Евгений Базаров – герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
| Платон Каратаев – герой романа Л.Н.Толстого
| Манилов - герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
| Обломов – герой одноименного романа И.А.Гончарова
| Ноздрёв - герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
| Печорин – персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
| Иван Александрович Хлестаков – герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
| Павел Иванович Чичиков - герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
|
Базаровщина же — обозначение крайностей мировоззрения базаровых (грубый материализм, нигилистический практицизм, разрушительство и т. д.)
| Каратаевщина (слово, выражающее отрицательное отношение к толстовской проповеди «непротивления злу насилием») — по имени кроткого и незлобивого крестьянина Платона Каратаева
| Бездуховность, отсутствие подлинного интереса к жизни, неумение и нежелание трудиться, отказ от собственной позиции и собственного мнения – всё это маниловщина.
Писатель начинает повествование о Манилове характерной формулой обобщения: «есть род людей, известных под именем: люди так себе…».
| Обломовщина (бездеятельность и лень, безволие и нерешительность как общественное явление) — по имени Обломова из одноименного романа И.А.Гончарова
| Всякий раз, когда внешняя общительность и дружелюбие скрывают агрессивность, цинизм, самоуверенность, полнейшее равнодушие ко всему, кроме собственных эгоистичных интересов, можно говорить о ноздрёвщине.
| Печоринство — это напускная, деланная разочарованность, внешний демонизм (по имени персонажа)
| Хлестаковщина означает беззастенчивое, безудержное хвастовство, ложь, крайнюю несерьёзность.
Талант Гоголя раскрыл нам сущность этого явления. В каждом, кто соприкасается с Иваном Александровичем, появляется что-то «хлестаковское». И поэтому так символично звучат слова зарвавшегося героя: «Я сам себя знаю. Я везде, везде…»
| " Чичиковщина" - это олицетворение человека безыдейного, с внутренней пустотой, не способного и не желающего дать людям ничего хорошего. Чичиков – неутомимый и беспринципный хищник, ни перед чем не останавливающийся, обнаруживающий необыкновенное умение приспосабливаться к любым людям и любым обстоятельствам. Безликая внешность – первый своеобразный сигнал: перед нами человек, прячущий своё истинное лицо. Не случайно Гоголь отмечает: «о себе приезжий…избегал много говорить».
|