Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дальновидение как нелокальный квантовый эффект
Согласно идеалистической интерпретации, наблюдение квантовых нелокальных корреляций также очевидное проявление нелокальности сознания. Можем ли мы поэтому находить подтверждение квантовой нелокальности в субъективном опыте? Существуют ли такие свидетельства? Да. Такие свидетельства спорны, но интересны. Представьте себе, что перед вашим мысленным взором появляется изображение статуи, которую вы никогда не видели, причем так явственно, что вы можете ее нарисовать. Далее, представьте себе, что ваш друг действительно смотрит на статую в тот самый момент, когда ее изображение появляется у вас в голове. Это было бы телепатией, или дальновидением, и вполне могло бы быть примером коммуникации через посредство нелокального сознания. Скептический ученый, возможно, заподозрит, что вам заранее известно, что будет рассматривать ваш друг. Поэтому предположите, что два исследователя с помощью компьютера организовали эксперимент так, что ни вы, ни ваш друг (и, если на то пошло, ни сами исследователи) не знали бы заранее, какой объект будет рассматриваться, а знали бы только время, когда должна происходить телепатическая передача. Скептик все равно может возражать, что рисунок допускает разные интерпретации. Можете ли вы объективно решить, действительно ли ваш рисунок соответствует тому, что видел ваш друг? Поэтому исследователи используют беспристрастных судей — или, даже лучше, компьютер — для сравнения десятков ваших рисунков с десятками мест, которые видит ваш друг. Надеялись бы вы на то, что скептически настроенный ученый изменит свою точку зрения на телепатию? Такие эксперименты проводились во многих различных лабораториях, и положительные результаты были получены с испытуемыми как обладавшими, так и не обладавшими парапсихическими способностями. Корреляции по-прежнему сохранялись. Тогда почему же телепатия все еще не признана в качестве научно обоснованного открытия? Одна причина, с научной точки зрения, состоит в том, что данные по экстрасенсорному восприятию (ЭСВ) не являются строго воспроизводимыми — они воспроизводимы только статистически. В связи с этим, существует мнение, что если бы ЭСВ было возможно, мы могли бы каким-то образом передавать с его помощью значащие сообщения, что создавало бы хаос в упорядоченном мире причинности. Однако самой важной причиной скептицизма в отношении ЭСВ может быть то, что оно, по-видимому, не связано ни с какими локальными сигналами, воспринимаемыми нашими органами чувств, и потому запрещено материальным реализмом. Можно попытаться объяснить данные по дальновидению как переживания нелокальной корреляции, возникающие в нашем опыте потому, что наш ум имеет квантовую природу. (Если необходимо, ненадолго откажитесь от своего неверия.) С точки зрения квантовой нелокальности, которую продемонстрировал эксперимент Аспекта, проблема ЭСВ, по-видимому, состоит в выборе. Только два скоррелированных телепата, подобно двум фотонам в эксперименте Аспекта, нелокально разделяют информацию. В том эксперименте то, что фотоны скоррелированы, показывает выбор экспериментальной обстановки, источника фотонов и значения, приписываемого данным. Аналогичным образом, корреляция экстрасенсов в эксперименте по дальновидению должна быть связана с подготовкой эксперимента, обстановкой и значением, приписываемым данным. И беспричинность, и значение в дальновидении (и, возможно, в ЭСВ в целом) решительно свидетельствуют в пользу понимания этих феноменов как событий синхроничности, вызываемых нелокальным квантовым коллапсом. Вспомните, что причина, по которой нелокальный квантовый коллапс не противоречит принципу причинности, состоит в том, что он не допускает передачу сообщений. Так же это могло бы быть и с дальновидением. Возможно, нелокальная коммуникация между экстрасенсами не связана с передачей полезной информации. Корреляция между отдаленным видением одного экстрасенса и рисованием скоррелированного с ним другого экстрасенса носит статистический характер, и значение коммуникации становится очевидным только после сравнения рисунка с рассматривавшимся местом. Точно так же в эксперименте Аспекта значение коммуникации между скоррелированными фотонами становится явным только после сравнения двух наборов отдаленных друг от друга наблюдений. Недавний эксперимент мексиканского нейрофизиолога Джакобо Гринберга-Зильбербаума и его коллег прямо поддерживает идею нелокальности в человеческом уме-мозге — этот эксперимент представляет собой мозговой эквивалент эксперимента Аспекта с фотонами. Двух испытуемых просили общаться в течение тридцати или сорока минут, пока они не начинали чувствовать «общение напрямую». Затем они входили в отдельные клетки Фарадея (боксы из металлической сетки, блокирующие все электромагнитные сигналы). Теперь одному испытуемому без ведома его партнера предъявляли мигающий световой сигнал, который приводил к появлению у него в мозге «вызванного потенциала» (электрофизиологической реакции на сенсорный стимул, регистрируемой с помощью ЭЭГ). Но, как ни удивительно, пока партнеры по эксперименту поддерживали свое «общение напрямую», в мозге второго испытуемого также проявлялась электрофизиологическая активность, названная «потенциалом переноса», весьма сходная по своей форме и силе с вызванным потенциалом в мозге первого испытуемого, подвергавшемся стимуляции. (По контрасту с этим у испытуемых из группы контроля не было никакого потенциала переноса.) Простое объяснение этих результатов — квантовая нелокальность: в силу свой квантовой природы два ума-мозга действуют как нелокально скоррелированная система, в которой корреляция устанавливается и поддерживается через посредство нелокального сознания. Важно отметить, что ни у кого из испытуемых, участвовавших в эксперименте, не было какого-либо сознательного опыта, связанного с появлением потенциала переноса. Таким образом, не происходило никакой передачи информации на субъективном уровне, и принцип причинности никак не нарушался. Нелокальный коллапс и последующее сходство вызванных потенциалов и потенциалов переноса следует рассматривать как событие синхроничности; значимость корреляции становится ясной только после сравнения потенциалов, Это похоже на ситуацию в эксперименте Аспекта. Можно ли также найти свидетельства нелокальности во времени? Есть ли какая-то доля истины в так называемых случаях предвидения, которые порой становятся известными общественности? Например, утверждают, что кто-то предвидел убийство Роберта Кеннеди. Эксперимент с предвидением трудно планировать заранее. Поэтому я не вижу особого смысла спорить о том, действительно ли у определенного экстрасенса было подлинное предвидение или нет. Однако существует умный анализ парадокса кошки Шрёдингера, который, по крайней мере с наивной точки зрения, влечет за собой идею нелокальности во времени. Согласно тому, что мы ранее говорили о необходимости сознания для коллапса дихотомии живой/мертвой кошки, до тех пор пока мы не наблюдаем кошку, она находится в неопределенном промежуточном состоянии. Предположим, что мы посыплем пол вокруг клетки сажей и устроим так, чтобы автоматическое устройство открыло ящик по истечении часа. Предположим, что мы приходим еще через час и обнаруживаем, что кошка жива. Вопрос: будут ли на саже видны следы кошки? Если да, то как кошка оставила эти следы? Ведь час назад кошка все еще находилась в неопределенном состоянии[44]. Идея нелокальности во времени дает самый легкий способ объяснения парадокса — так, как это предлагает эксперимент отложенного выбора.
Переживания выхода из тела (внетелесный опыт)
Существуют ли какие-то другие парапсихологические феномены помимо дальновидения, которые можно объяснять с помощью квантовой/идеалистической модели сознания? Хотя пока еще рано определенно говорить, что это так, есть указания, которые предполагают, что нам лучше оставаться непредвзятыми в этом вопросе. Многие люди заявляют, что они действительно переживали выход из своего тела. Во время таких вылазок они могут навещать друзей, наблюдать хирургическую операцию, проводимую на их собственном теле, или даже путешествовать в отдаленные места. Этот феномен называется «внетелесным опытом» (ВТО). Сходство ВТО с переселением «я» ума за пределы тела бесспорно, но как такое может быть? Это очень похоже на дуализм ума-тела. Реальность внетелесного опыта как подлинного феномена сознания все меньше подвергается сомнению. Возьмем, например, книгу Майкла Сэйбома (Michael Sabom) «Воспоминания смерти», где сообщается о значимых и систематических исследованиях ВТО в связи с переживаниями близости смерти. Как кардиолог, имеющий доступ к медицинским картам, Сэйбом располагал уникальной возможностью проверять многие технические подробности в отчетах пациентов о реанимационных мероприятиях, проводившихся с их практически мертвыми телами. Его пациенты очень точно описывали процедуры, которые явно были вне поля зрения их физических тел. Поскольку эти пациенты имели длительный опыт неоднократных госпитализаций и были хорошо знакомы с медицинскими процедурами, было бы не слишком удивительно, если бы они делали успешные догадки на основании этих знаний. Чтобы исключить такую возможность, Сэйбом использовал контрольную группу пациентов с такими же медицинскими историями, включая околосмертные состояния не переживавших ВТО. Когда этих пациентов спрашивали, что, по их мнению, происходило в реанимационной палате за то время, пока они находились на пороге смерти, они давали очень неточные ответы, которые, даже в общем, очень мало соответствовали фактам. Первоначально будучи скептиком, Сэйбом чрезвычайно тщательно проводил свои исследования и оценивал их результаты в соответствии со строгими стандартами методологии современной экспериментальной психологии. Может ли ум действительно покидать тело? В таких парапсихологических феноменах, как ВТО, дело, определенно, выглядит именно так. Этот правомерный вопрос нельзя бесцеремонно отбрасывать, ссылаясь на галлюцинации, как иногда пытаются делать привязанные к локальности материалистические ученые. Сэйбом, который весьма тщательно исследовал вопрос о том, имеет ли ВТО галлюцинаторную природу, заявлял следующее: «В отличие от ОСО [околосмертного опыта], аутоскопические галлюцинации [видение самого себя] включают в себя: 1) восприятие физическим телом (" оригиналом") своего проецируемого образа (" двойника"); 2) непосредственное взаимодействие между " оригиналом" и " двойником"; 3) воспринимаются как нереальные; и 4) как правило, вызывают отрицательные эмоции[45]. По этим причинам аутоскопические галлюцинации, по-видимому, не могут служить правдоподобным объяснением ОСО». Честно говоря, когда я впервые узнал о ВТО в начале 1980-х гг., то был весьма впечатлен этим и другими исследованиями и начал искать какой-то альтернативный способ понимания этого феномена, который позволил бы мне объяснять его с научной точки зрения — не ссылаясь ни на галлюцинации, ни на переселение ума. Так или иначе, разговор о том, что бесплотные умы, или астральные тела, как их называют в определенных кругах, наблюдают, как их физические тела подвергаются хирургическим операциям, представлялся мне неубедительным и упрощенческим объяснением того, что я мог принимать только как субъективное восприятие оптической иллюзии. Чтобы пояснить это различие, возьмем пример общеизвестной оптической иллюзии. Меня всегда восхищала иллюзия луны: тот факт, что луна на горизонте выглядит в природе значительно больше, чем на фотографии. Подробные эксперименты, проводившиеся учеными, равно как и моя собственная нестрогая возня с этим феноменом, убедили меня в том, что он связан с иллюзией размера. Когда луна стоит над горизонтом, мозг ошибочно воспринимает ее как находящуюся на большем расстоянии, чем когда она в зените, и вносит поправки, заставляя изображение выглядеть больше. Меня продолжала преследовать мысль, что ВТО должен быть какой-то разновидностью иллюзии, но чего? Тем временем я также изучал литературу по дальновидению. Внезапно мне пришло в голову, что ВТО должен быть иллюзорным построением дальновидения, которое представляет собой нелокальное видение вне физического поля зрения человека. С объективной точки зрения, пациенты Сэйбома, находившиеся на пороге смерти, делали именно это. Но почему иллюзия нахождения вне тела? Когда очень маленькие дети видят или слышат что-либо, находящееся вне их поля чувственного восприятия, они испытывают затруднение, обратное тому, с которым сталкивается взрослый дальновидящий. Это детское затруднение — затруднение в экстериоризации вселенной — возникает от того, что все наше осознание внешнего мира, в действительности, происходит у нас в голове, поскольку зрительные и слуховые образы формируются в нашем мозгу. Постепенно, используя в первую очередь свои чувства осязания и вкуса, дети учатся экстериоризировать мир. У них развивается избирательное восприятие, позволяющее им распознавать отдаленные видимые или слышимые объекты. У взрослого человека незнакомый опыт дальновидения объекта вне зрительного поля должен вызывать значительно больший когнитивный хаос, чем детский опыт. Созданная обусловливанием и прочно укоренившаяся система восприятия взрослого человека говорит, что объект находится где-то в другом месте; поэтому для того, чтобы его «видеть», нужно быть «там». Как в случае иллюзии луны, мозг ошибочно интерпретирует нелокальное дальновидение как опыт выхода из тела. Так что если человек наблюдает, как его оперируют под общим наркозом, что в норме невозможно, его душа, или астральное тело, должна находиться вблизи потолка или в другом конце комнаты — поскольку именно оттуда, как ему кажется, он воспринимает происходящее. Как только я понял, что ВТО может быть феноменом дальновидения, завеса спала. Наконец у меня было объяснение ВТО, которое могло удовлетворить скептицизм ученого. Ключом к разрешению парадокса является нелокальность нашего сознания. Кстати, если вы испытываете скептицизм в отношении нелокальности дальновидения и считаете, что оно может опосредоваться какими-то еще не обнаруженными локальными сигналами, то вам следует знать, что исследователи, в особенности в России, много лет занимались поиском таких сигналов и ничего не нашли. В некоторых из их экспериментов экстрасенсы должны были демонстрировать свои способности к ЭСВ, сидя в клетке Фарадея, но эти экранирующие клетки, судя по всему, не оказывают никакого заметного воздействия на ЭСВ. Кроме того, локальные сигналы распространяются от своего источника в окружающем пространстве, так что их интенсивность должна уменьшаться по мере удаления от источника. По контрасту с этим, при нелокальной коммуникации не наблюдается такого ослабления. Поскольку имеющиеся данные свидетельствуют об отсутствии ослабления дальновидения с расстоянием, дальновидение должно быть нелокальным. Поэтому логично заключать, что парапсихические феномены, наподобие дальновидения и внетелесного опыта, представляют собой примеры нелокального действия сознания. Любые попытки отбрасывать непонятое явление, просто объясняя его как галлюцинацию, становятся неактуальными, если можно применить непротиворечивую научную теорию. Квантовая механика поддерживает подобную теорию, предоставляя решающие доводы в пользу нелокальности сознания; она бросает эмпирический вызов догме локальности как универсального ограничивающего принципа. Пожалуй, еще более удивительно то, что идея нелокальности сознания разрешает не только парадоксы экстрасенсорного восприятия, но, как мы увидим в следующей главе, также парадоксы обычного восприятия. По всей вероятности, по мере того, как будет становиться ясным, что теорема Белла и эксперимент Аспекта действительно возвестили кончину материального реализма, сопротивление ученых признанию действительности экспериментов по дальновидению и других парапсихических феноменов пойдет на убыль. На недавней конференции Физического Общества кто-то услышал, как один физик сказал другому: «Только того, у кого каменные мозги, может не волновать теорема Белла». Что еще более воодушевляет, опрос физиков, участвовавших в конференции, показал, что теорема Белла волнует 39% из них. Учитывая такой высокий процент, вполне можно ожидать, что идеалистическая парадигма физики получит беспристрастную оценку.
|