Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности






Тема 2.1 Цели, задачи, функции, принципы и типы государственного регулирования предпринимательской деятельности; место и роль в системе государственного регулирования экономики в целом

 

На основе всестороннего анализа основных подходов к формулированию определения государственного регулирования можно выделить следующие основные признаки государственного регулирования предпринимательской деятельности [13]:

1) Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой государственное воздействие в отношении определенного субъекта.

2) Государственное регулирование предпринимательской деятельности направлено на определенный круг субъектов, к которым относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, хозяйствующие субъекты, а также ряд иных самостоятельных участников отношений.

3) Объектом государственного регулирования предпринимательской деятельности являются отношения в сфере предпринимательской деятельности, конкретизирующиеся в зависимости от ее направления.

4) Целевая установка государственного регулирования предпринимательской деятельности - недопущение, изменение или прекращение хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии.

5) Существует особый режим государственного регулирования предпринимательской деятельности, изменяющийся в зависимости от используемых средств (форм и методов).

6) Государственное регулирование предпринимательской деятельности базируется на правовой основе.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание посредством функционирования соответствующей системы экономического, социального, организационного, правового и политического обеспечения государством благоприятных условий и среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства [9].

Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными им методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

В обобщенном виде в задачи государственного регулированиявходят [8]:

· разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

· повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;

· ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;

· создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;

· обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

· сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

· содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию; сдерживание инфляции экономическим путем: снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

· обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты труда;

· поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Государство в сфере регулирования предпринимательства выполняет следующие основные функции [9].

Первая функция - формирование адекватных современных условиям субъектов предпринимательской деятельности, способных и реализующих свои возможности к инновационной, связанной с риском деятельности людей во всех сферах экономики. Государство располагает для этого различными возможностями и средствами. Оно обеспечивает экономическую свободу предпринимательства, создает четкие равные " правила игры" на всем экономическом пространстве России, формирует экономический механизм стимулирования предпринимательства, а также налоговую, кредитную, страховую, амортизационную и другие научно-обоснованные системы регулирования. Государству принадлежит обязанность создания эффективной системы образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей и т.д.

Вторая функция - формирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, где конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе высших достижений науки, внедрения инновационного менеджмента и маркетинга, полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей, разгосударствления и рациональной приватизации, хорошо отработанного эффективного механизма антимонопольной политики, регулирования уровня открытости российского рынка для иностранных конкурентов, рационального протекционизма экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции.

Третья функция - создание условий для устойчивого увеличения предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе. Эти условия создаются с помощью стимулирования и поддержки предпринимательских структур. Формирование предложения инновационных товаров и услуг требует соответствующей инновационной политики государства, ориентации предпринимательской стратегии и предпринимательских структур в рамках всего инновационного цикла. Речь идет об ориентации фундаментальной и прикладной науки, сферы воспроизводства на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях.

Формирование предложения инновационной конкурентоспособной продукции может быть стимулировано государством с помощью налоговой, финансово-кредитной, страховой, амортизационной политики и других составляющих инновационной и экономической политики в целом. Государство может поощрять своей экономической политикой рационализацию процесса специализации в каждом регионе и предпринимательской структуре в направлении их переориентации на производство конкурентоспособной продукции на местном, региональном, национальном и международном рынках.

Четвертая функция - стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию. Прежде всего, необходима разработка системы государственных заказов на наукоемкую продукцию. Государственные заказы целесообразно формировать в первую очередь в рамках соответствующих программ по производству необходимых обществу наукоемких изделий. Это продукция в интересах обороны, обеспечения государственных предприятий наукоемким оборудованием, созданным на базе высших достижений науки и техники, осуществления интервенции продаж конкурентоспособной продукции с целью сбивания цен, приведения их к социально приемлемому уровню, а также для создания резерва наукоемкой продукции на всякие непредвиденные случаи с задачей воздействовать на конъюнктуру рынка и т.д.

Государственный заказ - это не только заказ Федерального Правительства. Необходима и система региональных заказов на наукоемкую продукцию высших кондиций, конкурентоспособную не только на региональном, но и на национальном и международном уровнях. Государство может поддерживать устойчивый спрос на конкурентоспособную продукцию, стимулируя его с помощью налоговой и кредитной систем, обеспечивая социальную защиту населения, способствуя развитию импорта наукоемкой, конкурентоспособной продукции, создавая или способствуя созданию эффективной организационной и рыночной инфраструктуры.

Пятая функция - формирование организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства.

В настоящее время ставится и в определенной мере решается проблема государственной поддержки в целях создания инфраструктуры малого инновационного бизнеса. Инфраструктура инновационного предпринимательства должна быть интегрирована в систему инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом, вне зависимости от масштаба предпринимательской деятельности (малое, среднее, крупное предпринимательство). Одновременно, государство призвано оказывать поддержку в создании системы учреждений, фирм, структур, обеспечивающих процесс формирования, развития и поддержки всех форм предпринимательства (центров информационно-консультативного, научного обеспечения, подготовки и повышения кадров предпринимательства, лизингового и маркетингового обслуживания, инновационных центров и союзов предпринимателей и т.д.).

Шестая функция - обеспечение социальной ориентации данного процесса. Выполнение этой функции требует внимания предпринимательских структур к достижению не только экономического, но и социального эффекта. Последний обеспечивается тем, что предпринимательский тип воспроизводства является основой благосостояния всех членов общества. Правильное понимание сущности и роли предпринимательства требует от государственного регулирования стимулировать воспроизводство, инновационного типа, развивать конкуренцию. Это повышает уровень и динамичную устойчивость развития национальной экономики. Здесь путь к росту национального богатства и возможность обеспечить благосостояние для всех.

Эффективное выполнение перечисленных функций государственного регулирования возможно, если система государственного регулирования предпринимательской деятельности будет строиться на определенных принципах [9]. Так, необходимо научное понимание экономической сущности содержания и роли предпринимательства в развитии экономики страны и материальном обеспечении жизнедеятельности общества. Важно обеспечить рациональный протекционизм современного цивилизованного предпринимательства, органическое сочетание экономических и социальных целей и программно-целевое регулирование. Особое значение имеют государственная поддержка многообразных форм предпринимательской деятельности при условии ее мотивационной направленности, гарантированности, гибкого дифференцированного подхода. Должны быть обеспечены разделение и кооперация полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это одно из основных направлений (одна из основных сфер) государственного регулирования экономики. Формы государственного регулирования экономики (например, таможенное или налоговое регулирование) – это, как правило, формы государственного регулирования предпринимательской деятельности, так как предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики становится преобладающим видом экономической (хозяйственной) деятельности. Субъекты хозяйственной деятельности – это большей частью субъекты предпринимательской деятельности, включая унитарные предприятия. Таким образом, понятие «государственное регулирование экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности» соотносятся как родовое и видовое.

По тому, как осуществляется регулирование предпринимательской деятельности и как обеспечены гарантии субъектам такой деятельности, можно судить о регулировании экономики в целом (надлежащим ли образом осуществляется это регулирование и эффективно ли оно).

Государственное регулирование предпринимательства находится в комплексе мер государства, направленных на регулирование экономики в целом (рис. 3) [14].

 

    Промышленная политика государства (торгово-промышленная палата)                  
                     
Государственное регулирование экономики   Государственное регулирование и поддержка предпринима-тельства (законодательные акты)   Инструменты государственного регулирования и поддержки предпринима-тельства   Благоприятныйпредприни-мательский климат   Предприни-мательская активность бизнеса   Положительные эффекты и рост экономики, измеряемый совокупностью социально-экономических показателей экономики государства
                     
    Государственное регулирование других сфер экономики                
Рис. 3. Место государственного регулирования и поддержки предпринимательства в экономических процессах

 

Из рисунка 3 видно, что благоприятный предпринимательский климат создается как прямыми государственными мерами через законы о поддержке предпринимательства, так и через опосредованные меры общего характера, направленные на регулирование экономики.

Исходя из сущности государственного регулирования экономики и с учетом специфики предпринимательской деятельности можно определить, что государственное регулирование предпринимательства, являясь составной частью социального, организационно-правового и политического участия государства в экономических процессах, представляет собой совокупность мер поощрения предпринимательской активности в нужном для общества направлении и защиту от нежелательных последствий, соблюдая баланс интересов по четырем основным типам: содействие, присутствие, контроль, перераспределение ресурсов (рис. 4) [14].

 

    Типы государственного регулирования предпринимательства    
                       
                     
Содействие   Присутствие Контроль   Перераспределение ресурсов
- поддержка конкурентной среды; - государственный заказ; - создание инфраструктуры бизнеса; - правовое поле для развития бизнеса; - защита прав собственности; - поддержка уровня занятости для экономически активного населения; - обеспечение всех экономических субъектов равным доступом к информационным ресурсам   - государственно-частное партнерство; - производство общественных благ; - развитие ключевых отраслей промышленности; - создание социально-экономической инфраструктуры; - инвестирование НИОКР   - ограничение монополий; - бюджетно-налоговое регулирование; - денежно-кредитная политика; - истощение невозобновляемых ресурсов; - предотвращение отрицательных внешних эффектов; - территориальное развитие; - безопасность продукции и труда   - для поддержки социальной сферы, образования, науки, культуры; - для государственных нужд; - для смягчения и снятия социальных противоречий; - для поддержания доходов; - для поддержки уровня занятости через общественные работы, особенно в кризисные периоды
Рис. 4. Типы государственного регулирования предпринимательства
                               

 

Содействие подразумевает, что государство создает благоприятный предпринимательский климат. Это проявляется в поддержке конкурентной среды, создании инфраструктуры бизнеса, защите прав собственности и т.д.

Присутствие в экономике означает, что государство, наряду с бизнесом, участвует в социально значимых мероприятиях, берет на себя ответственность за производство в тех сферах деятельности, которые бизнесу невыгодны. В рамках государственно-частного партнерства государство взаимодействует с частным бизнесом в осуществлении крупных наукоемких проектов.

Контроль призван минимизировать негативные эффекты бизнеса, предотвратить отрицательные внешние эффекты и перекосы в социально-экономическом развитии территории.

Перераспределение ресурсов производится в виде налоговых сборов от бизнеса в пользу государственных нужд и для поддержки культуры, образования, социальной сферы.

Перечисленные выше типы государственного регулирования предпринимательства проявляются в единстве, а многие мероприятия одновременно относятся к нескольким типам регулирования. Например, государственно-частное партнерство в одинаковой степени можно расценивать и как присутствие государства в бизнесе, и как содействие, и как государственный контроль над предпринимательством.

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности представляют собой способы организации государством в лице его органов регулирования предпринимательской деятельности, совокупно используемые в целях недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания их в соответствующем состоянии при помощи системы средств, которые условно возможно разделить на правовые и неправовые (политические, организационные и экономические) [13].

Можно выделить определенные критерии для разграничения видов государственного регулирования предпринимательской деятельности [1].

1. В зависимости от уровня регулирования.

В соответствии с разграничением компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ государственное воздействие на экономику осуществляется в масштабах всей территории РФ и регулирование в пределах территории соответствующего региона. Например, федеральные налоги, установленные НК РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги, установленные НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (ст. 12 НК РФ).

2. В зависимости от отношений между государством (его органами) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации или координации) и формы собственности, на базе которой действуют хозяйствующие субъекты, различается регулирование в государственном секторе экономики и общее правовое регулирование.

А. В государственном секторе экономики государство действует в качестве собственника, управляя государственным имуществом.

Важной правовой формой, которая используется для эффективного использования государственных средств, имущества, является планирование:

1) разработка и утверждение Правительством РФ федеральных целевых программ (ФЦП). Целевые программы подлежат финансированию за счет средств федерального бюджета, если в Законе о федеральном бюджете на очередной год предусмотрены средства на эти цели. ФЦП оформляются в качестве приложений к Закону о федеральном бюджете на очередной год. Во исполнение мероприятий ФЦП Правительством РФ утверждается государственный заказчик.

Государственный заказчик обязан организовать исполнение ФЦП. Для этого он, как правило, путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона отбирает исполнителей ФЦП - поставщиков, подрядчиков. Если государственные средства вкладываются в качестве инвестиций (строительство объектов для государственных нужд), государство становится собственником объектов инвестирования;

2) разработка и утверждение прогнозного плана (программы) приватизации. В отношении государственного имущества проводится политика приватизации. Правовой формой организации планомерного процесса приватизации является ежегодно утверждаемый Правительством РФ прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества. Прогнозный план (программа приватизации) является не нормативно-правовым актом, а актом планирования, содержащим задание Агентству по управлению федеральным имуществом подготовить соответствующие предприятия к приватизации, принять решение об условиях приватизации каждого включенного в программу приватизации предприятия, если согласно программе приватизации это решение принимается им, а не Правительством РФ.

Указанный правовой акт как юридический факт создает правовые последствия и для унитарных предприятий, имущественные комплексы которых предстоит приватизировать в очередном году.

Со дня утверждения прогнозного плана и до момента перехода права собственности на предприятие как имущественный комплекс к покупателю предприятие как юридическое лицо ограничивается в правах. Унитарное предприятие не вправе без согласия собственника сокращать численность работников предприятия, получать кредиты и совершать иные действия, указанные в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества".

На основе прогнозного плана (программы) приватизации принимается решение об условиях приватизации конкретного объекта приватизации. Если программа приватизации является актом общего планирования, охватывающим круг объектов, которые предполагается приватизировать в соответствующем году, то решение об условиях приватизации можно квалифицировать в качестве плана приватизации конкретного предприятия.

Решение об условиях приватизации как юридический факт создает правовые последствия как для Агентства по управлению федеральным имуществом, так и для предприятий, имущественные комплексы которых подлежат приватизации;

3) утверждение показателей экономической эффективности государственного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении этого предприятия как хозяйствующего субъекта утверждает показатели экономической эффективности его деятельности и контролирует их выполнение, а в отношении казенного предприятия к тому же доводит обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (или муниципальных) нужд (ст. 20 ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ " О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Правительство РФ вправе принимать решения о реорганизации, ликвидации федеральных унитарных предприятий. В целом можно утверждать, что в отношении действующих унитарных предприятий применяются и директивные методы управления ими.

Б. Суть общего государственного регулирования заключается в том, что для всех хозяйствующих субъектов, включая унитарные предприятия, устанавливаются единые правила поведения на рынке (" правила игры"), соблюдение которых проверяется компетентными государственными органами (лицензирование, обязательная сертификация товаров, ведение бухгалтерского и налогового учета, уплата налогов и проч.).

3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов различается прямое и косвенное регулирование.

Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах (например, требование ведения бухгалтерского и налогового учета) и могут предъявляться в виде предписаний, иных решений, адресованных конкретным предпринимателям (например, предписание ФСФР России профессиональному участнику рынка ценных бумаг об устранении выявленных при проверке его деятельности недостатков). Суть косвенного регулирования заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций к нарушителям предписаний, а экономическими методами, стимулами. Косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей (налоговые льготы, налоговые кредиты, государственная помощь в виде субсидий, субвенций, предоставление кредитов на льготных условиях за счет бюджетов различных уровней, государственных гарантий лицам, получающим кредиты в банках для реализации инвестиционных проектов, предоставление скидок по арендной плате лицам, в предпринимательской деятельности которых государство, регион, муниципальное образование заинтересованы, и проч.).

4. В зависимости от вида деятельности. Специфика вида деятельности учитывается в процессе государственного регулирования, например, особенности сельскохозяйственного производства, подверженного влиянию стихийных явлений природы, научно-технической деятельности, которая в силу особо рискового характера (риск получения отрицательного научного результата, сложности во внедрении научно-технических результатов) нуждается в государственной поддержке.

5. В зависимости от способа установления правовой связи между государством и предпринимателями различается воздействие через правосубъектность и в рамках конкретного правоотношения. Содержание публичной правоспособности хозяйствующего субъекта составляют не только права, но и обязанности соблюдать предъявляемые государством к предпринимателям требования (не нарушать запреты, при наступлении соответствующих условий - совершать действия во исполнение обязанности). Пока нет нарушения запретов и ограничений, конкретное правоотношение не возникает. Правонарушение является основанием возникновения относительного правоотношения, в котором реализуется охранительная норма предпринимательского права. Нормы - требования регулятивного (позитивного) характера могут реализовываться непосредственно в правоотношении (при отсутствии правонарушения). В таких случаях закон предусматривает содержание правоотношения и условия его возникновения. При наличии, например, у организации имущества в виде основных средств она обязана платить налог на имущество. Организация - юридическое лицо, независимо от финансовых результатов своей деятельности, обязана представлять в установленном порядке бухгалтерскую и налоговую отчетность. Указанные обязанности реализуются в рамках конкретного правоотношения, которое возникает для предпринимателя " автоматически", поскольку есть соответствующие обстоятельства - юридические факты (ведение предпринимательской деятельности, наступление события - отчетного периода - для возникновения обязанности представить бухгалтерскую, налоговую отчетность).

В зависимости от уровня государственного регулирования выделяются государственное регулирование:

· на федеральном уровне;

· на уровне субъектов федерации.

В зависимости от территории, на которой реализуется государственное регулирование, выделяется государственное регулирование, реализуемое на территории:

· Российской Федерации,

· субъекта Российской Федерации,

· нескольких субъектов Российской Федерации,

· муниципального образования.

По степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях национальной экономики выделяются следующие уровни государственного регулирования:

· максимальный,

· средний,

· минимальный.

В зависимости от способа установления правовой связи между государством в лице его органов и хозяйствующими субъектами выделяется:

· государственное регулирование через правосубъектность (нормативное регулирование)

· и государственное регулирование в рамках конкретного правоотношения (индивидуальное регулирование).

По способу воздействия на поведение хозяйствующих субъектов выделяется:

· прямое,

· косвенное регулирование.

И, в зависимости от характера отношений между государством в лице его органов и хозяйствующими субъектами, формы собственности, на базе которой действуют хозяйствующие субъекты, выделяется регулирование:

· в государственном секторе экономики,

· и общее регулирование.

Тема 2.2 Система государственного регулирования предпринимательской деятельности (в разрезе уровней власти)

 

Специалисты в области государственного управления и права совершенно справедливо отмечают, что «между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению. Мало того, по своей сути регулирование - непременный элемент государственно-управленческой деятельности, одна из ее функций. В самом обыденном смысле регулирование выражается в подчинении определенному порядку, в упорядочении тех или иных действий». Однако трудно согласиться с выводами о том, что «налицо полное совпадение признаков регулирования и управления».

Государственное управление предполагает прямое и непосредственное вмешательство органов государства в экономику с использованием административных методов регулирования, в то время как государственное регулирование позволяет использовать более широкий спектр средств и инструментов, в том числе методы и средства косвенного регулирования рыночных отношений, и с этой точки зрения понятие государственного регулирования гораздо шире, чем понятие государственного управления.

Косвенные методы, бесспорно, являются основными в регулировании современной экономики, учитывая, что сам рынок представляет собой саморегулирующуюся систему. Однако это не предполагает отказ от непосредственно административных, прямых методов регулирования, свойственных государственному управлению, поскольку присущее рынку свойство саморегулирования не обеспечивает в полной мере всех требований современного общества и социально-ориентированной экономики.

Необходимо также учитывать, что категория «государственное управление» в действующей Конституции РФ не используется и, по существу, заменена на категорию «исполнительная власть».

Система государственного управления, как и любая другая социо-техническая система, включает субъект и объект управления. Субъект управления - подсистема, наделенная определенной компетенцией и государственно-властными полномочиями, позволяющими ей воплощать свою волю в форму руководящих команд или решений, обязательных для исполнения, то есть это подсистема управления. В государственном управлении к субъектам управления относятся: органы исполнительной власти (правительство, министерства, государственные комитеты, другие центральные органы исполнительной власти, местных государственных администраций), руководители и руководящий состав этих органов (политические деятели, должностные лица, должностные лица, которые наделены государственно-властными полномочиями). Объект управления - это подсистема, которая подчиняется властной воли субъекта управления и выполняет его решения, то есть подсистема, которой управляют. Следует отметить, что между субъектом и объектом государственного управления не существует абсолютных границ: система, управляющая являясь субъектом относительно того или иного объекта, сама, в свою очередь, может быть объект том управления со стороны другого субъекта Так, например, областная государственная администрация, осуществляет исполнительную власть в пределах области, является субъектом управления относительно районных государственных администраций данной области, одновременно являясь объектом управления отношении правительства, последний, в свою очередь, является объектом управления со стороны главы государства и парламенту.

Тогда систему государственного регулирования предпринимательской деятельности можно представить как систему, состоящую из двух подсистем: субъекта и объекта регулирования. Субъектом государственного регулирования предпринимательской деятельности выступают органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органы местного самоуправления. Ни одна из ветвей власти и ее органы не могут осуществлять государственное регулирование предпринимательской деятельности независимо друг от друга. Без принятия законов, являющихся стержневыми нормативными актами при регулировании практически всех аспектов предпринимательской деятельности, невозможна реализация государственной политики в сфере предпринимательства. Без деятельности исполнительных органов власти, перечень которых утверждается Указом Президента РФ, невозможно довести направления государственной политики до этапа практического воплощения; без деятельности судебных органов невозможно защитить права субъектов предпринимательства.

К субъектам государственного регулирования предпринимательской деятельности в РФ также относятся различные профессиональные, территориальные и иные общности (отраслевые научные и предпринимательские союзы, технополисы, венчурные фонды, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы и т. п.), другие участники предпринимательской деятельности, осуществляемые в РФ.

Важную роль при формировании и реализации государственной политики в сфере предпринимательства играют общественные объединения и иные некоммерческие организации, создаваемые на основе общих интересов в той или иной сфере предпринимательской деятельности, различные политические партии и движения, участвующие в разработке и принятии законодательных и других нормативно-правовых актов, а также управленческих решений, направленных на регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Большое влияние на государственную политику в сфере предпринимательства и ее реализацию оказывают региональные объединения.

Государственные органы и общественные организации (объединения) часто тесно взаимодействуют путем представительства работников государственных органов в общественных организациях.

В качестве самостоятельных субъектов, действующих в сфере предпринимательства и оказывающих значительное влияние на выработку государственной политики, ее реализацию, защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, выступают организации нового для нашего общества вида - лоббистские. Лоббирование рассматривается в нашем обществе большей частью как отрицательное явление, связанное с негативными факторами в сфере экономики и политики.
В действительности же лоббирование - это инструмент информирования власти, в том числе и при формировании государственной политики в сфере предпринимательства, об интересах отдельных групп предпринимателей в тех или иных областях предпринимательской деятельности с целью выработки государством отвечающих потребностям экономического развития решений и направлений деятельности. Устранение негативных моментов лоббирования интересов отдельных групп предпринимателей возможно путем принятия соответствующего нормативного акта в виде закона, устанавливающего преграды на пути недобросовестных действий отдельных лиц или групп лиц.

 

 
 

 


Рис. 5. Субъекты системы государственной регулирования предпринимательского сектора экономики РФ

 

Таким образом, субъектами системы государственного регулирования предпринимательского сектора являются многоуровневые взаимосвязанные и скоординированные государственные и муниципальные структуры (субъекты системы), рис. 5 [2].

Субъекты системы государственного регулирования предпринимательского сектора на макроуровне. Главными институтами, обеспечивающими политику государственного регулирования, являются: Правительство РФ; Министерство экономического развития и торговли РФ; Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника); Российской Фонд технологического развития и др.

Основными полномочиями федеральных органов, обеспечивающих политику государственного регулирования, являются: формирование и осуществление федеральной политики (принятие законов и других нормативных актов; разработка и реализация программ в области государственного регулирования предпринимательства; финансирование НИОКР по проблемам предпринимательства и др.); формирование показателей бюджета по расходам на развитие предпринимательства; развитие механизмов кредитования и гарантий; содействие развитию экспорта продукции, ВЭД; установление единой системы статотчетности; нормативно-правовое регулирование; организация инфраструктуры регулирования предпринимательства регионов и др.

Субъекты системы государственного регулирования предпринимательского сектора на мезоуровне. Основными структурами, обеспечивающими государственную политику, являются: департаменты потребительского рынка и предпринимательства, экономического развития, промышленности, науки региона, торгово-промышленная палата, основными полномочиями и функциями которых являются: формирование и реализация региональной политики; принятие региональных законов и нормативных актов; разработка и реализация программ государственного регулирования предпринимательства с учетом их социально-экономических и др. особенностей региона; формирование показателей регионального бюджета по расходам на развитие предпринимательства; создание региональной инфраструктуры; ведение реестра субъектов предпринимательского сектора и др.

Субъекты системы государственного регулирования предпринимательского сектора на уровне муниципальных образований. Основными субъектами, обеспечивающими государственную политику в сфере предпринимательства органов местного самоуправления, являются: советы по развитию предпринимательства органов местного самоуправления; коммерческие и некоммерческие объединения, партнерства, ассоциации и союзы; фонды; бизнес- инкубаторы, технопарки; консалтинговые, маркетинговые и учебно-деловые центры; лизинговые компании и др., полномочиями и функциями которых являются: принятие муниципальных правовых актов; разработка и реализация муниципальных программ в области предпринимательства; формирование показателей муниципального бюджета на развитие предпринимательства и др.

Можно выделить основные требования (императивы), которым должна отвечать система государственного регулирования предпринимательского сектора экономики государства [2]:

1. Скоординированность и эффективность действий органов власти и предпринимателей;

2. Перечень документов развития нормативно-правовой базы системы государственного регулирования предпринимательского сектора экономики государства;

3. Система мероприятий новых источников финансирования предпринимателей и эффективного их использования (лизинг, франчайзинг, факторинг, форфейтинг, венчурное кредитование и др);

4. Перечень мероприятий поддержки местного производителя и потребкооперации;

5. Локальные рынки товаров, услуг, жилья и др., с обеспечением их инфраструктурой;

6. Подготовка рыночно-ориентированных конкурентоспособных работников для предпринимательского сектора;

7. Система современного менеджмента и маркетинга с соответствующей инфраструктурой, обеспечивающей предпринимателям анализ конъюнктуры регионального рынка, систему сбыта товара и др.;

8. Система содействия межрегиональной и внешнеэкономической деятельности предпринимательства.

Разрабатывая стратегию реализации системы государственного регулирования предпринимательского сектора экономики, необходимо исходить из того, что федеральные органы власти координируют нормативно-правовую, финансово-кредитную поддержку, защищают права предпринимателей. Региональные органы власти координируют развитие материальной и научно-технической базы (лизинга, транспортной, маркетинговой инфраструктуры); развивают негосударственную поддержку предпринимателей; удовлетворяют потребности в услугах (информационных, юридических, маркетинговых и др.); осуществляют подготовку кадров для предпринимательства по рыночно-ориентированным программам и др. Логическая схема стратегии системы государственного регулирования предпринимательского сектора экономики государства представлена на рис. 6 [2].

 
 

 


Рис.6. Логическая схема стратегии системы государственного регулирования предпринимательского сектора экономики

Объекты государственной политики в сфере предпринимательства, формой реализации которой является государственное регулирование предпринимательской деятельности, чрезвычайно разнообразны.

В качестве объектов можно выделить следующие:

· предпринимательская деятельность;

· формы организации предпринимательской деятельности;

· субъекты предпринимательской деятельности;

· субъекты, обслуживающие предпринимательскую деятельность в РФ;

· предпринимательский климат и потенциал территории.

К объектам государственного регулирования предпринимательской деятельности также могут быть отнесены различные отрасли и подотрасли, регионы России, примером чему может быть Федеральный закон от 19 июня 1996 г. № 78-ФЗ " Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации".


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал