Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура империи
В конце I в. до н. э. римское государство из аристократической республики превратилось в империю. С 31 г. до н. э. начинается новый период истории римской культуры. После убийства Юлия Цезаря и 14 лет гражданской войны к власти пришел Октавиан Август. Во время правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) Римское государство превращается в огромную империю, включающую в себя восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы, а Рим становится мировой столицей. Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, — воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясавших римское общество гражданских распрей и войн. Поэтому традиционные римские ценности, полузабытые религиозные обряды теперь всячески пропагандировались и стали одной из основных тем художественного творчества. Согласно оценкам античных историков эпоха правления Августа была «золотым веком» всей культуры Древнего Рима. Так называемый римский мир, мирное развитие в период правления Августа, стимулировал расцвет различных видов искусств. В «век Августа» окончательно завершился синтез античной греческой и римской культур. Высокого уровня достигли литература и искусство, окончательно оформилась самобытная римская культура, которая позднее вошла в качестве одного из важнейших компонентов в европейскую культуру. Наиболее плодотворным «век Августа» оказался для римской литературы (именно поэтому его назвали «золотым»). Будучи человеком мудрым и дальновидным, Август сохранял и поддерживал свою власть не только силой оружия. Он окружил себя людьми, понимающими силу искусства, способными воспеть и прославить власть императора и римского народа. Поэтому римская литература века Августа представлена целым созвездием замечательных имен: Апулей, Плиний Младший, Ювенал, Петроний, Лукиан, Вергилий, Гораций, Овидий, Сенека и т.д. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять специальные функции по своему собственному заказу. Для этого он создал кружок писателей и поэтов во главе со своим приближенным чиновником Меценатом Наиболее значительной фигурой в римской поэзии эпохи империи был Публий Вергилий Марон, к поэтическому дару которого Август не раз прибегал с целью оправдания и прославления своих деяний. В ответ на эти запросы Вергилий написал первое крупное произведение «Буколики» (пастушеские песни). Вторым крупным произведением Вергилия стала поэма в четырех книгах «Георгики», воспевающая хлебопашество, садоводство, скотоводство и пчеловодство. Вергилий в своей поэме подробно и профессио- тем изящнее и богаче выглядело изображение. Римляне также заимствовали это искусство у греков и стали успешно использовать в своей культуре. Наивысшего расцвета техника мозаики получила в I в. до н. э. в эпоху Августа, когда не только полы в вестибюлях, атриумах и дно бассейнов украшали мозаикой, но и в нижней части стен зданий помещали огромное мозаичное панно. Из столицы империи техника мозаики распространилась в провинции. Так, в больших и богатых сирийских городах полы домов, портиков, храмов было принято покрывать красочными мозаиками. Но в отличие от римской мозаики для мозаичных композиций так называемого «стиля провинциальной живописи» были характерны скованность движений, схематизм изображений, монотонность повторов. Сюжеты упрощались до одного действия, а обрамлению изображений отводилась ведущая роль: персонажей изображали только в жестких границах рамок, а сами рамки представляли собой однообразное размеренное расположение квадратиков, ромбов и других геометрических фигур. Местом широкого распространения «стиля провинциальной живописи» стали дома, храмы, гробницы сирийских городов, обнаруженные в Фаюмском оазисе в Египте. В целом в эпоху империи римская культура продолжала развиваться. Однако в ее духовной культуре уже в I в. н. э. обозначились симптомы наступающего кризиса. Дело в том, что к этому времени идея великого Рима, как власти над всем миром, утратила свое значение. Достигнув своей великой цели, Рим духовно исчерпал себя, он утратил источник своего внутреннего саморазвития. Не случайно, что уже в период правления Августа ведущей становится идея «вечного Рима», которая была ориентирована лишь на сохранение уже достигнутого величия и могущества. Без великой вдохновляющей цели общество было обречено на гибель. Начиная с I в.н. э. римская культура все больше превращается в исторически первую форму общества потребления. Знаменитый лозунг «Хлеба и зрелищ!» был образом жизни всех слоев общества. Даже у образованной элиты гедонизм все больше оборачивался культом грубых наслаждений и развлечений. Имена императоров Калигулы и Нерона превратились в символы жестокости и морального разложения. Именно духовная пустота, духовный кризис послужили главной причиной заката римской культуры и гибели всего общества.
|