Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура языческой Руси
В своей эволюции культура Древней Руси прошла несколько этапов. Исторически первый из них — языческий, или дохристианский — начался в период образования древнерусского этноса и закончился в X в. с крещением Киевской Руси. Однако еще до образования Киевского государства славяне уже имели свою историю и заметные достижения как в материальной, так и в духовной культуре. У них довольно рано сложились языческие представления о земном и загробном мирах, сформировались строго соблюдаемые ритуалы. В VI—IX вв. шел процесс формирования государства древних славян на основе распространения пашенного земледелия, создания ремесла и развития торговли с Византией, Западной Европой и хазарами. В этих условиях уже в VII—VIII вв. начали быстро развиваться города — Киев, Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, ставшие центрами политической и культурной жизни. В IX в. скандинавские саги называли Древнюю Русь Гардарикой — страной городов. К сожалению, до нас не дошло памятников древнеславянского зодчества, хотя все говорит за то, что расцвет каменного строительства в Киевской Руси был продолжением традиций деревянного зодчества языческой Руси. Сохранилось только описание славянского жилища, которое наполови- Особое место в фольклоре занимали былины, создававшиеся всем народом. Передаваясь из уст в уста, они подвергались перетолкованиям. Особенно известны былины киевского цикла, связанные с Киевом, с князем Владимиром Красно Солнышко, тремя богатырями. Они начали складываться в X—XI вв., и в них ярко отразился феномен двоеверия, сочетания старых языческих представлений с новыми христианскими формами. Образы и сюжеты былин продолжали питать русскую словесность на протяжении многих последующих веков. К концу языческого периода уровень развития древнерусской культуры был настолько высок, что она уже не могла существовать без письменности. До сих пор считалось, что славяне не знали письменности до появления кириллицы. Однако сегодня некоторые историки и лингвисты считают, что, помимо греческой, славяне имели свою оригинальную систему письма: так называемую узелковую письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память об этом узелковом письме сохранилась в нашем языке и фольклоре. Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим о «нити повествования», «хитросплетении сюжета». В древних культурах других народов узелковая письменность была распространена достаточно широко. Узелковым письмом пользовались древние инки и ирокезы, оно также было известно в Древнем Китае. Финны, угры, карелы, издревле совместно проживавшие со славянами на северных территориях Руси, имели узелковую письменность, упоминание о которой сохранилось в карело-финском эпосе «Калевала». В древнеславянской культуре следы узелковой письменности можно найти на стенах храмов эпохи «двоеверия», когда христианские святилища украшались не только ликами святых, но и орнаментальными узорами. Если у древних славян существовала узелковая языческая письменность, то она была очень сложна. Доступная лишь избранным — жрецам и высшей знати, она являлась священным письмом. По мере распространения христианства и угасания древней культуры славян вместе с жрецами-волхвами погибло и узелковое письмо. Очевидно, что узелковая письменность не могла соперничать с более простой и логически совершенной системой письма, основанной на кириллице.
|