Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уровень подготовки.
Почему я люблю " шестерки"? Поход шестой категории сложности - это маршруты высшей категории в туризме. Я знаю, почему мне нравится ходить именно в " шестерки" - в " шестерках" отсутствуют какие-либо ограничения. Если в более простых походах или в первом походе шестой категории существуют ограничения по сложности (максимум 3Б), то дальше - полная свобода выбора. Соответственно, вы можете идти любое препятствие, соответствующее уровню вашей подготовки. Собственно, уровень подготовки делится на две составляющие - физическую и техническую. А сверху на все это накладывается еще и фактический опыт. И пробелы в любой части подготовки могут привести к неприятностям. А иногда и к ЧП. Физподготовка определяет ваши кондиции для прохождения продолжительных и протяженных маршрутов. Желательно, чтобы команда обеспечивала себе примерно равный уровень подготовки, что обеспечивается, в основном, совместными тренировками. Это, в какой-то мере, подравняет возможности каждого участника на маршруте и позволит исключить лишний фактор для конфликтов. Количество и объем таких тренировок целиком зависит от руководителя. Можно их совсем не проводить? Можно. При этом поднимая субъективную сложность планируемого маршрута. То же касается и технической подготовки. Чем меньше ваша квалификация на технически сложных участках, тем более сложными (и крутыми) они кажутся, и тем больше времени тратится на их прохождение. Итак, можно сказать, что для поддержания хорошей спортивной формы необходимо проводить две тренировки по ОФП в неделю. Объемом 2-4 часа. Что там делать, и в каком объеме? Традиционная тренировка, например, студенческих лет в т/к " Романтик": легкий кросс 15-20 мин., разминка с растяжкой 20-30 мин., кросс 6-10 км, заключительная силовая часть (отжимание, подтягивание, пресс, пистолетик и пр.). К этим тренировкам можно добавить еще и более продолжительные тренировки по выходным - например, лыжные забеги зимой, или комбинацию технической и ОФП-ной тренировки. Или участие в каком-нибудь забеге 100 км за 24 часа. Вариантов по содержанию тренировок очень много, и все эти варианты позволяют, по крайней мере, поддерживать свою физическую форму на одном уровне, или повышать, увеличивая объем тренировок. Но физическая подготовка лишь облегчает процесс акклиматизации в горах и переноску тяжестей на расстояние, т. е. рюкзаков. Но никак не решает проблемы прохождения технически сложных участков. Итак, имея хороший или высокий уровень физической подготовки, вы в состоянии проходить любые маршруты, не требующие специальной технической подготовки. Причем это касается маршрутов любой сложности, вплоть до шестой (так же, как и в альпинизме, где можно найти маршруты 6А, не требующие особой технической работы). Вам необходим в этом случае лишь минимальный набор технических навыков, которые вам даст любой инструктор или подготовленный руководитель, и постепенный рост уровня сложности маршрутов, что и в туризме, и в альпинизме обеспечивается правилами. И в альпинизме, и в туризме все препятствия обозначаются краткой характеристикой - ледовые, снежные, скальные и смесь этих, которую называют комбинированной. В альпинизме имеется еще деление по классам (маршрутов, и, соответственно, чемпионатов) - скальный, технический, высотно-технический, высотный. Когда-то был еще класс траверсов, который на сегодня отсутствует, так как траверсы в альпинизме практически не ходят - они плавно перекочевали в туризм. В туризме деления на классы нет, но разницу эту все понимают, особенно она очевидна как раз на судействе чемпионатов, когда в руки попадают два отчета одной категории, но очень разные по сути. Собственно, разнообразие технических препятствий на разных перевалах требует такого же разнообразия технической подготовки. И как раз в зависимости от уровня технической подготовки команды и ее лидеров очень сильно зависит уровень сложности и характер планируемых на маршрут препятствий. Один из устоявшихся механизмов повышения технического мастерства в туризме - это соревнования по технике горного туризма. Не буду говорить здесь о перекосах в правилах проведения таких соревнований, которые несколько разделяют горную технику и технику, применяемую на соревнованиях. Могу лишь утверждать, что в любом случае уровень технической подготовки за счет таких соревнований будет расти, и гораздо существеннее, чем при других способах подготовки. Другие способы - это школы туристской подготовки, или работа руководителя со своей группой. Здесь также многое зависит от " человеческого фактора" - уровня подготовки инструкторов и руководителя, традиций клуба или секции и т. п. Повышать собственное мастерство можно и в смежных видах - это скалолазание, ледолазание, экстремальные игры. Но не следует при этом забывать, что здесь вы повышаете лишь уровень индивидуальной техники, а, следовательно, одной лишь такой подготовки недостаточно. Занимаясь повышением собственной квалификации и квалификации команды, возникает соблазн повышать и техническую сложность тех ЛП, которые вы планируете проходить в горах. Именно с этого момента в команде возникает желание проходить препятствия, попадающие у нас под определение 3Б*. Один из последних примеров такого выбора - пешеходный поход 4-й категории сложности в Саянах, к окончанию которого группа совершает восхождение на п. Купол по маршруту 6А (скальный). Итак, в зависимости от квалификации вашей команды вы подбираете набор препятствий для вашего похода, собственно вплоть до 3Б уже по категории трудности примерно представляя, что вас ожидает.
|