Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Национальное агентство по туризму
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ
«БЕЛАРУСЬ – КРАЙ РОДНОЙ»
Настоящая документация не может быть полностью или частично воспроизведена, тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения УП «Национальное агентство по туризму»
|
Минск
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
«Согласовано»
Заместитель Министра спорта и туризма
Республики Беларусь
Ч.К.Шульга
«_____»_________________________2006 г.
| «Утверждаю»
Директор УП «Национальное агентство по туризму»
Ю.А.Ходько
«_____»______________________2006 г.
|
«Беларусь – край родной»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Вид экскурсии: загородная, автобусная, обзорная
Протяженность маршрута: 500 км.
Продолжительность экскурсии: 3 час. астрономич. непосредственного ведения экскурсии (или 4 час. экскурсион.)
плюс 8 час. сопровождения
Автор-составитель: Л.И. Супиталева
Минск
Цель экскурсии:
- способствовать воспитанию чувства любви к Родине, своему народу, его культуре;
- содействовать объективному представлению о нашей истории;
- воспитывать бережное отношение к природе, памятникам исторического прошлого народа.
Задачи экскурсии:
- познакомить с историей и культурой республики через историю расположенных по маршруту населенных пунктов и памятников;
- вызвать желание побывать на других экскурсиях.
Общие методические указания к теме экскурсии:
- при составлении индивидуального текста экскурсовод должен основные положения данной экскурсии по данной теме излагать и трактовать в соответствии с содержанием контрольного текста;
- экскурсовод должен иметь определенный запас знаний об истории, природе и культуре Республики Беларусь, истории проезжаемых населенных пунктов и памятников;
- объем общего материала зависит от подготовленности аудитории туристов, но он должен быть только фоном для освещения конкретного материала на экскурсионном объекте, расположенном по маршруту следования;
- следует использовать приемы показа и рассказа для более доходчивого и эмоционального преподнесения информации;
- целесообразно иметь при себе «портфель» экскурсовода;
- не следует злоупотреблять слишком большим количеством дат, цифр, имен, выбирать наиболее яркие события и сведения;
- четко, с помощью конкретных указаний ориентировать группу на местонахождение объекта по ходу движения автобуса;
- необходимо выработать навык владения приемами репортажа и комментирования при показе объектов по ходу движения автобуса.
Общие организационные указания:
- определить продолжительность свободного времени во время пребывания в г. Минске и время сбора группы;
- определить место стоянок автобуса для посещения туалетов по ходу движения автобуса;
- предупредить, особенно детей, о правилах поведения в автобусе, во время посадки в автобус и выходе из него, во время санитарных остановок, о соблюдении правил техники безопасности.
Вступление к экскурсии:
Организационные:
- после знакомства с группой назвать свою фамилию, имя, отчество и представить водителей;
- сообщить тему экскурсии, ее маршрут и продолжительность, место и время окончания;
- напомнить о правилах поведения в автобусе на маршруте, а также о соблюдении правил техники безопасности.
Информационные:
- дать краткое сообщение о теме экскурсии, упомянуть два-три наиболее ярких объекта, не давая подробной характеристики;
- вступление должно быть кратким, продолжительностью 2-3 минуты до начала движения автобуса.
Маршрут экскурсии:
Место встречи с группой – д. Княжицы – д. Нежково – г.п. Белыничи – д. Мощаница – г. Березино – д. Натальевск – г. Червень – п. Смиловичи – г. Минск.
Маршрут экскурсии
| Места остановок
| Объекты показа
| Время
(мин)
| Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов
| Организационные указания
| Методические указания
|
|
|
|
|
|
|
| Место встречи с группой
Пр-т Мира – Минское шоссе
| Без остановок, проездом
| Древнее городище «Змеевка», памятник Т-34, р. Лохва
|
| Связь времен. Заселение территории Приднестровья племенами балтов и славян. Древнее городище славян «Змеевка». Организация быта у славян. Их нравы и обычаи, верования. Происхождение названия «Белая Русь» (предположения, свидетельства о нахождении на территории племен балтов в топонимике).
| Проехать по городу таким образом, чтобы туристы увидели древнее городище «Змеевка» на пр. Мира
| Вступление должно быть ярким и образным, чтобы вызвать интерес к теме экскурсии. Дать справки о памятнике Т-34 и памятнике погибшим советским воинам и односельчанам д. Казимировка, о дороге Могилев – Минск.
| Д. Княжицы – д. Нежково
| Проездом.
| Дорожный указатель д. Княжицы – костел доминиканцев
|
| Создание первых княжеств на территории Беларуси. Материальная и духовная культура древних белорусов, белорусские земли в период вхождения в древнее Киевское государство. Создание Полоцкого княжества. Распространение христианства. Борьба католичества и православия за сферы влияния. Доминиканский костел в д. Княжицы. Роль религии в жизни белорусов, влияние ее на культуру и быт.
| Обратить внимание на оформление границы города, а также на расположение д. Княжицы. приостановить движение автобуса для показа доминиканского костела.
| Рассказ о княжествах начать с показа указателя д. Княжицы. Использовать историю населенного пункта Княжицы для рассказа о периоде вхождения Беларуси в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.
| Д. Нежково
| Проездом.
| Дорожные указатели р. Вабич, г.п. Круглое
|
| Создание Великого княжества Литовского. Связь его с Россией и Польшей. Принятие Люблинской и Брестской уний. Сближение с Польшей. Образование государства Речь Посполитая. Влияние этого события на экономику и культуру Восточной Беларуси.
| Обратить внимание на дорожные указатели р. Вабич, г.п. Круглое.
| Дать экскурсионную справку о д. Головчино, о памятном знаке у д. Трилесино, о г.п. Круглое, недалеко от которого находилось имение Екатерины Дашковой - президента Российской и Петербургской Академий наук.
| Г.п. Белыничи
Д. Большая Мощаница,
д. Заболотье
| Проездом.
| Дорожный указатель, панорама поселка, фотография иконы Белыничской Божьей матери.
Р. Друть, лесной массив вокруг дороги – осново-образующие деревья ель, сосна, береза.
Р. Осливка, пойменные луга. Дорожный указатель д. Заболотье, указатель Минская область
|
| История городского поселка Белыничи. Роль Белыничского монастыря в развитии культуры и просвещения. Икона Белыничской Божьей матери – шедевр могилевской школы иконописи.
Река Друть – место древнейших поселений славян. Друцкое княжество. Природа Беларуси. Реки республики. Пойменные луга. Леса республики, их состав. Болота, легенды о нем. основные растения болот, отношение человека к болотам. Значение их в природной среде.
| Во время показа объектов замедлить ход движения автобуса.
| Рекомендуется использовать приемы локализации, зрительной реконструкции и описания. постоянно увязывать общий материал с локальным. Рассказ о природе Беларуси можно распределить по маршруту при наличии времени и наиболее ярких объектов показа. Справка о подвиге артиллеристов батареи Б.Л. Хигрина в 1941 г.
Рассказ о болотах можно начинать от указателя д. Заболотье. Справка об административном делении Беларуси
| Г. Березино
| Проездом.
| Р. Березина, дорожный указатель г. Березино, панорама города, церковь Св. Николая
|
| Река Березина, ее роль в исторических событиях.Город Березино, его история и экономика. Березинский биосферный заповедник. Охрана природы. Роль природы в жизни белорусов. Праздники, связанные с временами года. Православные праздники. Свадебные обряды, родины, крестины.
| Замедлить ход автобуса при показе панорамы г. Березино. сделать санитарную остановку, не доезжая г. Березино или после него.
| Рассказывая об обрядах и обычаях белорусов использовать знания имеющихся уже у туристов и дополнить их. Задавать как можно больше вопросов, можно даже провести викторину, в зависимости от подготовленности аудитории.
| Д. Поплавы, д. Натальевск,
г. Червень
| Проездом.
| Дорожные указатели д. Поплавы, д. Натальевск, г. Червень, фотографии С. Манюшко.
|
| Червеньский район. Центр района – г. Червень. История города. Выдающиеся земляки района – С. Монюшко и живописцы братья Горавские и Валентий Ванькович, изобретатель подводной лодки К. Чарновский. развитие белорусской национальной культуры, просвещения и образования. Быт белорусов – пища, трапеза, семья.
| Учитывая, что здесь большой объем рассказа без видимых экскурсионных объектов, поэтому рекомендуется использовать вопросы и заранее их приготовить.
| Справки о д. Поплавы и д. Натальевск. Во время рассказа рекомендуется использовать приемы локализации и справок. Рассказ о быте белорусов построить на вопрос-ответной основе, дополняя туристов. Для расширения зрительного ряда использовать «портфель» экскурсовода.
| Минское шоссе, пос. Смиловичи
| Проездом.
| Дорожный указатель, панорама поселка, поля колхозов и совхозов, агрогородки
|
| Развитие образования, книгопечатания. Современная Республика Беларусь. Развитие агропромышленного комплекса. Условия жизни крестьян.
|
| Во время рассказа рекомендуется использовать прием локализации. Справка о мемориальном памятнике «Тростенец».
| Г. Минск
| Проездом.
| Дорожный указатель.
|
| Развитие экономики в республике. Минск – город машиностроения.
|
| Материал о Минске дать справкой, учитывая экскурсию по городу.
|
|
|
|
| Заключение.
|
|
|
|