![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогические идеи и принципы
1) личность как цель образования и воспитания; 2) активность самого ребенка в процессе собственного развития (идеи самообразования, самовоспитания, самодеятельности); 3) идея свободы личности (воспитанника и воспитателя), не противоречащая требованиям дисциплины и высокой моральной ответственности за действия, поступки и их результаты, а наоборот предполагающая эту связь, порождающая ответственность, как следствие свободы; 4) идея ребенка как объекта и субъекта воспитания, цели педагогического процесса как помощи в переходе объекта в субъект (прообраз идеи перехода воспитания в самовоспитание); 5) творчество как смысл, цель, средство и метод образования; включение исследовательских процедур в обучение, сближение научного и учебного познания; 6) личность педагога как основное средство воспитания и образования; 7) идея постоянного самосовершенствования учителя как необходимого условия его профессиональной деятельности; идея непрерывного педагогического образования в ногу с развитием науки; 8) природосообразность воспитания (соответствие «внешней» природе, частью которой ребенок является, и внутренней природе самого воспитанника, его способностям, потребностям, индивидуальным, возрастным и половым особенностям); 9) культуросообразность воспитания и образования (отражение в этих процессах уровня культурных достижений общества, освоение опыта человечества); 10) действенный характер образования, отход от словесных форм обучения к практическим, деятельностным книжных знаний к их применению на практике, причем в разнообразных условиях; 11) приоритет нравственного воспитания над всеми остальными составляющими этого процесса, связь нравственного воспитания с умственным образованием, трудовым воспитанием, эстетическим и физическим развитием; 12) приоритет и первоочередность общего образования по отношению к специальному и профессиональному образованию, при различных трактовках их содержательных и возрастных границ; 13) социальный характер воспитания (подготовка к жизни в обществе, связь школы с жизнью); гражданский характер воспитания; стирание границ между школой и социальной средой или создание школы- микросоциума; 14) национальный характер педагогической системы, связанный не только с социальными и культурологическими, но и с биологическими факторами развития личности; 15) решающий характер воздействия образовательных систем на дальнейший прогресс общества, т.е. идея о воспроизводстве или преобразовании государства и общества через систему образования. Нетрудно заметить, что лейтмотивом всех педагогических теорий, течений, концепций, школ этого периода (как и современности), была и остается широко понимаемая идея гуманизма как признание человека высшей ценностью цивилизации, смыслом ее истории, выявление человеческого в человеке, совершенствование человека в гармоничном многообразии его выражения и бесконечном разнообразии сторон его натуры; как гармонии человека со всем человеческим и со всем Человечеством, что является залогом личного счастья каждого и благополучия социального.
|