![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса
1. В 2001 г. Правительство России обозначило новый этап на пути построения информационного общества. И этот этап связан с реализацией в 2002-2010 годах Федеральной целевой программы " Электронная Россия". Основной целью программы являются повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления, создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, расширение подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей национальных информационных ресурсов. Современная концепция информатизации образования направлена на решение следующих стратегических задач: повышение эффективности, доступности и качества образования за счет интеграции новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс; создание единого общеобразовательного пространства России и ее интеграция в мировую систему образования; развитие индустрии образовательных услуг; уточнение содержания образовательных программ и обеспечение контроля качества образования. Решение задач информатизации образования направлено на изменение образовательной практики – на построение открытой системы образования, позволяющей человеку выбирать свою индивидуальную образовательную траекторию за счет изменения технологии получения знаний, использования качественно новых форм и методов обучения. Новые информационные технологии рассматриваются как способ повышения эффективности процессов самообразования, поисковой, творческой деятельности; развития самостоятельности, рефлексии учащегося, становления его индивидуальности. Их использование создает новое качество педагогической деятельности, которое можно описать следующими характеристиками организационных условий учебного процесса: – повышение эффективности обучения за счет включения механизма интерактивности учебного процесса; – использование вариативных источников учебной информации; уплотнение учебной информации за счет возможности ее свертывания и развертывания в пространстве и времени (гипертекст); – оптимизация темпа работы ученика; реализация межпредметных связей; – оптимизация деятельности педагога на основе информатизации ее отдельных функций. Приоритетными задачами педагога в этих условиях становятся задачи создания познавательной, творческой атмосферы, стимулирования интереса учащихся к самостоятельному приобретению знаний, организации общения и сотрудничества учащихся для коллективного решения проблем. В информационном обществе возрастает роль личности педагога, его общей, информационной и профессиональной культуры. Меняется роль педагога: он становится помощником, консультантом, помогающим ученику выбрать свой образовательный маршрут и сопровождающий его прохождение. Введение самого термина «сопровождение» не является результатом научно-лингвистического эксперимента. Замена его классическими – помощь, поддержка или обеспечение – не в полной мере отражают суть явления. Речь идет не о любой форме помощи, тем более обеспечении, а о такой поддержке, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственность субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы. Соответственно, информационно-технологический подход заключается в максимальном использовании в образовательном процессе новейших технологий поиска и использования имеющейся в современном мире знаниевой информации. Информационно-технологическое сопровождение образования определяется целью образовательного процесса, предметом, средствами и результатами, и в то же время включает такие материальные условия, которые уже имеются (техническое оснащение) и которые созданы в процессе информационно-педагогической деятельности (научное и учебно-методическое обеспечение). Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса представляет собой социально, педагогически и технически организованное взаимодействие субъектов, которое реализуется в целях повышения эффективности образовательного процесса и заключается в сборе, обработке, хранении и поиске информации, а также в предоставлении этой информации всем субъектам образовательного процесса в соответствующее время и в удобной для них форме. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса включает в себя непрерывный процесс создания условий развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, позволяющей человеку активно функционировать в современном информационном обществе. Основными принципы информационно-технологического сопровождения являются непрерывность и мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения. 2. Информационные технологии в образовании (ИТО) классифицируют по функциональному назначению: – информационно-поисковые – обеспечивают представление информации и осуществление операций по поиску и систематизации информации при использовании различных систем поиска и обработки данных (информационно-поисковые системы, учебные базы данных и знаний, информационно-справочные программные средства); – демонстрационные – позволяют визуализировать изучаемые объекты, обеспечивают наглядное представление информации; – тренинговые – предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала; – диагностирующие и тестирующие – оценивают знания, умения, навыки учащихся, уровень обученности, интеллектуального развития, сформированности личностных качеств; – контролирующие – автоматизируют процессы контроля (самоконтроля) результатов обучения; – экспертные – управляют ходом учебного процесса, организуют диалог между пользователем и ИТО при решении учебной задачи; – коммуникативные – обеспечивают возможность доступа к любой информации в локальных и глобальных сетях, обеспечивают удаленное интерактивное взаимодействие субъектов учебного процесса; – вычислительные – автоматизируют процессы обработки результатов учебного эксперимента, расчетов, измерений; – офисные – предназначены для создания, хранения, передачи и обработки информации общего назначения, ведения дел (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы различного структурированного представления информации, графические редакторы, компьютерные коммуникации); – сервисные – обеспечивают безопасность и комфортность работы пользователя на компьютере; – управленческие – автоматизируют управление процессами, объектами, явлениями, информационными потоками (от управления приборами в эксперименте до автоматизирования рабочего места руководителя, сетевого управления, распространения информационно-методического обеспечения, ведения делопроизводства в учебном заведении и т.д.); – моделирующие – осуществляют моделирование изучаемых сложных или нереальных объектов, явлений и процессов в целях их исследования; – имитационные – управляют действиями реальных объектов, устройств, представляют определенный аспект реальности или изучения структурныз или функциональных характеристик; – инструментальные – языки программирования, авторские инструментальные среды и пр.; – досуговые – компьютерные игры и средства компьютерной коммуникации для организации досуга, внеклассной работы в целях воспитания и личностного развития учащихся. Наиболее разработанным направлением является использование ИТО в учебном процессе. Ученые и практики выделили проблемы (негативные модели), связанные с их применением: бессистемное, механическое использование разнородных, неравноценных по качеству ИТО, ориентированных преимущественно на репродуктивную, исполнительскую деятельность учащегося; бесконтрольный доступ к информации негативного характера, распространяемой, например, в Интернете; формализм, механическое приспособление к учебному процессу, фрагментарность использования; обилие новой терминологии, несогласованность новых знаний с предыдущим опытом могут привести к возникновению компьютерной тревожности ученика, чувства собственной неполноценности. Выделим принципы использования ИТО в образовании: – принцип гуманистичности обучения – обращенность ИТО к человеку, создание максимально благоприятных условий для развития, проявления творческой индивидуальности;
– принцип педагогической целесообразности, требующий педагогической оценки эффективности применения ИТО в сочетании с педагогическими технологиями; – принцип обеспечения безопасности информации – необходимость организационных и технических способов ее безопасного хранения, передачи и использования; – принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании электронных образовательных продуктов; – принцип мобильности, вариативности обучения – использование информационных сетей, баз и банков знаний и данных, дистанционного образования; – принцип интеграции в традиционную систему образования. 3. В условиях информатизации образования будущему педагогу необходимо освоить много умений – отбирать информационные технологии, электронные образовательные продукты, педагогически целесообразно использовать их в своей профессиональной деятельности, адаптировать их и совершенствовать, эффективно использовать возможности дистанционного образования и т.д. Роль педагога остается ведущей и становится более сложной. Становление информационного общества, изменения в его культуре, образе жизни человека, образовании, требуют формирования нового типа культуры педагога – информационной как части общей культуры человека. Информационная культура – это не набор отдельных умений использовать ИТО, не «кнопочно-технологическая грамотность». Ее следует понимать как интегративное качество личности, представляющее собой динамическую систему гуманистических идей, ценностей, собственных позиций и свойств личности, реализуемое в информационной среде; как целостную готовность к творческому освоению нового образа жизни на информационной основе. Информационную культуру педагога можно рассматривать в двух аспектах: общекультурном (владение базовыми элементами жизнедеятельности человека в информационном обществе) и профессиональном, связанном с ее проявлением в процессе решения образовательных задач, в специфике педагогической деятельности. В становлении информационной культуры педагога можно выявить следующую динамику развития: – уровень компьютерной грамотности – «Я – исполнитель» (деятельность по образцу, последовательность действий не продумана, ситуативность информационной деятельности; – методологический уровень – «Я – тактик» (рефлексирует свою информационную деятельность, разрабатывает тактику ее достижения, универсальность межпредметность информационной деятельности); – уровень саморазвития – «Я – стратег» (способен к выработке стратегии деятельности, личностная свобода, творчество в информационной среде).
|