Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема судьбы




Тема судьбы как жизненного пути личности так или иначе звучит в произведениях подавляющего большинства писателей. С одной стороны, согласно христианскому пониманию Бог наделяет человека судьбой, практически она предопределена, и люди мало что могут изменить. С другой – стороны, от того, как человек поступит, от его мыслей зависит то, что с ним будет в будущем.
А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов Н.С.Лесков Б.Пастернак
Повесть «Метель» Повесть «Пиковая дама» «Песнь о вещем Олеге» Роман «Герой нашего времени» Повесть «Зачарованный странник» Роман «Доктор Живаго»
В повести большое внимание уделено теме судьбы человека. Судьба человека, по мнению Пушкина, зависит от Божественного провидения. Сам человек не может знать своего будущего. Его задача понять, что ему предписано свыше, и не противопоставлять себя провидению, а следовать ему. Этому учат судьбы главных героев повести. И Марья Гавриловна, и Владимир Николаевич, и Бурмин убеждены в тщетности построить судьбу по своему желанию. Драматические события, которые как бы случайно с ними происходят, заставляют их пересмотреть отношение к жизни. То, что прежде казалось случайным, воспринимается как закономерность. Тема судьбы прослеживается в повести следующим образом: во-первых, стечением случайных обстоятельств в жизни героев; во-вторых, судьба представлена как некая стихия, природная или историческая. В романе роль природной судьбы выполняет метель; в-третьих, немаловажную роль играет вещий сон - предсказатель судьбы. «Пиковая дама» - это целая пушкинская «философия в красках слова», философия Случая и Судьбы, а иначе - философия самой жизни. Именно эта оппозиция «судьба» - «случай» дают нам возможность понять смысл повести. С одной стороны, жизнь Германна зависит от Суда Божьего, то есть развивается по законам именно русской судьбы, но с другой стороны, его внутреннее восприятие собственной жизни не соответствует этим законам. Для него жизнь есть борьба и завоевание, а судьба – цепь роковых случайностей. Понятие «судьба» занимает центральное место в этом стихотворении. Жизнь человека – это не только область разума, она наполнена чувствами: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Идея роковой предопределенности пронизывает все стихотворение и показывает, что никакие предосторожности не могут отвести знамение судьбы. Мотив судьбы, предстающей в различных ипостасях — испытания, рока, жизненного пути — является одной из значимых тем в творчестве М. Ю. Лермонтова. В главе «Фаталист» герои Лермонтова приходят к выводу, что предопределение существует: пистолет был заряжен, и все же поручик Вулич остался жив. В то же время «странный отпечаток неизбежной судьбы», который почудился Печорину в выражении лица Вулича, и в самом деле оказывается предвестником трагического и нелепого конца офицера от руки пьяного казака. «Делай, что должно, будет, что суждено» — такова позиция древних героев. В романе Лермонтова ситуация принципиально иная: герои вступают в своего рода игру с неизвестностью, но не потому, что это необходимо, а ради острых ощущений. И все же мотив рока, тяготеющего над человеком, властно звучит в «Фаталисте»: «…Видно, уж так у него на роду было написано!» Судьба главного героя Ивана Северьяныча Флягина необычна. Он является символом бессмертия и могучей силы русского народа, которому и «смерть на роду не написана». О себе он рассказывает: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть».- Само появление Флягина на свет было Божьим чудом. Его вымолили родители, пообещав отдать монастырю. Герой знает и помнит об этом, во всем видит промысел Божий и в конце жизни оказывается в монастыре. В романе постоянно присутствует ощущение некой предопределенности. Незадолго до своего отъезда из Москвы Лара увидела как «по двору хромающими прыжками передвигалась стреноженная лошадь. Она была неизвестно чья и забрела во двор, наверное, по ошибке». И далее «Лара навострила уши». Она подобна этой лошади, сломленная, заблудившаяся. Юрий в определенный момент видит «корову, купленную в дальней деревне. Ее вели весь день, она устала, тосковала по оставленному саду и не брала корма из рук новой хозяйки... корова то сердито мотала головой из стороны в сторону, то, вытянув шею, мычала надрывно и жалобно…». Живаго подобен этой корове, ему уготована участь человека, ставшего игрушкой в руках судьбы. Подобные знаки, которые указывают персонажам буквальное направление их действий, ход жизни, читатель наблюдает на всем протяжении романа.

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал