Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Романский стиль.
Романский стиль. В X в. в художественной культуре Средневековья впервые сложился единый общеевропейский стиль, который получил название романский. Термин «романский стиль» был введен в оборот в начале XIX в. французскими археологами, которые, изучая останки зданий в европейских городах, пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский», т.е. римский. Первоначально это понятие применялось только к памятникам архитектуры VI—XII вв., позднее им стала определяться вся культура этого времени. Стиль «в манере римлян» подразумевал использование в средневековой архитектуре некоторых черт архитектуры и строительных приемов римлян. Нестабильная историческая ситуация, постоянные распри рыцарей при почти непрекращающихся войнах обусловили превращение архи- чала. Торжественно-театральный ход богослужения, сопровождаемый духовной музыкой, нашел эффективное выражение в архитектурном облике храма, и все вместе они достигали своей основной цели — привести верующего в состояние религиозного экстаза. Таким образом, средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично сочетались религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и любовь к земной жизни. Средневековая Европа оставила великие памятники художественной культуры. Многие европейские города украшают памятники архитектуры (соборы, монастырские ансамбли, замки, ратуши) романского и готического стилей; замечательные произведения фресковой и станковой живописи составляют славу многих музеев. В мировой культурный фонд вошли великолепные образцы средневековой иконописи, витражного искусства, скульптуры, книжной миниатюры. Величайшую ценность представляют произведения средневековой литературы — рыцарские романы, поэзия трубадуров, лирика вагантов и непревзойденная «Божественная комедия» Данте Алигьери. Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха Поэтому ее нельзя оценить однозначно. Она несла в себе «темные» и «светлые» стороны, прогресс и реакцию, но, безусловно, она стала важной ступенью развития мировой культуры. ЛИТЕРАТУРА 1. Гофф Ж. Ле. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. 2. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1990. 3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства М., 1990. 4. Добиаш-Рождественская О.А, Культура западноевропейского средневековья. М., 1987. 5. Дюби Ж. Европа в средние века / Пер. с франц Смоленск, 1994. 6. Карсавин А.П. Монашество в средние века М., 1992. 7. Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981. 8. Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения: В 5 ч. М., 1994. 9. Тяжелов В.И. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981. 10. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М., 1989. 11. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.
|