В стихотворении «Метель» путник не просто оказывается во власти метели. Он становится игрушкой бесовской силы и, не имея возможности защитить себя, приближается к своей гибели:
День светит; вдруг не видно зги, Вдруг ветер налетел размахом,
Степь поднялася мокрым прахом
И завивается в круги.
Снег сверху бьет, снег веет снизу, Нет воздуха, небес, земли; На землю облака сошли, На день насунув ночи ризу.
Пойдешь вперед, поищешь сбоку,
Всё глушь, всё снег, да мерзлый пар.
И божий мир стал снежный шар,
Где как ни шаришь, всё без проку.
| В балладе «Светлана» образно-смысловой ряд метель-тьма-испытание расширяется за счёт мотивов смерти-могилы и потери пути (дороги). В балладе, как и в стихотворении Вяземского «Метель», вьюга неожиданно обрушивается на путника, в данном случае на Светлану.
| Тему метели как символа «нерассветного» пространства продолжает М.Ю.Лермонтов. В его стихах метель становится частью «горного» текста. Метель в горах – знак обречённости человека, его смертности:
Метель кружит и валит снег
Но сквозь ветра дальний звон
Порой прорвавшийся гудит
То отголосок похорон,
То звук могилы под землёй,
Умершим весть, живым укор…
| В поэме А. Блока “Двенадцать” метель – стихия революции:
Блок воспринимает события этих лет как стихийное явление, которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления:
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем божьем свете!
Для поэта революция – это природная воля, неизбежность. Столько лет копившееся недовольство в один момент вырвалось на свободу и начало уничтожать все на своем пути. Именно поэтому в начале поэмы ветер, метель, буря сметают ненавистные поэту плакатные фигуры «страшного мира «буржуазной пошлости».
| Стихотворение имеет рамочную, то есть кольцевую композицию. Оно начинается и заканчивается строфами, тождественными по структуре и содержанию:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Это позволяет поэму описать масштабы метели.
Образ метели в стихотворении конкретен и символичен одновременно. С одной стороны, это фон, на котором развертывается лирическое действие, с другой – это символ безличной стихии, враждебной человеку.
|