Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура XVII в.






В эпоху Ренессанса в области искусства не знала себе равных Италия, а в XVII в. искусство всех европейских стран переживает подъем.

Успехи науки значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика культурного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые, развивались и углублялись уже сложившиеся в предыдущие культурные эпохи жанры и стили. Огромный интерес к конкретной личности, ко всем индивидуальным особенностям физического облика и характера человека привел к расцвету искусства портрета, в частности, и психологического. Более многозначным становится восприятие природы, отраженное в пейзаже. Диапазон художественного отображения и толкования природы очень широк — от образа, вмещающего понятие о мироздании в целом, до точного воспроизведения каждого конкретного элемента сюжета Не меньшее значение в то время приобрел исторический жанр, где изображение прошлых событий нередко сочеталось с аллегорическими и мифологическими мотивами. Наконец, именно в этот период впервые получили самостоятельное значение такие специфические жанры живописи, как натюрморт и изображения животных.

Искусство того времени уже нельзя определить единым стилистическим понятием. Даже в рамках одной национальной школы зачастую сосуществуют различные, порой противоположные течения и тенденции. С точки зрения художественной культуры это обстоятельство имеет чрезвычайно важное значение, так как последовательное развитие мировых художественных стилей сменяется их параллельным развитием, взаимодополняющим сосуществованием

Художественное сознание европейской культуры XVII в. относилось к ренессансному наследию амбивалентно (двойственно, противоречиво) — оно на него опиралось, считая себя его преемником, и одновременно коренным образом его преобразовывало, даже не осознавая этого. Ренессансная модель мира, как упорядоченного, гармоничного, величественно-прекрасного космоса, была разрушена на рубеже XVI—XVII вв.

мастера к внутреннему миру его героев, неисчерпаемому богатству духовной жизни человека. Рембрандт как бы всматривается и вслушивается в бесконечные переливы психологических состояний, неистощимые проявления индивидуального человеческого характера. О пристальном внимании к тайнам внутренней жизни, о поиске своей, личной истины говорят многие его ранние работы.

В последний период творчества Рембрандт все больше углубляется в жанр психологического портрета. Он открывает совершенно новую для европейского искусства проблему — одиночество человека.

Вот, например, его знаменитая картина «Возвращение блудного сына». В мировом искусстве не много найдется произведений такого мощного эмоционального воздействия. В изображении библейской притчи о беспутном сыне, покинувшем родной дом и вернувшемся в него после многих бедствий, когда все близкие уже считали его погибшим, Рембрандт сумел передать не только библейский текст, но и его дух. Упавший на колени перед отцом блудный сын, дошедший в своих скитаниях до последней степени нищеты и унижения, воплотил в себе трагический путь познания жизни. В образе отца представлена одновременно целая гамма человеческих чувств: радость встречи, беспредельная любовь, долгое ожидание и счастье обретения.

Живопись Рембрандта достигла в поздний период творчества мастера исключительной мощи не только по степени эмоциональной насыщенности, но и по интенсивности красочного звучания. Краски на его картинах как бы излучают свет, а колорит строится на сочетании тлеющих красных, золотистых и коричневых тонов. Этот особый характер цветового звучания рембрандтовских полотен выявлял, подчеркивал, усугублял характер их содержания.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал