Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельностиСтр 1 из 16Следующая ⇒
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Конспект лекций для студентов направления 081100.62 КИРОВ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности Тема 1.1 Понятие и содержание предпринимательской деятельности, место и роль предпринимательского сектора в современной экономике
Анализ точек зрения различных экономистов относительно категории «предпринимательство» и взаимосвязи его с категорией «бизнес» позволяет сформулировать следующее определение: предпринимательство – это движимый инициативой людей рисковый бизнес инновационного типа, создаваемый для завоевания рынка путем лучшего удовлетворения запросов потребителей, получения предпринимательского дохода, находящийся в органической взаимосвязи с рутинным типом бизнеса, предназначенного для удержания рынка и обеспечения окупаемости вложенных средств. Предпринимательство присуще в одинаковой степени крупному, среднему и малому бизнесу. Предпринимательские инициативы и инновационные замыслы сопряжены с инвестированием в предпринимательские проекты интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов. Предпринимательство, инновации и инвестиции – это органически связанные категории рыночной экономики. Сформулированное определение не отделяет предпринимательство от бизнеса. Бизнес – это дело, а предпринимательство – это характеристика того типа поведения, каким осуществляется дело: инициативно, инновационно, рискованно или, напротив, рутинно, обыденно, не рискуя. В такой постановке вопроса бизнес подразделяется на два типа поведения: преимущественно предпринимательский и преимущественно рутинный (рис. 1) [14]. В предпринимательском типе бизнеса движущей силой является инициатива, стремление найти нетрадиционное решение для достижения конкурентных преимуществ на рынке за счет лучшего удовлетворения выявленных или ожидаемых запросов потребителей, опираясь на инновации и успех на рынке за счет новых комбинаций. Новшества, характеризующие предпринимательский тип бизнеса, всегда связаны с повышенной степенью риска, в то время как рутинный тип бизнеса связан с меньшей степенью риска, так как он повторяет достигнутое.
На фазах жизненного цикла продукта предпринимательский и рутинный типы бизнеса взаимно дополняют друг друга (рис. 2) [14]. С течением времени спрос на продукт начинает падать. Необходимо вдохнуть новый импульс в деловую активность, бизнес снова должен прибегнуть к предпринимательству, чтобы изъять из производства устаревший продукт и предложить рынку новый. С той или иной частотой предпринимательский тип бизнеса замещается рутинным типом, затем рутинный тип замещается предпринимательским. В разумном сочетании и смене одного типа бизнеса на другой основан успех бизнеса. Предпринимательство в одинаковой степени присуще малому, среднему и крупному бизнесу. Вновь создаваемый малый бизнес свое дело начинает с нуля, независимо от того, выполняется ли подобное дело сотней других предприятий. Поэтому на первоначальном этапе существования вновь созданных малых фирм они по определению предпринимательские. По истечении времени, когда вновь созданное предприятие освоило тот или иной бизнес, его деятельность приобретает рутинные черты. Если малое предприятие после освоения определенного вида деятельности ничего не меняет, его вряд ли можно назвать предприятием предпринимательского типа.
Природа предпринимательства у крупного бизнеса отличается от малого. Когда крупные предприятия осуществляют инновационную деятельность, выпускают новые или улучшенные продукты, осваивают новые технологии и рынки, тогда этот бизнес является предприятием предпринимательского типа. До тех пор, пока крупный бизнес повторяет серийно-массовое производство освоенной продукции и работает на освоенных рынках, он несет характер рутинного бизнеса. В те периоды, когда крупный бизнес приступает к освоению нового, он приобретает черты предпринимательского типа. Мерой предпринимательства для крупного бизнеса является степень и частота нововведений, которые он осуществляет. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке [Гражданского Кодекса Российской Федерации]. Выделяют следующие признаки предпринимательской деятельности [Батычко В.Т. Предпринимательское право. Конспект лекций. 2011 г.]. 1. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности. Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как: - доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица; - размеры прибыли; - получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др. 2. Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие: а) организационная самостоятельность - возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер); б) имущественная самостоятельность - наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск (от лат. risco – «отвесная скала») - вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата. 3. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. Пределы такой ответственности зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности. 4. Легализованный характер. Наличие специального субъекта (предпринимателя) т.е. лица, зарегистрированного в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)). 5. Направленность на систематическое получение прибыли. Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом важна именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли. Деятельность, направленная на получение прибыли, но приносящая убытки, также является предпринимательской. 6. Извлечение дохода от определённой деятельности: продажи товаров, оказание услуг, выполнение работ, получения доходов от использования имущества (например сдача помещения в аренду) и объектов интеллектуальной собственности предпринимателя. 7. Профессионализм - признак, предполагающий наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков. В настоящее время такое требование закреплено в отношении далеко не всех видов предпринимательской деятельности (в основном наличие определенного образования требуется при осуществлении лицензируемых видов деятельности). Однако в качестве обязательного он указан в законодательстве Германии, Франции и др. Виды предпринимательской деятельности классифицируются: · по форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность: частная, государственная, муниципальная; · по количеству участников: индивидуальная, коллективная; · по характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др. В основе поведения предпринимателей лежат внутренние побуждения. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общество. Предпринимательство можно определять с различных позиций, таких как: · деятельность, направленную на максимизацию прибыли; · инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли; · прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию; · процесс организационной новации в целях извлечения прибыли; · действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли; · специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом. Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности. В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: · производственная, · коммерческая, · финансовая · и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства. Говоря о роли предпринимательского сектора в экономике современного государства, следует выделить социальную, политическую и экономическую составляющие данной роли. Социальная роль предпринимательского сектора определяется массовостью группы владельцев предпринимательских структур и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Рассматривая социальную значимость предпринимательства, можно выделить следующие ее составляющие: · создание широкого слоя мелких собственников (среднего класса) - владельцев небольших предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Они самостоятельно обеспечивают собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являются основой социально- экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества; · занятие предпринимательством является не только источником средств к существованию, но и способствует раскрытию внутреннего потенциала личности; · предпринимательский сектор способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Предпринимательство является сектором выживания, втягивающим в реформаторский процесс людей, потерявших работу, военнослужащих, увольняемых в запас, и практически единственным сектором оздоровления серьезно «больных» переходных (мутирующих) общественных групп. Мелкие собственники, семейный бизнес, индивидуальные предприниматели все менее зависят от государства и могут, расширяя сферу своей деятельности, уменьшить остроту безработицы; · решение молодежных проблем. Предпринимательство открывает вакансии и для молодежи, часть которой, к сожалению, сейчас находит применение своим силам в криминальной среде; · решение вопросов регионального и муниципального развития. Факторы экономической и социальной напряженности особенно остро ощущаются в регионах с неразвитой инфраструктурой, удаленных от торгово-промышленных центров и путей, с сырьевой направленностью основных производств, моноструктурой городов, с не обеспечивающим насущные нужды сельским хозяйством. Развитие малых городов, поселков немыслимо без участия малых производственных предприятий. Малые предприятия и создаваемые на их основе художественные и различные кустарные промыслы способствуют укреплению экономики небольших поселений, сглаживают различия между центром и провинцией, выравнивают интеллектуальный уровень и образ жизни населения. Развитию малого предпринимательства в регионах способствует фактор, называемый «законом радиуса»: чем дальше от столицы, тем выше потенциальные возможности для развития малых предприятий и меньше, в известной мере, экономические и политические риски. Это, кстати, понимают зарубежные партнеры и инвесторы. Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. В условиях развития экономической самостоятельности регионов предпринимательство может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики. Политическое влияние предпринимательского сектора в различных странах достаточно велико, поскольку этот сектор давно стал основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально- экономического и политического развития общества предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. Существенная роль предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Роль предпринимательства велика не только количественно, но и функционально, то есть по тем задачам, которые они решают в экономике. К классическим для развитых стран задачам, решаемым субъектами предпринимательства, относятся [7]: 1. Сглаживание колебаний экономической конъюнктуры, обеспечивающие особый механизм сбалансирования спроса и предложения. Небольшие фирмы образуют своего рода фундамент, на котором вырастают более высокие «этажи» хозяйства и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В первую очередь это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний. Дело в том, что в принципе в рыночной экономике наличие платежеспособного спроса на определенный товар должно автоматически рождать его предложение. Но оборотной стороной эффективного производства является его избирательность: оно экономически оправдано далеко не в любых условиях. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, оно не производит мелкосерийный товар. Лишь малые предприятия готовы использовать любую возможность для бизнеса. Так, специализированное производство выгодно при существенно меньших сериях, чем крупное, но зато возникает только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности. Венчурный (рисковый) капитал готов на любую сферу приложения, но лишь, если успех обещает сверхвысокую прибыль. Малые предприятия способны заполнять «свободные ниши», образующиеся в промежутках между товарной массой, поставляемой на рынок предприятиями-гигантами. Вследствие того, что потребителей конкретных товаров на современных рынках, как правило, в сотни и тысячи раз больше, чем поставщиков, индивидуальные особенности каждого потребителя не могут быть удовлетворены. Крупные поставщики ориентируются в основном на усредненные товары и потребности, из которых выпадает масса неудовлетворенного или не полностью удовлетворенного розничного спроса. Это и есть «ниша» для предпринимательства. Другими словами, без предпринимательства возникла бы «лоскутная экономика». Некоторые потребности рынка удовлетворялись бы полностью, другие же игнорировались. Напротив, постоянный поиск новых общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним - основа стратегии малых предприятий. 2. Не менее важна роль предпринимательства в формировании конкурентных отношений в экономике. Для отдельно взятого малого предприятия столкновение с монополией чаще всего кончаются гибелью. Во взаимоотношениях всего малого бизнеса и крупного капитала роли распределяются иначе. Атакующей стороной чаще всего выступает группа небольших фирм. В качестве примере есть смысл рассмотреть две современных формы этого процесса. В последние годы в экономической прессе появился новый термин – «дженерики». Им обозначают растущую группу небольших компаний, занимающуюся копированием продуктов ведущих фирм. Первоначально это явление возникло в фармацевтике, затем распространилось на электронику и ряд других отраслей. Практически любое эффективное лекарство в наше время представлено на рынке в двух вариантах: оригинальный препарат и его многочисленные копии с той же самой химической формулой. Почему более дешевыми оказываются препараты малых фирм, а не их могущественных конкурентов? Основную роль играют два момента: 1) копируя уже известные лекарства, «дженерики» не несут огромных расходов на научно-исследовательские работы, следовательно, имеют низкие издержки; 2) монополии искусственно завышают цены, а малые фирмы этого не делают. Таким образом, деятельность малых фирм выступает серьезным ограничителем произвола в монополистическом ценообразовании. Другая заметная тенденция в развитии современной экономики - так называемое «снижение глубины самостоятельной переработки продукта». В рамках ведущих монополий часто сосуществуют и высокоэффективное массовое производство, и участки мелкого производства, отличающегося низкой производительностью труда. Что произойдет, если часть монополий закроет у себя подсобные производства и станет покупать более дешевые и качественные детали (комплектующие) у малых фирм? Издержки у них упадут, и они смогут продавать свою продукцию дешевле. По существу, мелкие независимые производители конкурируют со вспомогательными подразделениями крупных предприятий и успешно вытесняют их с рынка. Предпринимательство, в лице небольших компаний, выступает в роли секатора, срезающего малопроизводительные и малоэффективные подразделения крупных предприятий. Предпринимательство представляет значительную силу, способную воздействовать на общую структуру рынка. Не будь постоянного конкурентного давления со стороны небольших предприятий, крупным достаточно было бы заключить между собой взаимовыгодные соглашения. Никто не мешал бы им совместно повышать цены, сохранять несовершенные технологии и так далее. Всему этому препятствует малое предпринимательство, эффективно сдерживая свойственную гигантам тенденцию к застою. 3. Развитие конкуренции создает систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы. 4. Присущие предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Предпринимательство успешно функционирует на небольших рыночных сегментах. Если крупные компании способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах производства, то небольшие предприятия придают хозяйству гибкость, мобильность. 5. Изменение технологий и структуры отдельных отраслей промышленности, ускоряя процесс перераспределения капиталов из устаревших отраслей в наиболее перспективные и быстроразвивающиеся. 6. Формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг стимулирует развитие более гибких и мобильных организационно-производственных структур. 7. Развитие инновационного потенциала экономики. Небольшие предприятия восприимчивы к новым идеям. Здесь на одного сотрудника приходится в 2, 5 раза больше инноваций, чем на одного работника крупного предприятия. Небольшие предприятия более гибки, быстрее переключаются на разработку, апробацию и производство новой продукции, от которой крупный бизнес зачастую отказывается из-за высокой степени риска. Темпы освоения новых видов изделий или услуг у небольших предприятий на 30% выше, а эффективность (при гораздо меньших затратах) выше в 8 раз. По оценкам Национального научного фонда США малые фирмы производят в 6 раз больше нововведений в расчете на одного занятого, чем крупные, им требуется в среднем 2, 2 года, чтобы выйти со своим новшеством на рынок, тогда как крупным - 3, 5 года. У малых фирм относительно невысокие издержки производства на начальном этапе инновационного процесса, поскольку, как правило, длительность этого этапа может повлиять на освоение и выпуск новой продукции. 8. Расширение налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней. Большая часть собираемых в мире налогов приходится именно на предпринимательский сектор. 9. Ускоренное освоение инвестиций. Стремительно развивается специфическая форма инвестиционной деятельности - лизинг. Лизинг особенно привлекает предпринимательский сектор как решение проблемы обеспечения оборудованием. Именно они становятся получателями лизингового оборудования, и тем самым инвестируют средства в основные фонды. Таким образом, высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, с другой стороны, к тому, что потребитель получает продукцию и услуги более высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет важнейший вклад предпринимательского сектора в экономику.
|