Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.2. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью






 

Без осуществления государственного контроля за хозяйственной деятельностью невозможно обеспечить реализацию и защиту публичных интересов. Такой контроль, как правило, осуществляют специально уполномоченные государственные органы.

В юридической литературе приводятся различные классификации видов контроля в сфере хозяйственной деятельности. Например, объем проверяемой деятельности позволяет выделить общий контроль и специальный контроль. К последнему относят бюджетный, валютный, налоговый и другие виды контроля.

В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

В зависимости от того, кем осуществляется контроль, а также от характера полномочий контролирующих органов, выделяют:

· контроль Президента РФ;

· контроль органов законодательной власти;

· контроль органов исполнительной власти (этот вид контроля наиболее распространен);

· контроль органов судебной власти.

К непосредственному контролю за предпринимательской деятельностью относят, например, контроль лицензирующих органов.

Государственный контроль за соблюдением требований законодательства со стороны субъектов хозяйственной деятельности является организационной формой государственного регулирования предпринимательской деятельности. Но данная форма государственного регулирования особо выделена вследствие актуальности обеспечения гарантий контролируемых субъектов при осуществлении контрольных мероприятий.

Государственный контроль (надзор) – это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон о государственном контроле)).

Более широкое толкование понятия государственного контроля (надзора), чем в Законе о государственном контроле, дает Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 " О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". В нем под функциями по контролю и надзору понимаются:

· осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

· выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

· регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Исходя из анализа норм Закона о государственном контроле можно определить органы федеральной исполнительной власти, на которые распространяются его требования. К ним относятся: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), лицензирующие органы и некоторые другие.

Закон о государственном контроле закрепляет основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля: презумпцию добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя; соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля; периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока; учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля; возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля, нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю.

Закон о государственном контроле установил требования к организации и проведению мероприятий по контролю. Мероприятия по контролю делятся на плановые и внеплановые.

По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы, в котором, в частности, указываются сведения о выявленных нарушениях, об их характере и лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал