Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура второй половины XIX в.






Столичное дворянство было основным носителем культуры примерно до середины столетия, когда в России выдвинулись новые общественно-политические силы — разночинцы, выходцы из новых общественных слоев и революционно настроенная интеллигенция. Эти силы видели свою историческую миссию в решении двух основных проблем — образ

Культурологические и художественные взгляды Кандинского были весьма сложны и многообразны. Творческая личность, по мысли художника — это «пророк», ведущий искусство вперед. Задача авангарда — выразить духовные абсолюты в нормах, соответствующих глубинам человеческой психики (его полотно «Импровизация»). Для этого художник должен был стремиться к внутреннему синтезу искусств будущего, к их сосуществованию и взаимодействию. Именно этому замыслу служит вся знаковая система художественной культуры — от цвета до звука. Выявить импульсивное, подсознательное — одна из главных целей авангарда.

Малевич не ограничился только теоретическими заявлениями и постарался дать философское обоснование идеям супрематизма (теории Шопенгауэра, Бергсона, эмпириокритицизма). В отличие от теоретиков декаданса он утверждал, что в основе мира лежат не некие мистические начала, а своеобразное беспокойство, «возбуждение», как скрытая сила, управляющая состоянием природы и самого художника. В сочинениях «От кубизма к супрематизму», «О новых системах в искусстве» Малевич утверждал, что именно это «возбуждение» и есть единственный предмет художественного постижения. Оно как бы улавливается художником в его собственном внутреннем мире и преобразуется благодаря творчеству в иное видимое состояние (живопись), не обретая при этом предметного выражения.

В теории и практике супрематизма нашел свое завершение процесс постепенного отхода художника от реальной жизни, выхода на первый план его замкнутого в себе внутреннего мира — изолированного от каких-либо связей с действительностью, мира «предчувствий» и «прозрений» как единственного предмета художественного отражения.

Гуманизм и гражданственность, народность и демократизм, высокая образность и глубокая духовность — вот отличительные черты русской культуры на всех этапах ее истории. В канун революционных событий 1917 г. она обладала богатейшим художественным наследием, культурными ценностями мирового уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров В.Н. История русской культуры. Минск, 2004.

2. Балакина Т.И. История отечественной культуры. М., 1994. Ч. 2.

3. Георгиева Т.О. История русской культуры. М., 1998.

4. Ионов Н. Российская цивилизация XIX — начала XX века. М., 1995.

5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

6. Лапшина Н.П. «Мир искусства». М., 1997.

7. Мир русской культуры. М, 2004.

8. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1997.

9. Серебряный век. Л., 1991.

10. Серебряный век русской поэзии. М., 1993.

11. Ценностный мир русской культуры. СПб., 1995.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. КУЛЬТУРА XX ВЕКА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

В современном мире сосуществуют, иногда взаимодействуя, а порой, практически не пересекаясь друг с другом, различные культуры. Миллионы людей ориентируются на самые разные системы ценностей, руководствуются подчас взаимоисключающими принципами, стереотипами, правилами. Однако в XX в. набирает силу тенденция к историческому становлению универсальной мировой цивилизации. Процессы, происходившие в сфере культуры в XX в., приобрели глобальный характер, затронув все народы и цивилизации. Оценки этих процессов в культурологии неоднозначны.

Сторонники одной точки зрения убеждены, что все народы, нации и этносы развиваются по общим законам. При этом одни вырываются вперед в своем экономическом, социальном, культурном развитии, а другие отстают, переживая даже периоды обратного движения. Каждую культуру отличают также существенные региональные и национальные особенности. Но в конечном счете человечество движется в одном направлении, и это обстоятельство было определяющим в развитии мировой культуры в XX в., именно в русле этого единого общемирового движения сближались и постепенно сливались нации, народы, сближались национальные культуры, сливаясь в единую общемировую культуру.

Сторонники другой точки зрения исходят из прямо противоположных убеждений. По их мнению, вообще нельзя говорить ни о единой человеческой цивилизации, ни о единой человеческой культуре. В истории человечества было и остается немало различных цивилизаций, и каждая из них, будучи по-своему уникальной, двигается по собственному пути, только заимствуя у других какие-то элементы культуры. Но все-таки определяющим выступают не эти заимствования, а то особенное, что лежит в основе общечеловеческой, или мировой, культуры.

стороны, эта ситуация художественного плюрализма активизирует творческую свободу человека, который теперь может совмещать в своей художественной практике рациональность и мифологичность. Это также позволяет человеку быть более восприимчивым к новому, расширяет горизонты художественного творчества. Но, с другой стороны, безграничный плюрализм делает современную культуру неустойчивой, хрупкой, создает некие зоны напряжения, способные ввергнуть культуру в хаос всеобщего разлада. Ситуация, когда сосуществуют разнородные, противоречивые установки и способы отношения к миру, может разрешиться двумя способами: культура не сумеет выбраться из хаоса и неопределенности, что чревато апокалипсисом; произойдет плавная адаптация друг к другу всех явлений, что обеспечит переход культуры к какому-то новому состоянию, означающему смену культурной парадигмы в XXI столетии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы культуры XX века М., 1993.

2. Батракова С.П. Художник XX в. и язык живописи. М., 1996.

3. Западное искусство XX а: Классическое наследие и современность. М, 1992

4. Козловский П. Культура постмодерна. М, 1997.

5. Мировая культура и современность. М, 1991.

6. Модернизм: Анализ и критика основных направлений. М., 1987.

7. На пороге третьего тысячелетия: Проблемы художественной культуры. М, 1997.

8. От конструктивизма до сюрреализма. М., 1996.

9. Поляков В.В. История мирового искусства. Изобразительное искусство и архитектура XX в. М, 1993.

10. Современное западное искусство. XX век Проблемы и тенденции. М, 1982.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал