Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2.3 Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности
Структурно-функциональная модель механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности включает в себя: · цель, · задачи, · субъекты, · объекты, · методы и инструменты регулирования, · оценка эффективности функционирования объекта. Субъекты регулирования, оценив объект воздействия, формируют цель и задачи, выбирают методы, инструменты преобразования и реализуют их в объекте, получая новое состояние, организацию, модификацию или трансформацию исходного отношения, соотносимые с поставленной субъектами целью. Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности в РФ - это координирующая, корректирующая, контролирующая и направляющая развитие предпринимательской деятельности система целенаправленного воздействия государства на процесс, охватывающий все стадии осуществления предпринимательской деятельности. Для достижения поставленной цели государственного регулирования предпринимательской деятельности необходимо решить следующие дифференциальные задачи: · выработка государственной стратегии развития предпринимательства и ее ресурсного обеспечения; · обоснование ключевых направлений развития предпринимательства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу; · правовое обеспечение государственной поддержки предпринимательской деятельности; · создание и поддержка инфраструктуры предпринимательской деятельности на различных уровнях; · дифференцированная финансовая поддержка приоритетных направлений развития предпринимательства; · осуществление контроля и анализа предпринимательской деятельности. Следующим существенным элементом механизма являются субъекты государственного регулирования предпринимательства в РФ: · законодательные, судебные и исполнительные органы власти разного уровня, а также органы местного самоуправления; · различные общественные организации, политические партии и движения, участвующие в разработке и принятии законодательных и других нормативно-правовых актов, а также управленческих решений, направленных на регулирование предпринимательства в Российской Федерации; · различные профессиональные, территориальные и иные общности, другие участники предпринимательской деятельности, осуществляемой в РФ. Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности в РФ определяется их сложной структурой и включает в себя в качестве объектов следующие: · предпринимательскую деятельность; · формы организации предпринимательской деятельности; · субъекты предпринимательской деятельности; · субъекты, обслуживающие предпринимательской деятельности деятельность в РФ; · предпринимательский климат и потенциал территории. Механизмы и инструменты регулирования предпринимательских структур можно сгруппировать по следующим классификационным признакам: · характеру регулирования (прямое и косвенное воздействие); · инструментам воздействия (через предприятия госсектора, специально созданные органы и структуры, непосредственное вмешательство государства); · масштабам осуществления (отраслевые, региональные, макроэкономические, микроэкономические); · содержанию используемых методов (организационные, экономические, управленческие, социально-психологические); · характеру регулирования (прямого и косвенного воздействия); · срокам осуществления (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) и др. С целью обеспечения условий для развития предпринимательских структур в хозяйственной практике используются прямые и косвенные методы. Использование прямых методов регулирования осуществляется преимущественно в форме: · субсидий; · дотаций; · компенсаций; · выплат из фондов поддержки предпринимательства; · государственных заказов; · лицензирования; · сертификации; · установления квот и пошлин; · финансирования целевых программ и др. Косвенные механизмы регулирования (либерализация налогового и амортизационного законодательства; обеспечение государственными заказами и т.д.), в отличие от прямых методов, ориентированы на формирование благоприятной среды, основная цель которой — создание стимулов для устойчивого развития субъектов малых форм хозяйственной деятельности. Необходимо отметить, что соотношение прямых и косвенных методов регулирования зависит от экономической ситуации в стране, избранной в связи с этим стратегии в сфере развития субъектов малого предпринимательства. По содержанию можно выделить следующие основные методы регулирования предпринимательства [15]: · экономические, · управленческие, · организационные, · и социально-психологические. Экономические методы регулирования заключаются в создании благоприятных экономических условий для приоритетных направлений развития предпринимательства (снижение налогов, возможности получения льготных кредитов). Управленческие методы предполагают создание организационных структур для координации и регулирования процессов функционирования и развития предпринимательской деятельности и выработку ими управленческих решений, способствующих интенсивному развитию предпринимательства. Организационные методы регулирования сводятся к регламентации всех процедур, связанных с созданием, функционированием и развитием предпринимательских структур. Социально-психологические методы регулирования заключаются в выработке и реализации мероприятий, направленных на стимулирование мотивации предпринимательской деятельности и создание благоприятного психологического климата для предпринимательства. По объектам воздействия методы регулирования развития предпринимательства можно классифицировать: · на ресурсную базу предпринимательства с целью ее расширения; · на формирование и активизацию потенциального рынка товаров (услуг), произведенных предпринимателями; · на условия предпринимательской деятельности с целью нейтрализации влияния факторов, не благоприятных для развития предпринимательства; · на инфраструктуру предпринимательства с целью обеспечения ее комплексности и эффективности. Выделяют также методы, связанные с воздействием на определенные элементы системы предпринимательства (по широте охвата). Методы регулирования предпринимательства различают и по целевой направленности, связанной с достижением конкретных целей (экономических, социальных и прочих) или решением конкретных задач. Кроме того, методы регулирования классифицируют по скорости их воздействия на объект предпринимательства (по быстроте получения результата), эффект от которого проявляется либо сразу, либо постепенно, либо в будущем. Экономическими инструментами государственного регулирования предпринимательской деятельности в РФ являются: · налоги; · амортизация; · государственные кредиты; · государственные субсидии. Административными инструментами государственного регулирования предпринимательской деятельности в РФ являются следующие: · стандартизация, сертификация; · лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности; · ценообразование; · порядок регистрации; · процедура банкротства, ликвидации; · штрафы, другие санкции. Таким образом, можно выделить общие (норма права, правоотношение, применение юридических конструкций - договор, юридическое лицо, ответственность и др.) и специальные средства (инструменты) регулирования. К специальным средства (инструментам) регулирования относятся требования, которые устанавливают количественные измерители (ограничители) деятельности предпринимателя: - нормы, нормативы (например, минимальный размер уставного капитала хозяйственного общества, нормативы достаточности собственных средств у лицензиата - профессионального участника рынка ценных бумаг, нормативы предельно допустимых вредных веществ в воде, в сельскохозяйственной продукции, нормативы предельно допустимого уровня шума, вибрации магнитных полей и иных вредных воздействий на здоровье людей в производственных условиях и др.); - лимиты (например, лимиты выбросов загрязняющих веществ в природную среду); - размеры ставок: налогов, пошлин, размер учетной ставки Центрального банка РФ; - коэффициенты - повышающие и понижающие коэффициенты, применяемые при государственном регулировании цен (тарифов); - квоты - количественные ограничители, например на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; - резервы (например, минимальный размер резервов, создаваемых под риски кредитных организаций, устанавливаемый ЦБ РФ, минимальный размер резервного фонда акционерного общества); - предельно допустимые суммы - повышения цен; в расчетах наличными деньгами между юридическими лицами и прочие количественные ограничители и требования. С помощью матрицы, в которой по вертикали перечислены цели (целевая направленность) государственного регулирования, а по горизонтали - рычаги (инструменты) воздействия государства на предпринимательскую деятельности, можно представить модель государственного регулирования предпринимательства в РФ (табл. 1) [5]. Таблица 1. Модель государственного регулирования предпринимательства
Для регулирования предпринимательства необходимо знать его состояние, потребности государства и регионов и их ресурсные возможности, на основании которых можно выбрать рекомендации по предпочтительному развитию предпринимательской деятельности. Эффективное регулирование предпринимательства заключается в создании благоприятных условий для его развития в соответствии с целями и задачами страны или региона при минимальных затратах на его осуществление. Процесс регулирования предпринимательства представляет собой цепь действий, направленных на предпринимательскую среду с целью ее количественного и качественного изменения. Регулирование предпринимательской деятельности должно осуществляться в следующей последовательности: · анализ условий функционирования предпринимательства; · выявление параметров среды, не соответствующих мировым стандартам и местным условиям, затрудняющих деятельность предпринимателей; · анализ ресурсных возможностей развития предпринимательства; · разработка мероприятий по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности; · разработка программы развития предпринимательства (государства, региона, муниципального); · расчет затрат на реализацию программы и ее ожидаемой эффективности; · реализация разработанной программы и контроль за ее осуществлением. При согласованной выработке органами власти различного уровня направлений развития предпринимательской деятельности любое из них должно пониматься как система базовых положений, разработанных соответствующим ведомством и определяющих государственную политику РФ в сфере предпринимательства, поддерживаемую населением страны. При этом в любом из направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности необходимо определить объект (область) воздействия; предмет в виде основных целей и принципов; результат в виде концепции политики в соответствующем направлении. Также должны быть обеспечены согласованность и взаимное проникновение основных положений различных направлений, для которых обязательным является их общее подчиненно-согласованное целеуказание.
|