Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип действия каналов курса и глиссады РМС типа ILS
Курсовой и глиссадный каналы радиомаячных систем типа ILS имеют одинаковый принцип работы. Равносигнальный принцип формирования зон излучения используется обычно в глиссадных и курсовых радиомаяках I категории. В пространстве эти радиомаяки с помощью направленных антенн создают высокочастотное электромагнитное поле, одновременно промодулированное по амплитуде двумя различными частотами F1 = 90 Гц и F2 = 150 Гц (рис. 5.6). На задаваемом радиомаяком равносигнальном направлении (курс посадки или глиссада) коэффициенты модуляции для этих частот одинаковы, т. е. m1 = m2. При отклонении от этого направления коэффициенты модуляции оказываются неравными, причем чем больше отклонение, тем больше разница коэффициентов модуляции, а при отклонении в различные стороны соотношение коэффициентов модуляции изменяется на обратное. На ЛА о его положении относительно задаваемого направления можно судить по соотношению коэффициентов модуляции, т. е. путем сравнения амплитуд огибающих двух частот модуляции F1= 90 Гц и F2 =150 Гц в устройстве сравнения радиоприемника. КРМ и ГРМ посадочных систем III и II категорий должны обеспечивать высокую стабильность задаваемых направлений в пространстве и других выходных характеристик. Такие требования не могут обеспечить равносигнальные радиомаяки, используемые в системах ILS I категории. Поэтому в системах посадки высокой точности (III категории, а иногда и II категории) в качестве КРМ и ГРМ применяются так называемые радиомаяки с опорным нулем. Принцип работы радиомаяка с опорным нулем состоит в следующем. Данный радиомаяк использует две антенны A1 и А2 (рис. 5.7). Антенна A1 имеет однолепестковую диаграмму направленности f1(φ, θ.), направление максимума которой совпадает с задаваемым направлением курса посадки или глиссады. Антенна А2 обладает двухлепестковой диаграммой направленности f2(φ, θ), направление минимума которой совпадает с задаваемым направлением. Знак же диаграммы f2(φ, θ) изменяется на обратный при переходе через направление минимума. В пределах ДНА f1(φ, θ.) излучаются амплитудно-модулированные колебания с частотами модуляции F2 = 90Гц и F2=150 Гц, а в пределах ДНА f2(φ, θ.) — балансно-модулированные колебания с теми же частотами модуляции, фазы которых в обоих лепестках ДНА отличаются на 180°. Напряженность электрического поля, излучаемого антенной А1. E1=Em1 f1(φ, θ) (1+m1cosΩ 1 t+m2cosΩ 2 t)cosω Н t Антенна А2 излучает в пространство поле E2=Em2 f2(φ, θ) (cosΩ 1 t− cosΩ 2 t)cosω Н t Электромагнитные колебания, излучаемые антеннами А1 и А2, складываются в пространстве, в результате чего образуется суммарное поле. Результирующее поле при равенстве глубин модуляции m1=m2=m и при равенстве фаз токов, питающих антенны А1 и А2, в дальней зоне КРМ в зависимости от φ или ГРМ в зависимости от θ имеет вид: Eр=E1+E2 =Em1 f1(φ, θ) (1+M1cosΩ 1 t+M2cosΩ 2 t)cosω Н t где коэффициенты глубины пространственной модуляции: Здесь M1, M2— коэффициенты модуляции для частот соответственно Ω 1 =2π F1 и Ω 2 =2π F2; а=Em2/Em1 Рис. 5.6. Принцип формирования сигналов с использованием равносигнального КРМ и ГРМ, РМС типа ILS а— структурная схема КРМ с излучением АМ-колебаннн, диаграмма направленности антенны и характеристики сравниваемых сигналов; б — структурная схема бортового приемоиндикатора; в— диаграмма направленности антенн глиссадного радиомаяка
Структура суммарного поля радиомаяка показывает, что оно является высокочастотным колебанием, промодулированным по амплитуде одновременно колебаниями двух частот модуляции Ω 1 и Ω 2. При этом коэффициенты модуляции M1 и М2ВЧ- колебаний зависят от направления. РГМ определяется по формуле Линии курса (глиссады) соответствует угол φ =0(θ = 0), при котором РГМ = 0. Таким образом, радиомаяк с опорным нулем создает равносигнальное излучение колебаний боковых частот модуляции в направлении минимума диаграммы направленности f2(φ, θ.)которое служит для задания посадочного курса в КРМ или глиссады в ГРМ. Следует отметить, что поле ГРМ в вертикальной плоскости формируется с участием земной поверхности и больше, чем поле КРМ, подвержено дестабилизирующему влиянию параметров отражающей земной поверхности. На борту ЛА высокочастотный сигнал, принятый антенной, поступает на вход курсового (КРП) или глиссадного (ГРП.) приемника. Структура КРП и ГРП системы типа ILS (рис. 5.8, а также см. рис. 5.6; 5.7) одинакова и определяется характером излучаемых радиомаяками сигналов. Поскольку форма сигналов, излучаемых радиомаяками различных видов (равносигнальными или с опорным нулем) одинакова, для их приема используются одни и те же радиоприемники. КРП и ГРП представляют собой супергетеродинные радиоприемные устройства, в выходной части которых выделяется навигационная информация о положении ЛА относительно плоскости посадочного курса или глиссады. После усиления и детектирования суммарного радиосигнала маяка выделяется сумма двух низкочастотных напряжений с частотами 90 и 150 Гц.
Рисунок 5.7 – Диаграмма направленности антенн, спектральный состав сигналов курсового радиомаяка, низкочастотные сигналы и положение стрелки индикатора курса (а); структурная схема курсового радиоприемника РМС типа ILS и зависимость разности глубины модуляции от направленности (б)
Сигналы с частотами F1 = 90 Гц и F2=150Гц разделяются фильтрами Ф1 и Ф2, после чего преобразуются выпрямителями В1 и В2 в постоянные напряжения и1 и и2, которые пропорциональны глубинам пространственной модуляции соответственно М1и М2 сигналов с частотами F1, F2. Напряжения и1 и и2 с выходов выпрямителей поступают на схему сравнения. При полете ЛА по линии курса (линии глиссады) М1= М2 (т. е. РГМ=0), поэтому напряжения, поступающие на ИК и ИГ (индикаторы курса и глиссады) и в САУ, также равны нулю. При угловом отклонении ЛА от линии курса (линии глиссады) возрастает значение РГМ, а значение и знак выходного напряжения характеризуют значение и сторону отклонения ЛА от посадочной траектории. На ЛА гражданской авиации функции КРП и ГРП выполняет отечественное бортовое оборудование посадочных систем, работающее в режиме ILS. Наиболее совершенное оборудование такого типа — «Курс-МП-70». Рис. 5.8 Диаграммы направленности антенн, спектральный состав сигналов глиссадного радиомаяка низкочастотные сигналы и положение стрелки индикатора глиссады ( а ); структурная схема глиссадного радиоприемника РМС типа ILS и зависимость разности глубины модуляции от направления (б)
|