В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» мы видим попытку реалистически осмыслить результаты поэтических трудов, перенести на бумагу образ самого вдохновения, а не только его результаты:
Какой-то демон обладал
Моими играми, досугом,
За мной повсюду он летал,
Мне звуки дивные шептал…
| Тема творчества – одна из центральных в лирике М.Ю.Лермонтова. Герой уже ранних стихотворений размышлял о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии.
Путь поэта в ранних стихах – путь сильной, но обреченной личности. В стихотворении «Я жить хочу! хочу печали…» поэт осознает неразрешимое противоречие между своими героическими порывами и их невостребованностью в окружающем мире. По Лермонтову, жить полноценно – значит страдать, жертвовать собой:
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
| Программным эстетическим манифестом начинающего поэта стало стихотворение «Творчество». Субъективная произвольность образов, рисующих творческий акт, преображение реальности передаются автором в подчеркнуто демонстративном, символистском плане:
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
| Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта - нет. Покоя - нет.
| Маяковский считает, что поэт должен быть не похожим ни на кого. Он не должен повторять то, что сделано до него. По его мнению, творчество – это колоссальный труд:
Поэзия – та же добыча радия.
В грамм добыча,
В год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
| Для Бориса Пастернака поэзия – это что-то стихийное, близкое к природе, может быть, сама природа:
Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьев поединок.
Это процесс, захватывающий целиком, не оставляющий пути к отступлению, огромная ответственность решившего обнародовать свои чувства и мысли:
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
Поэт творит кровью сердца, и каждое слово, отданное людям, - это его детище.
.
| У Ахматовой есть цикл стихов «Тайны ремесла», в котором она размышляет о поэтическом тв-ве. Рождение стиха происходит не по повелению свыше, из каких-то заоблачных высот, а осущ-ется здесь, на земле; и рождение это обыденно, нужно только почувствовать его:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Поэзия рождается из всего, что существует вокруг: из звуков и запахов леса, молчания сосен, «дымовой завесы тумана», «ночной тишины»:
Это – выжимки бессонниц,
Это – свеч кривых нагар,
Это – сотен белых звонниц,
Первый утренний удар…
В стих-и «Творчество» стихи рождаются из некоего хаоса, и в этом напоминают Вселенную:
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо.
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
|