Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3.9. Государственная поддержка предпринимательской деятельности
В отличие от других форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, посредством которых, как правило, устанавливаются определенные рамки, границы деятельности хозяйствующих субъектов, государственная поддержка предпринимательской деятельности направлена на расширение их возможностей [16]. Государственная поддержка является специфической формой государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности и может осуществляться, посредством правовых, экономических и организационных форм. Государственная поддержка осуществляется в отношении как конкретных направлений или видов предпринимательской деятельности (например, инновационной деятельности), так и определенных субъектов такой деятельности (например, субъектов малого предпринимательства). Цель государственной поддержки - создание благоприятных правовых, организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности. Формы государственной поддержки могут носить материальный или моральный характер. Материальными формами государственной поддержки предпринимательской деятельности являются, например, государственные инвестиции, бюджетное и налоговое кредитование. Моральными формами такой поддержки являются определенные меры государственного поощрения, влияющие на деловую репутацию субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, к моральным формам поддержки можно отнести информационную и консультационную помощь субъектам предпринимательской деятельности. Формы государственной поддержки предпринимательской деятельности можно также подразделить на прямые и косвенные. Прямые формы государственной поддержки устанавливаются в отношении конкретных видов и субъектов предпринимательской деятельности, в частности, в отношении субъектов малого предпринимательства. Косвенные формы государственной поддержки оказывают опосредованное влияние на конкретные виды предпринимательской деятельности. Это в первую очередь всевозможные меры при импорте товаров, принимаемые в целях поддержки отечественных товаропроизводителей. Кроме того, прямые формы государственной поддержки в отношении одних видов и субъектов предпринимательской деятельности могут, по своей сути, одновременно выступать косвенными формами государственной поддержки других видов и субъектов предпринимательской деятельности. Например, государственная поддержка отечественных производителей сельскохозяйственной техники может опосредованно оказывать благоприятное влияние на сельское хозяйство. В последнее время властные структуры уделяют большое внимание государственной поддержке субъектов малого предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект федеральной программы поддержки малого предпринимательства; в федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 7 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства). Размещение государственного заказа у субъектов малого предпринимательства представляет собой экономическую форму государственной поддержки малого предпринимательства. Согласно ст. 15 Закона о размещении заказов государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 10 и не более 20 процентов от общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по перечню, установленному Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых такие субъекты являются участниками размещения заказа. Государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства и муниципальные заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов. Среди нормативных правовых актов Правительства РФ, касающихся экономических форм государственной поддержки малого предпринимательства, следует выделить Правила предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. N 249 (в ред. от 23 февраля 2007 г.) (далее - Правила предоставления средств федерального бюджета). В соответствии с п. 2 Правил предоставления средств федерального бюджета средства федерального бюджета, предусмотренные на государственную поддержку малого предпринимательства, предоставляются Министерством экономического развития РФ на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Федерации Российской, в том числе на: · создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов); · поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; · развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства; · создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере; · реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Своеобразной прямой экономической формой государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности является бюджетное и налоговое кредитование. Бюджетный кодекс РФ дает очень широкое понятие бюджетного кредита. В соответствии со ст. 69 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит представляет собой одну из форм расходов бюджетов. При этом предоставление бюджетных средств осуществляется, в частности, в форме бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств). Предоставление денежных средств может осуществляться также в форме бюджетных ассигнований в виде субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным и муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также в виде бюджетных инвестиций юридическим лицам. Это установлено ст. 69 Бюджетного кодекса РФ (в ред., вступившей в силу с 1 января 2008 г.). Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Согласно нормам Бюджетного кодекса РФ в качестве косвенной экономической формы государственной поддержки предпринимательской деятельности может рассматриваться государственная гарантия; под ней в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ понимается вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация или субъект Российской Федерации (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром. В соответствии с положениями актов налогового законодательства налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов представляют собой формы изменения срока уплаты налогов и сборов. В соответствии со ст. 66 Налогового кодекса РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 Налогового кодекса РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока (от 1 года до 5 лет) и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу (налогу на прибыль организаций или по региональным и местным налогам) с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен предпринимательской структуре при наличии хотя бы одного из следующих оснований: · проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; в данном случае инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей; · осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; здесь инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму, определяемую по соглашению заинтересованной организации с уполномоченным органом; · выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению; предоставление кредита осуществляется аналогично предыдущему основанию. Определенной формой государственной поддержки предпринимательской деятельности можно назвать государственно-частное партнерство. Суть государственно-частного партнерства как прямой экономической формы государственной поддержки предпринимательской деятельности заключается в участии государства в финансировании определенной социально значимой деятельности субъектов предпринимательства, а также, например, в предоставлении во владение и пользование объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности. Действующим законодательством не предусмотрено создание государственно-частного партнерства в качестве хозяйствующего субъекта. Что касается государственно-частного партнерства как вида предпринимательского договора, то под ним можно понимать, в частности, концессионное соглашение. Согласно ст. 5 Закона о концессионных соглашениях в качестве одной из сторон концессионного соглашения - концедента могут выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации либо муниципальное образование. В качестве объекта концессионного соглашения выступает недвижимое имущество, созданное и (или) реконструированное концессионером (субъектом предпринимательской деятельности), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту. Именно в предоставлении объекта недвижимого имущества концессионеру, который осуществляет свою деятельность с использованием такого объекта, и заключается суть государственной поддержки концессионера. При этом согласно ст. 3 Закона о концессионных соглашениях концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять гарантии концессионеру в соответствии с законодательством, т.е. не исключается и финансовая поддержка концессионера. Кроме того, в соответствии со ст. 3 Закона о концессионных соглашениях продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное. Так, концессионная плата может быть установлена в форме определенной доли продукции или доходов, полученных концессионером, а также в форме передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера. Согласно ст. 6 Закона о концессионных соглашениях срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера по концессионному соглашению. Меры материального и морального поощрения добросовестных субъектов предпринимательской деятельности представляют собой своеобразную форму государственной поддержки, связанную с их позитивной оценкой со стороны государства и направленную на повышение их деловой репутации, дальнейшую активизацию их созидательной деятельности, а также усиление заинтересованности в укреплении социально-экономического положения страны. Как материальные, так и моральные меры государственного поощрения субъектов предпринимательской деятельности представляют собой организационную форму государственной поддержки. Несмотря на то что материальные меры государственного поощрения имеют некую экономическую составляющую, их главное предназначение, как и моральных мер, состоит в позитивной оценке деятельности субъектов предпринимательской деятельности со стороны государства в лице его компетентных органов и должностных лиц. В качестве специфической моральной государственной меры поощрения можно рассматривать присвоение имен граждан и юридических лиц учреждениям и объектам недвижимого имущества. В качестве косвенных мер государственного поощрения субъектов предпринимательской деятельности можно рассматривать соответствующие почетные звания, присваиваемые их работникам.
|