Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура второй половины XVIII в.
В это время абсолютистская монархия достигает своего расцвета, став своеобразным «золотым веком» для монархистов. Но вершина могущества дворянства совпадает с активным ростом буржуазных отношений в России, исторически противостоящей самодержавию силы. Так, вновь Россия обгоняла саму себя, забегая вперед в своем развитии, еще не изжив, не исчерпав возможностей предыдущего этапа. Поэтому наряду с ростом промышленности и торговли происходит дальнейшее закрепощение крестьян и расширение вольностей дворянства: в 1762 г. жалованной грамотой Екатерины II дворяне освобождаются от обязательной военной и государственной службы. Русская культура вступила в новую стадию своего развития, постепенно преодолевая локальную и сословную ограниченность, началось формирование общенациональной русской культуры. Во второй половине XVIII в. ведущим стилем художественной культуры России стал классицизм, прежде всего в силу привлекательности просветительских идей, к тому же одобренных на государственном уровне. Мастера культуры вдохновляются гражданственностью, патриотической идеей служения отечеству, сознанием общественного предназначения и действенной роли искусства, пафосом прославления человечности и человека, восхищением красотой его тела, ума и чувств, тягой к гармонии, простоте и естественности. Все громче звучат призывы к отмене крепостничества, рождается стремление к демократизации русского общества Распространению классицизма благоприятствует также его освоение в предшествующий период другими видами культуры, в частности русской литературой 40—50-х гг. XVIII в. Сама же русская литература хотя и остается в основном в русле классицизма, демонстрирует и другие художественные стили. Так, исключи- лища, длившиеся по несколько дней подряд. В дни праздников съезжалось до 500 гостей — ели, играли в саду, по вечерам устраивались балы, театральные спектакли, фейерверки. Гости были не только зрителями, но и участниками представлений. Среди усадебных развлечений особое значение имел частный театр, в котором играли крепостные актеры, талантливые, получившие образование люди. И хотя господа «награждали» их звучными фамилиями — Жемчугова, Гранатова, Бирюзова и др., — актеры не переставали оставаться собственностью своих хозяев, зависящей от любой прихоти господина Для усадебных представлений нередко писались специальные пьесы. Поскольку театральные постановки сливались с общим праздником, синкретизм приводил к смешению разных жанров сценического действия: оперы, балета, драмы. А устройство театральной сцены прямо в парке облегчало вплетение спектакля в общую программу забав. Как мы видим, на протяжении XVIII столетия в русской культуре произошли важные изменения принципиального характера. На смену своей средневековой форме со свойственным для нее господством религиозной идеологии и внутренней замкнутости пришла и утвердилась культура нового времени, где ведущее место заняли светскость и открытость для общения с другими культурами. Не случайно XVIII в. вошел в историю русской культуры как «век Просвещения». ЛИТЕРАТУРА 1. Александров В.Н. История русской культуры. Минск, 2004. 2. Балакина Т.Н. История русской культуры. М, 1995. 3. В поисках своего пути. Россия между Европой и Азией: В 4 ч. М, 1994. 4. Георгиева Т.О. История русской культуры. М., 1998. 5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997. 6. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М., 1987. 7. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М., 1994. 8. Мир русской культуры. М., 2004. 9. Очерки русской культуры XVIII века: В 4 ч. М, 1987. 10. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века. М., 1995. 11. Русское искусство XVIII в. М., 1979. 12 Шульгин B.C., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX—XX вв. М., 2004. ГЛАВА 26. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
|