![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выводы по главе I
В первой главе нашей работы мы представили теоретические основания рассматриваемой нами проблемы. Прежде всего, мы рассмотрели психолого-педагогические особенности личности младшего школьника, т.к. их учет очень важен для эффективного развития памяти учащихся, и пришли к выводу, что основными психологическими новообразованиями в данном возрасте выступают: произвольность и осознанность всех психических процессов, формирование внутреннего плана умственных действий, развитие рефлексии как способности осознавать свои поступки и образ своего «Я». Далее, во втором параграфе теоретической главы мы рассмотрели понятие о памяти в трудах авторитетных ученых, и пришли к выводу, что, не смотря на наличие различных точек зрения о сути рассматриваемого явления, все психологи под памятью понимают удивительное свойство человеческого сознания, проявляющееся в возобновлении в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление. Мы дали характеристику различных видов памяти, таких как двигательная, словесно-логическая и образная; произвольная и непроизвольная память. Далее в своей работе мы описали процессы памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты рассматриваемой нами проблемы, далее во второй главе мы переходим к описанию условий и факторов, которые необходимо учитывать учителю начальных классов по развитию памяти у учащихся младших классов, а также рассмотрим особенности развития мнемических процессов. Приложение 12 Образец оформления текста опытно-экспериментального исследования в практической главе выпускной квалификационной работе (ВКР)
- 35 - Содержание и результаты опытно-экспериментального исследования
Для подтверждения или опровержения гипотезы нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей и развитию памяти у младших школьников, которая проводилась нами на базе муниципального образовательного учреждения Зазерской средней общеобразовательной школы. В эксперименте приняли участие 8 детей - учащиеся 1 класса, среди них 6 девочек (75%) и 2 мальчика (25%). Диагностика особенностей развития памяти младших школьников проводилась в третьей учебной четверти, т.е. учащиеся уже адаптировались к школе, и диагностика мнемических процессов стала возможной. Психодиагностика уровня развития памяти у детей на начальном этапе обучения использовалась нами с целью решения следующих задач: выяснить, на каком уровне находятся процессы развития памяти ребёнка и его личностное развитие; выявить имеющиеся у него задатки и способности; выяснить причины отставания ребёнка в учёбе; выработка рекомендаций. Нами проводилось обследование каждого ребёнка и применены следующие пробы: для исследования непроизвольной памяти – метод напряжения памяти Джекобсона (См. Приложение 1); для исследования зрительной памяти – методика «Нелепицы» (См. Приложение 2); для изучения процесса опосредованного запоминания методика А.Н. Леонтьева (См. Приложение 3). Применив данные психодиагностические методики, мы получили следующие результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования (См. Табл. 1 – 3). ….. Проанализировав полученные результаты уровня развития памяти учащихся нами была спланирована и реализована целостная система работы. - 35 - На протяжении месяца два раза в неделю проводились занятия по развитию памяти учащихся. Особенность коррекционно-развивающего обучения состояла в том, что работа проводилась в различных видах деятельности как на уроках, так и в процессе внеклассной работы с детьми через систему специальных занятий и упражнений, проводимых как с целой группой учащихся, так и индивидуально. Это было обусловлено индивидуальными особенностями детей, направленностью учебных предметов. ….. Через месяц нами опять были проведены методики изучения особенностей развития мнемических процессов у исследуемых нами детей и получены результаты, представленные в таблицах 4 – 6. ….. После получения результатов итогового этапа опытно-экспериментального исследования, мы сопоставили их с результатами входной диагностики и изобразили их графически (См. Рис.1). ….. Анализ полученных нами данных позволяет сделать вывод о том, что в целом, уровень развития непроизвольной, зрительной и опосредованной памяти после занятий по их развитию у детей улучшился. У учащихся существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвертые – движения. Эти различия проявляются в успешной учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе. На основе проведённого нами опытно-экспериментального исследования мы можем сделать вывод, что немаловажное значение для развития мнемических процессов детей младшего школьного возраста имеет реализация педагогом целостной системы развивающей деятельности и мотивированность учащихся на процесс собственного развития.
|