Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Период архаики
Архаическим периодом в истории культуры Греции обычно называют VIII—VI вв. до н. э. Это было время интенсивного развития древнегреческого общества, его называют архаической революцией. Решающее влияние на культурное развитие этого периода оказала колонизация. Рост населения и недостаток плодородных земель на гористом полуострове заставили греков организованно расселяться по всему Средиземноморскому и Черноморскому побережью, создавая земледельческие колонии по всей береговой линии этих регионов. Получая из метрополии товары в обмен на зерно и часть из них продавая местному населению, колонии стали еще и торговыми центрами, выступая посредниками между Грецией и другими странами. В активные торговые связи оказались втянуты все страны Средиземноморья. В результате колонизации греческий мир вышел из изоляции гомеровского периода. Торговые отношения с другими народами способствовали усвоению греками чужих культурных достижений: у мидийцев греки научились чеканке монет, у финикийцев — алфавитному письму, у древних египтян — основам астрономии и геометрии. Сильное воздействие на греков оказали египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие продукты чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую художественную культуру. Стремительное развитие земледелия, торговли, ремесла, мореходства требовало все более активного использования труда рабов, который позволял свободным грекам отказаться от ежедневного физического труда ради куска хлеба. Благодаря труду рабов свободные греки получали возможность заниматься политикой, а также творчеством в любой избранной области. Это, естественно, также способствовало расцвету культуры архаики. Новые социально-экономические условия вызвали к жизни изменения в религиозном мироощущении греков. Греческая религия сохранила свой политеизм и по-прежнему выполняла консолидирующую роль в объединении сил внутри полисов либо в межполисных объединениях, но при этом она утратила свой отвлеченный характер и благодаря мифологии приобрела художественно-образную условность. Эта новая ее черта оказалась очень плодотворной для создания художественных образов. Мифологические персонажи очеловечивались, все абстрактные силы природы воплощались в человеческом образе бога, богоравного героя и властителя, наделенного сверхчеловеческими качествами. Боги становились покровителями ремесел и искусств. Их культ требовал роскошных, художественно оформленных храмов, скульптур и дорогих жертвопри- ным образом служит для расположения складок одежды, их плечи — это плечи гимнастов. Они также улыбаются «архаической улыбкой». Как правило, коры тоже раскрашивались: при розовато-красных волосах брови и ресницы могли быть черными, одежда яркая, очень нарядная. Головы девушек украшены локонами, сами скульптуры полны изящества и грации. О монументальной живописи архаического периода ничего* не известно. Очевидно, она существовала, но не сохранилась до нашего времени. Зато мы можем судить о вазописи, особенно VII в. до н. э. Живопись заполняла всю поверхность керамического сосуда, как ковром. Этот стиль обычно называют ориентализирующим, поскольку многое, особенно в орнаменте, греки восприняли от искусства Востока: пальметты, цветы лотоса, как и многие мотивы животного мира. Все это переработано живой фантазией греков и обогащено их собственной мифологией. Узор, подчеркнутый контуром, наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделялись белой и пурпурной красками. В конце VII в. до н. э. ковровый стиль в вазописи уступает место чернофигурному. Черным лаком стали наносить узор на чуть подкрашенную охрой глину сосуда, фигуры располагались уже не «коврово», горизонтальными полосами, а свободно размещались по поверхности стенок. Помимо мотивов растительного и животного мира, в росписи керамики появляется много сцен сражений, пиров, охоты, эпизоды из гомеровских поэм. С последней трети VI в. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне. Краснофигурная техника давала художнику намного больше возможностей, чем прежняя, чернофигурная, позволяя, например, тщательнее разрабатывать анатомическое строение тела, мускулатуру, драпировки. Можно было добиться большей индивидуализации персонажей.
|