На Руси образ Богородицы прославляли не только в изобразительном искусстве, но и в музыке и в литературе. Мы считаем, главным идеалом красоты женщины в творчестве многих поэтов и писателей является идеал материнства. Её лик – воплощение материнской любви и скорби. В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли, обеим были присущи общие начала святости и материнства: «Первая мать – Пресвятая Богородица, вторая мать – сыра земля» - гласит народная мудрость. Может быть, поэтому прообразом женщины-матери является образ Пресвятой Богородицы. Корни творчества многих поэтов, идущих из деревни и от деревни, уходят в вековые традиции. Таковы, например, Кольцов, Есенин, Клюев.
|
Образы, представленные в стихотворении, олицетворяют гармонию мира, его красоту:
Кроткие творец и Мадонна- -она с величием, он с разумом в очах. Лирический герой увидел в недосягаемо высоком облике Мадонны образ любимой им женщины:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, среды медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
| Образ Богородицы у Есенина следует не только евангельским традициям, но и традициям иконописи. В поэме «Микола» поэт создает такой ее образ:
Кроют зори райский терем,
У окошка Божья Мать
Голубей сзывает к дверям
Рожь зернистую клевать:
«Клюйте, ангельские птицы:
Колос – жизненный полет».
Она предстает вписанной в быт, совершающей обыденные крестьянские действия. И создается впечатление, что Она ближе дольнему миру, чем горнему. С земли молится о благополучии христиан.
В стихотворении «Не ветры осыпают пущи…» Есенин создает образ Богородицы – заступницы перед надвигающимися катастрофами:
Я вижу – в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная Мати
С Пречистым сыном на руках.
Она несет для мира снова
Распять воскресшего Христа.
| В стихотворении «О, помолись...» образ Богоматери «овеществляется», «воплощается». Она словно выходит за рамки картины, «сходит» с холста, преодолевая границы текста живописного, становится героиней текста лирического, хотя эти границы никак не обозначены. Это стихотворение – одновременно молитва к Ней и просьба о Ее молитве:
О, помолись!..
Недаром ты светла
Выходишь вся из мрака черной ночи,
Недаром грусть туманом залегла
Вкруг твоего прозрачного чела
И влагою сияющие очи
Болезненной и страстной облила!
| Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Строка «И крест свой бережно несу» обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что предопределена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.
| Стихотворение было написано в 1931 году. Это своеобразное откровение поэта.
Лирический герой говорит о том, что любить порою очень непросто:
Любить иных – тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
|