Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1.3 Правовые основы регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации
К нормативным правовым актам, составляющим основу правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации, относятся: 1. Конституция РФ, которая: а) закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности: - в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8); - в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8); - земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9); - каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34); - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34); б) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен: - равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8); - гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46); - возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55). В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы; в) закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. ст. 71 - 73). 2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др. 3. Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом: а) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности: - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ред. от 23.12.2010 г.; - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. от 29.12.2010 г.; - Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в ред. от 28.09.2010 г.; - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в ред. от 28.12.2010 г.; б) федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка: - Закон РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в ред. от 29.11.2010 г.; - Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» в ред. от 27.07.2010 г.; - Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в ред. от 04.10.2010 г.; в) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов: - Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в ред. от 28.12.2010 г.; - Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в ред. от 28.12.2010 г.; - Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» в ред. от 19.07.2009 г.; - Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в ред. от 02.07.2010 г. и др.; г) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности: - Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в ред. от 08.05.2010 г.; - Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в ред. от 28.12.2010 г.; - Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» в ред. от 27.07.2010 г.; - Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» в ред. от 28.09.2010 г. и т.д. 4. Подзаконные акты: а) указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ред. от 22.06.2010 г.); б) постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» в ред. от 26.01.2010 г.); в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России) и др.); 5. Нормативные правовые акты субъектов РФ - издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству. 6. Муниципальные правовые акты - принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество. 7. Обычаи делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. (Понятие обычая делового оборота определено в ст. 5 ГК РФ). Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. ст. 309, 311, 314, 315, 474 и др.). Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего, т.е. соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего, т.е. в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством. Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе). Деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом, либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило. 8. Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать следующие: · Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.; · Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.; · Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.; · Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА); · Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др. Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.
|