поделены между разными дисциплинами (например, теоретическая механика и инженерное дело). В педагогике эти функции совмещены: она и описывает явление, устанавливая взаимосвязи в цепочке “причина - следствие”; и указывает, как поступать, определяя связи в цепочке “цель - средство”. Чистое знание ищет применения, практика основывается на знании – их взаимосвязь неразрывна. Таким образом, педагогика – “практическая наука о должном”, “наука об искусстве деятельности”. (С.И. Гессен). В педагогической науке принято выделять ряд отраслей, классифицируя их по разным основаниям: возрастная классификация отраслей: ясельная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика специального образования, педагогика высшей школы, педагогика “третьего возраста”; отраслевая классификация отраслей: военная педагогика, социальная педагогика, пенитенциарная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика и т.д. дисциплинарная классификация: общая педагогика, дидактика, теория воспитания, педагогическая технология, специальная педагогика, история педагогики, школоведение, частные предметные методики. Специальная педагогика – раздел педагогики общей. Существует определенная специфика ее целей, задач, предмета исследования, связанные с понятием нормы и отклонения в развитии ребенка. Здесь рассматриваются консультационно-диагностическая и коррекционно-педагогическая работа, реабилитация ребенка с проблемами в развитии. Педагогика относится к группе антропологических наук. Ее общетеоретической базой являются такие науки, как физиология, психология и философия. Особое значение сегодня приобретает связь педагогики с такими науками, как культурология, экология, кибернетика. Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях. Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития пед.процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Функции педагогики: 1.теоретическая (3 уровня: 1.описательный (объяснительный) изучение передового и новаторского пед.опыта; 2.диагностический выявление состояний пед.явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих; 3.прогностический экспериментальные исследования пед.действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности), 2. технологическая (3 уровня: 1.проективный связан с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников, уч.пособий, пед.рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих план пед.деятельности, её содержание и характер; 2.преобразовательный направлен на внедрение достижений пед.науки в образовательную практику с целью её совершенствования и реконструкции; 3. рефлексивный предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию по взаимодействии научной теории и практической деятельности) Пед. Задача - материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Задачи педагогики, как науки: вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. изучение и обобщение практики, опыта пед.деятельности. разработка новых методов, средств, форм воспитания и обучения. прогнозирование образования на ближайшее и отдаленной будущее. внедрение результатов исследования в практику. Базой для педагогики являются такие науки: психология, философия(методы познания) и физиология(индивид.особенности ребенка).связана также с экономикой, социологией, политологией, информатикой, математикой. Отрасли педагогики: общая педагогика специальная педагогика (олигофрено-педагогика, сурдо, логопедия) история педагогики сравнительная возрастная (преддошкольная (ясельная), дошкольная, педагогика школы, средних спец.уч.заведений, высшей школы, взрослых (андрогогика)). профессиональная (военная, инженерная, производственная) социальная методика преподавания различных дисциплин.
|