![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационные технологии в системе образования.
В настоящее время учащиеся имеют различные источники информации: телевидение, видео, компьютерные словари, энциклопедии и базы данных. Некоторые из этих средств оказывают наиболее действенное влияние на обучаемого, чем традиционный учебный процесс. Учитель в этих условиях играет роль в меньшей степени распространителя информации. От него требуется правильно воспринимать информацию, классифицировать и анализировать множество факторов, строить общую картину явлений или события. Такая роль больше похожа на роль руководителя или организатора. Это в свою очередь влечет трансформацию методов и подходов в обучении в сторону творческого сотрудничества учителя и учащегося. И здесь незаменимым помощником учителю служат новые информационные технологии, включающие в себя компьютер и коммуникационные составляющие. Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо вникнуть в суть этого понятия. Говоря об информационных технологиях, в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других – конкретный способ работы с информацией, то есть существует двоякая трактовка понятия «информационные технологии». В одном случаи – это способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в другом – совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами. В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (аудио – и видеосредства, кино, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. А суть информатизации образования состоит в создании как для учащихся так и для учителей благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. Существенного повышения эффективности обучения можно дробиться при комплексном использовании различных возможностей средств информационных и коммуникационных технологий на разного рода занятия. Например, следующих возможностей: незамедлительная обратная связь между пользователем и системой; сбор, хранение и быстрая доставка разного рода информации; модификация и визуализация изучаемых явлений и процессов. Организация разнообразных видов деятельности в условиях внедрения средств информатизации приводит к изменению стереотипов поведения, выработке новых качеств личности, развитию творческого активности, и творческого подхода к выполнению различного рода заданий. Комплексное использование возможностей современных средств информационных и коммуникационных технологий в образовании способствует созданию условий для развития и проявления личностных качеств обучающих, удовлетворение познавательных потребностей, развитие их социальных и коммуникационных способностей, навыков самообразования. Компьютерные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Основной стратегической линией психолого-педагогического обеспечения компьютерного обучения становится обоснование целостных систем учебной деятельности, сохраняющих и при использовании компьютера все возможности формирования и развития основных сфер человека. Иначе говоря, необходима номенклатура целей, учитывающая новые педагогические концепции личностно ориентированного обучения и индивидуально-деятельностный подход: развитие интеллектуальной сферы; развитие мотивационной сферы; развитие эмоциональной сферы; развитие волевой сферы; формирование учебной деятельности в целом и основных ее компонентов. Активизация учебной деятельности учащихся в процессе обучения с использованием возможностей компьютера обеспечивается за счет следующих методов, форм, средств и навыков: улучшение наглядности за счет применения видео, мультипликации, технологии мультимедиа, позволяющие их моделировать сложные явления и процессы, имитировать работу сложных организованных систем, осуществлять аудиосопровождение учебной информации. повышение эффективности восприятия комментариев к учебному материалу, который параллельно демонстрируется на экране компьютера, за счет сочетания зрительной наглядности и слуховой. моделирование, наблюдение и изучение математических моделей различных явлений и процессов, что способствует формированию у учащихся умения принимать решения в экстремальных ситуациях; активизации творческих возможностей; развитию навыков самостоятельной работы; развитию навыков исследовательской деятельности; формированию информационной культуры. улучшение методов оценки знаний за счет автоматизации контроля, что позволяет получить более полную и объективную информацию о ходе процесса обучения, об уровне подготовленности учащихся, повышает интенсивность обучения. создание условий для самостоятельного приобретения учащимися большей части знаний, что позволяет им удовлетворить свои потребности в свободе выбора, в свободе действий, поступков, формирует у них ответственность за результаты своего труда, развивает способности к творчеству, способствует активному вовлечению в учебный процесс каждого обучаемого. Компьютер используется: для предоставления учебного материала, контроля за уровнем знаний, как тренажер, проблемного обучения, проведения учебных экспериментов и деловых игр.
|