Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раннехристианский период
Раннехристианский период, длившийся два столетия, был ознаменован тем, что сильная государственная власть, сосредоточившая с помощью церкви в своих руках всю полноту управления экономикой и культурой, сыграла роль централизующей силы в становлении основ византийской культуры как стройной и целостной системы мировоззренческих представлений, выраженных в предметах искусства. В это время возникает искусство книги — так называемого пергаментного кодекса, состоявшего из сшитых между собой отдельных тетрадей и заменившего неудобный для чтения и хранения папирусный свиток. Согласно преданию, царь Египта Птолемей был обеспокоен увеличением числа рукописей в библиотеке Пергамского царства, грозившей затмить славу Александрийской, поэтому он запретил поставлять в Пергам папирус. Тогда Пергамская библиотека стала пополняться за счет рукописей, написанных на пергаменте, т.е. на обработанной особым образом коже телят или ягнят. Пергамент прекрасно впитывал краску, что позволяло красочно оформлять текст. Поскольку для пергамента художники использовали чаще всего красную краску — минимум, то книжные иллюстрации стали называться миниатюрой. Самостоятельные композиции, заключенные в рамки и выделенные из строк текста, располагались на отдельных листах либо занимали его большую часть. Другой областью культуры, где происходили большие изменения, стала культовая архитектура Прежде всего следует отметить, что архитектурные формы христианских церквей сильно изменились по сравне- ляющее святого. Для его стиля были характерны драматизация действия, введение диалога. В поэзии Романа Сладкопевца нашли отражение лучшие черты христианской поэзии: монолитность настроения, духовность, высокие нравственные ценности, и, хотя впоследствии кондаки были вытеснены из богослужения канонами, некоторые из них исполняются до сих пор, в том числе Акафист — хвалебный гимн в честь Божьей Матери. С VII в. самым популярным жанром литургического песнопения становится канон, утренний гимн, состоящий из девяти песен. Каждая из них представляла собой поэтический пересказ одной из песен Ветхого Завета, состояла из нескольких строф (обычно четырех) и имела свою мелодию. В XI в. каноны, вошедшие в литургию, были строго определены: введение новых в религиозную практику было запрещено. Не менее популярным жанром литургической поэзии был тропарь, из краткой молитвы после псалма превратившийся в завершающую часть крупного музыкального произведения. 17.2. Культура «Македонского Возрождения» После смерти в 565 г. императора Юстиниана Великого Византию сотрясали непрерывные социальные волнения, а в начале VII в. разразилась гражданская война, в результате которой империя потеряла часть своих владений на западе и востоке. Поэтому конец VII — начало IX столетия вошли в историю византийской культуры как «темное время». Особенно значительным событием для византийской культуры в этот период явилось иконоборчество. Основанием для иконоборчества стало мистическое течение в христианском богословии, которое отвергало возможность любого изображения Бога, так как духовное невозможно выразить через материальное. Оппозиция иконам с момента их распространения в VI в. на территории Византии всегда была довольно сильной. Поскольку христианское искусство всегда испытывало влияние, с одной стороны, языческой греко-римской религии, допускавшей изображение богов, а с другой — иудейской, запрещавшей их изображение, то культ икон имел своих противников даже среди деятелей церкви. Кроме того, возраставший авторитет монастырей, хранящих чудотворные иконы, усиление их мощи и богатства настораживали светскую власть. По сути дела, иконоборчество представляло собой борьбу военной земледельческой знати и части торгово-ремесленных кругов Константинополя за ограничение могущества церкви и раздел ее имущества. В 730 г. император Лев III Исавр издал эдикт (предписание), запрещавший иконы. Эдикт действовал более ста лет, и в соответствии с ним во всех церквах Константинополя уничтожались изображения святых, Христа, Богоматери, сбивалась мозаика, счищались краски фресок. На месте щего на троне и готовящегося судить людей за их прегрешения. Этот образ перекликается с образом Пантократора. Красный ромб символизирует земную сущность Бога Сына. Престол окружен серафимами и херувимами, представляющими образ космоса; • Спас Нерукотворный — один из самых ранних иконографических образов. Его возникновение связывают с преданием, повествующим, как во время шествия Христа на Голгофу он обратился к женщине по имени Вероника с просьбой дать ему воды. Выпив воды и умыв лицо, он промокнул его полотенцем, протянутым этой женщиной, и на ткани запечатлелся нерукотворный лик. На всех этих изображениях Христос всегда одет в хитон. От плеча хитона до низа подола проходит полоса — клавт (знак царской власти), поверх хитона накинут гиматий — плащ синего цвета. Славу и авторитет византийской культуре IX—XII вв. создали не только шедевры архитектуры и иконописи, но и художественные ремесла, достигшие высокого совершенства. Произведения византийских ремесленников отличались изысканной тщательностью и ювелирностью. Среди ремесел процветали инкрустации из драгоценных камней, резьба по кости, книжная миниатюра, мозаичная икона и др. Высочайшим достижением художественного ремесла этого периода стали перегородчатые эмали на золоте. Техника эмали пришла в Византию с востока еще при Юстиниане Великом и прославила византийских мастеров на весь мир. Эмаль, подобно мозаике, имела особую ценность в глазах византийцев не только благодаря золоту: прежде чем стать изображением, эмаль и смальта проходили очистительное действие огня. Кубки, блюда, парадные кресты, короны императоров, иконы украшались эмалями, и среди этих произведений ювелирного искусства самым выдающимся принято считать знаменитую Пала д'Оро — огромная пластина (2 3 м) из золота и серебра, декорированная эмалевыми медальонами с изображениями святых, императоров, библейских сцен.
|