Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотив жизни и смерти в прозе






Л.Н.Толстой М.Ю.Лермонтов И.С.Тургенев И.А.Бунин В.Некрасов
Роман-эпопея «Война и мир», «Севастопольские рассказы» Роман «Герой нашего времени» «Собака» Рассказ «Господин из Сан-Франциско» Повесть «В окопах Сталинграда»
Л.Н.Толстой ставит в своём романе многие вопросы, в том числе и вопрос о смерти и бессмертии. По его мнению, война – это ужаснейшее явление, которое несёт за собой смерть. Не случайно Андрей Болконский перед лицом смерти, глядя в Аустерлицкое небо, переосмысливает своё отношение к Наполеону, славе, своём месте в этом мире… За десять дней до дуэли Печорин признался: «Я люблю врагов, хотя не по-христиански… Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда на страже … угадывать намерения, разрушать заговоры… - вот что я называю жизнью». Герой со страстью погружается в то, что сам называет жизнью. Его увлекает интрига, заговор, запутанность дела. Произведение «Собака» входит в цикл «Стихотворений в прозе». Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок И.С.Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти, о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом свидетельствуют слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». Смерть предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» на огонек жизни «холодным широким крылом», а сама жизнь - это беззащитное существо, которое чувствует приближение смерти… Господин из Сан-Франциско — человек без истории, без имени, без цели. Цель-то у него, конечно, была — накопление денег, но, достигнув ее, он стал еще более духовно опустошенным. Так как все люди его положения отправляются в круиз, то и он также отправился в это плавание. В рассказе заложена сюжетная симметрия: два пути на пароходе — физически живого человека и трупа. Эти пути одинаковы, так как в обоих случаях на «Атлантиде» плывет всего лишь физическая оболочка. Некрасов пишет: «Просто как-то это всё здесь, на фронте. Был вчера – сегодня нет. А завтра, может, и тебя не будет». И эта тема – тема смерти – пронизывает всю повесть. Подробное изображение страданий человека, ужасного в человеческой жизни, различных ликов смерти даёт непосредственное представление о стойкости бойцов, о войне как народной трагедии, вызывает острую жалость к погибшим. Но вместе с тем обнаруживается и мужество тех, кто всматривается в лица умирающих, пытается как-то облегчить их страдания, потому что понимает, что пред смертью на войне – все равны.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал