Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автор-составитель: Л.И. Супиталева







МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

 

Автор-составитель: Л.И. СУПИТАЛЁВА

«БЕЛАРУСЬ – КРАЙ РОДНОЙ»

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

 

Рецензент:

председатель Могилевского отделения

общества охраны памятников истории и культуры

Н.С. БОРИСЕНКО

 

Минск

Сегодня мы совершим путешествие в г. Минск – столицу нашей республики. Расстояние до Минска – 200 км, продолжительность путешествия – 14 часов. Дорога эта является старинным трактом и называлась она Виленской, в далекие времена пролегала она не по проспекту Мира, а от Театральной площади по улице Лазаренко, бывшей Виленской. Начинается наше путешествие из г. Могилева. Могилев – один из древнейших городов Беларуси и впервые в исторических документах упоминается в 1267 году. Но первые поселения людей на нашей земле археологи обнаружили гораздо раньше.

 

ГОРОДИЩЕ ЗМЕЕВКА

Здесь, на месте этого холма, который окружен лестницей, спускающейся к р. Дубровенка, располагалось поселение наших предков – славян. Древние люди селились вблизи озер и рек. Тут была рыба и вода для питья (колодцев тогда еще не копали, т.к. не было лопат), рядом рос лес. На лодке было удобно плавать в соседние поселения, которые также стояли в воде. На территории современного города поселения существовали еще в раннем железном веке. Одно из них вы и видите слева. Это городище Змеевка.

Все известные поселения VI – VIII вв. разделяются на два типа – на открытые селища и укрепленные городища располагались на берегах рек или озер, на многообразных возвышенностях с пологими склонами первой надпойменной террасы.

Как правило, жилища размещались рядами вдоль склона холма на небольшом расстоянии друг от друга. Внутри жилища находился очаг или печки-каменки. Обычно они располагались в углу. Все жилища имели столбовую или срубную конструкцию. Селища обычно занимали площадь 1, 5 – 2 га, городища меньше – 0, 5 га. Городище Змеевка было уничтожено практически полностью. Вот тот холм, который вы видели, это его жалкие остатки.

Во 2-й половине I тысячелетия основным типом поселений были открытые селища, а сопутствующие им городища были убежищами для жителей. На них возводились довольно мощные укрепления, насыпались высокие, часто охватывающие кольцом все поселение, земляные валы по краю площадки городищ и на склонах в два – три и более рядов, а между валами выкапывались глубокие рвы. На гребнях валов сооружались мощные деревянные стены. Высота вала колебалась от 2 до 3 метров. Со стороны реки обычно городище не имело искусственных укреплений, зато остальная часть поселка была окружена высоким подковообразным валом, за которым располагался ров.

В древнерусских письменных источниках употребляется несколько наименований сельских поселений: село, весь, погост. Некоторые исследователи считают, что названия «дым», «волость», «печище», «починок», «околица» тоже использовались для обозначения сельских поселений. Иногда их называли «веси» противопоставляя городу, вернее «граду». От древнего слова «весь» происходит и название «веска» – села.

Ученые имеют некоторые сведения о том, что древний человек впервые стал проникать на территорию теперешней Беларуси около 100 тысячелетий тому назад в так называемую мустьерскую эпоху среднего палеолита. Крупнейшим достижением мустьерского времени было открытие различных способов добывания огня. Это событие также совпало с великим оледенением нашей планеты.

Оледенение началось 100 тысяч лет назад. В максимальную стадию своего существования ледник занимал всю площадь Беларуси и даже продвинулся по долине Днепра на юг до сегодняшнего Днепропетровска. Это так называемое русское оледенение. Оно на десятки лет исключало возможность обитания человека на территории Беларуси.

Валдайский ледник тоже захватил северные районы Беларуси. Его северная граница проходила близ современного Смоленска и в верховьях Немана.

Во время таяния ледника бурные потоки воды размывали поверхностный слой, оставляя мощные наносы. Стоянки смывались, погребались под толщей ледниковых отложений.

Ученые предполагают, что в период последнего валдайского оледенения, который трижды наступал и отступал, население этой территории Беларуси едва ли достигало несколько сотен человек. И, видимо, заселена была только южная часть. В этом нет ничего удивительного, т.к. природные условия для жизни людей были крайне неблагоприятные.

Северные области занимал ледник. К югу от него широкой полосой простирались заболоченные низины и тундра, а за ними холодные степи. 12 – 10 тысяч лет тому назад люди жили, в основном, в естественных пещерах, и животный мир постепенно приобрел близкий к современному облик. Наступила эпоха мезолита, длившаяся до V – IV тысячелетий до н. э.

Традиции охоты на крупных холоднолюбивых животных, уходивших по мере таяния и отступления ледника на север, побуждали к передвижению и человека в северном направлении. Люди стали охотиться небольшими группами или даже в одиночку. Большие общины стали делиться на более мелкие. Оформляются межродовые связи и этнографические признаки у родственных общин. Близкие роды объединяются в племена. Первыми расселились на территории Беларуси племена балтов. Здесь сформировалась культура штрихованной керамики. Наиболее заметная черта этой культуры – обычай покрывать штриховкой стены сосудов. О том, что здесь на наших землях жили балтийские племена свидетельствуют такие сохранившиеся названия как Лотва, Литва, речка Лохва, которую мы сейчас будем переезжать.

На протяжении первой половины I тысячелетия н. э. в жизни балтов происходили очень важные перемены. В связи с разложением первобытно-общинного строя начался массовый переход населения с укрепленных городищ в открытые селища. Широко развивается подсечное земледелие и животноводство. Высокого уровня развития достигли ремесла. В середине I тысячелетия н.э. на основе местных культур (штриховой керамики) начала складываться единая балтийская культура.

Середина и вторая половина I тысячелетия до н. э. отмечены событиями чрезвычайной важности в исторических судьбах народов Европы. Уходила в прошлое рабовладельческая формация, начинался период феодализма. На рубеже этих двух исторических эпох произошло второе переселение народов. Прелюдией послужило передвижение германских племен во II – III вв. до н. э. к северо-восточным границам Рима.

В IV веке в движение влилась новая струя с востока, связанная с опустошительным нашествием гуннов. В V – начале VI вв. в северных районах Балканского полуострова появились огромные массы славян. Движение славян из Северной и Средней Европы было направлено не только к югу, в сторону богатых римских земель, но и к востоку. Именно с этим периодом (VI – VII вв.) связано появление и широкое распространение славян на территории нашей республики.

Древнейшая история славян, их происхождение, их прародина не могут считаться вымышленными исторической наукой. По этим вопросам было высказано немало гипотез. Одна из них утверждала, что они пришли из Азии (Ю. Ирана), другая, что родина славян – район р. Дунай, третья, что они пришли из Прибалтики. Прародину славян искали и на Висле, где под именами венедов, как называли их римские историки Плиний старший и Тацит, жили славяне. У нас есть название села Вендраж. Предположительно там жили венеды.

За последние десятилетия в изучении славянства проделана большая работа. Проведены новые археологические исследования, позволяющие пока условно наметить территории, где могли сформироваться славянские племена. Полученные данные сопоставляются и с выводами лингвистов и с письменными источниками. Все имеющиеся у нас источники, вся последующая история славянства не оставляют сомнения в том, что исходная территория, где славяне выделялись из балто-славянской общности, была очень значительной. По-видимому, эта территория охватывала центральную Европу, бассейн Одера и Вислы, междуречье Днепра и Буга и Южную Белоруссию. На этой территории археологи открыли ряд культур, принадлежавших отдельным славянским племенам. Одной из самых ранних культур славян была лужицкая культура. Она занимала территорию средней Европы. Южная Белоруссия по правобережью Днепра до устья Припяти была заселена племенами миргородской культуры.

Славянское заселение Беларуси, как и других восточно-европейских земель не было однократным событием: оно растянулось на длительный период, может быть, даже на несколько столетий.

Долгое время считалось, что славяне шли с юга. Но сейчас ученые доказали, что основная масса славян шла с юга (от Припяти и притоков) и запада (с западного Буга) сначала до Немана, оттуда до Западной Двины и на юг до Десны.

На Беларусь пришли племена: дреговичей, дулебов, волынян, древлян, славян, кривичей, родимичей.

Мы едем с вами по территории, которая была заселена дреговичами. Они сыграли решающую роль в образовании белорусского народа. Не исключено, что дреговичи были потомками зарубинецких племен, которые жили на юге Беларуси.

Название «дреговичей» древние летописцы выводят от слова «трясины» на белорусском языке «дрогва».

Трясинами и болотами были заняты и территории, где жили племена славян. Но некоторые исследователи, в частности Николай Ермалович, предполагают, что название было скорей «драговичи». К северу и востоку от дреговичей жили кривичи. Именно они, считают ученые, основали город Полоцк.

Что собой представляли эти славянские племена? Разные исследователи неоднозначно свидетельствуют об этом. В летописях говорится о том, что у полян, древлян и славян были свои «княжане». В VI веке стали возникать временные и постоянные племенные союзы. По летописи дреговичи и кривичи были самостоятельными племенами, в основе которых лежали родовые общины, которыми управлял князь, целиком зависящий от вече. Об огромной роли вече вы еще убедитесь в процессе экскурсии. В этот период еще не было классового общества. А в его развитии наступает такой момент, когда уже способности и авторитет родового или племенного старейшины недостаточен для обеспечения общественного порядка и постоянно растет необходимость иметь особых людей, которые бы отвечали за отдельные стороны общественной жизни. Так появляется государственный аппарат.

Конечно, массовый и неоднократный прилив славян на территорию балтов не мог не привести к своеобразной этнической революции. Вероятно, в период прихода славян на территорию Беларуси и начала их совместной жизни с балтами начинается процесс самообразования белорусского народа и его развития.

В современной исторической науке бытует версия, что процесс этот происходил мирно, но все-таки сейчас многие историки утверждают, что не всегда это было так. Славяне ничем не отличались от других народов, которые путем завоеваний расширяли свои территории. Установлено, что на рубеже VII –

VIII веков большая часть балтийского населения погибла в огне пожаров.

Славянско-балтийская совместная жизнь имела важнейшие исторические результаты. Как свидетельствуют археологические раскопки, существенной разницы в уровне социально-экономического развития славян и балтов не было. Как у одних, так и у других земледелие и животноводство являлись их главными занятиями, как одни, так и другие вступили в стадию разложения родового строя.

Все это не могло не содействовать органическому соединению славянского и балтийского населения в единый социально-экономический комплекс. Немаловажное значение в ускорении этого процесса имели и одинаковые религиозные верования. Как славяне, так и балты были язычниками. Одинаковая религия благоприятствовала и этническому сближению славян с балтами.

 

Справка. Мы выезжаем на улицу Якубовского, названную в память о нашем земляке дважды Герое Советского Союза Маршале-танкисте. Из 16 дважды Героев Советского Союза – трое (Якубовский, Гусаковский, Шутов) уроженцы Могилевской области. На этой улице находится памятник – танк Т-34, установленный в память о воинах, освободивших наш город 28 июня 1944 года от немецко-фашистских захватчиков. Памятник на месте захоронения воинов-освободителей находится с левой стороны Минского шоссе в микрорайоне Казимировка. Этот район связан с событиями 1941 года. Именно здесь проходил первый оборонительный рубеж защитников нашего города. Здесь сражались в июле 1941 года воины 110 стрелковой дивизии 394 стрелкового полка под командованием полковника Я.С. Слепокурова.

 

Первые славянские племена, которых помнит предание, были древляне и поляне, потом дреговичи. Именно они поселились в тех местах, по которым мы сейчас едем. Название дреговичей встречается у болгарских славян и в Германии. За дреговичами пришли полочане (т.е. кривичи). Они основали Полоцк и Смоленск. Летописцы писали, что каждый из них «жил со своим родом, отдельно на своих местах, каждый владел родом своим». Мы теперь почти потеряли значение рода, но у нас остались производные слова – родня, родство, родственник, которые связаны сейчас больше с понятием «семья». Но предки наши не знали семьи, они знали только род. Единство рода, связь племен поддерживал единый родоначальник, который носил различные названия – «старец», «князь». Каким образом поддерживалось единство рода? Оно поддерживалось восстановлением отеческой власти, т.е. один из старейших родичей занимал отцовское место. Это был не обязательно самый старший в физическом смысле. Он избирался на эту должность собранием своих родичей. В древнюю историю этот обряд вошел под названием «посадить князя». Избранный старейшина управляет всеми работами, хранит общественную казну, вносит подати, раздает своим детям и братьям пищу и одежду, наказывает за проступки. Но постепенно стал формироваться и княжеский род, где старшинство (главенство) стало уже решаться в семье, а не на собрании. А в ней старший брат обыкновенно заступал на место отца, т.е. наследовал старшинство. Разделение населения на ярко выраженные социальные слои и группы происходит в VI – IX веках. Особенностью этого процесса было то, что от первобытно-общинного строя восточные славяне через военную демократию перешли непосредственно к феодализму, минуя рабовладельческий строй. Хотя наиболее архаичной формой эксплуатации у них рабство было тоже, но оно не стало основой производственных отношений.

Семьи, объединенные общностью хозяйственной деятельности, образовывали сельскую (соседскую) или территориальную общину. Она называлась «миром». Кроме земледельцев община объединяла кузнецов, гончаров, кожевников. Члены общины были связаны взаимной ответственностью, так называемой «круговой порукой». Религия наших предков в те далекие времена была языческой, многобожной. Она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым и домашним гениям. Верховным божеством летописцы называют божество молнии – Перуна, который, считалось, посылает на землю дождь, без чего все живое на земле погибло бы. Кроме того, молния имеет и карательную силу – убивает на месте. Перун-Сварог породил двух сыновей, двух Сварожичей: солнце и огонь. Поклонение солнцу было сильно распространено среди славян. В «Слове о полку Игореве» их даже называют внуками Дажбога. Кроме этого солнце называли именами Ладо, Хорс, Тура Волос. Вместе с солнцем обоготворяли месяц, звезды, воду, воздух. Поклонение явлениям природы было тесно связано с религиозными праздниками. Один из праздников был в конце декабря, когда солнце начинало набирать силу, увеличивался день. Сейчас это Рождество. Тогда появились Коляды, которые стали составной частью этого праздника. В этот день славили божество и собирали подаяния для жертвоприношения.

Второй праздник – Масленица – праздновался в начале весны. Это был праздник проводов зимы и встречи весны. Сжигалось чучело зимы. Пеклись круглые блины, олицетворяющие солнце. Это было время заключения брачных союзов.

Третий праздник – 23 июня – известен под именем Ивана Купалы, потому что происходит на Иванов день. Этот праздник обращен к трем божествам обоим Сварожичам, солнцу, огню и воде. В этот день солнце достигает своей высшей силы. Оно производит большое влияние на все окружающее, значит и на воду. Поэтому купание в этот день считалось целительным, притом ночью, чтобы в чистоте встретить восходящее светило. Зажигание костров было необходимо для ночного праздника и ночных игр, а также для жертвоприношения, прыганье через зажженные костры имело значение очищения. Ночь на Иванов день сопровождалось также принесением в жертву белого петуха – птицы, приветствующей рассвет, угодной солнцу. В Иванов день солнце выезжает из своего чертога на трех конях, серебряном, золотом и бриллиантовом, навстречу месяцу, пляшет и рассыпает по небу огненные искры. И в летний праздник истреблялось чучело Мары.

Кроме поклонения стихийным божествам, славяне поклонялись гениям и душам усопших. Они верили в загробную жизнь и считали, что душа умершего родоначальника и после смерти следит за благосостоянием рода – отсюда происхождение духов-покровителей для целого рода и каждого родича – рода и рожениц. Род – это душа умершего родоначальника, это своего рода привидение, дух. Ими стращали детей. Божественным покровителем рода был «пращур», «щур», «чур», который охранял род. Это божество и сейчас бессознательно призывается «Чур меня!» Говоря это, мы призываем божество себя защитить.

Тогда, в древние времена, славяне не могли понимать существования человека после смерти и думали, что душам праотцев доступны все ощущения. Поэтому после Масленицы была Радуница – праздник света и солнца для умерших. Они думали, что души покойников встают в этот день во время их поминания из темниц и разделяют поминальную пищу вместе с принесшими.

В непосредственной связи с этим праздником находится и праздник русалок – русалочья неделя. Русалки – это не речные нимфы, русалки – это души умерших, выходящих весною насладиться природой. Есть поверье, что русалки – это души младенцев, которые умерли без крещения. Но тогда все славяне умирали без крещения, т.к. его не было. Русалки появлялись со Страстного четверга, как только покроются луга весеннею водою и распустятся вербы. Огни, выходящие из могил, – это огни русалок. Они бегают по полям, приговаривая: «Бух! Бух! Соломенный дух! Мене мать породила, некрещену положила». Русалки до Троицина дня живут в водах, на берега выходят только поиграть. У всех языческих народов путь водный считался проводником в подземное царство. С Троициного дня до Петрова поста русалки живут на земле, в лесах, на деревьях. Русалочьи игры – это игры в честь мертвых, сопровождаются переряживанием в маски. Считалось, что души злых людей превращались в страшные, безобразные существа. Отсюда вера в переселение душ и в оборотней. Главным праздником Русалок был Семик. Конец русалочьей недели – Троицын день.

Природными жертвенниками, алтарями древних славян были огромные деревья, чаще всего дубы. Туда они приносили жертвы. Кроме деревьев жертвы приносили к воде. У славян не было жреческого класса, но были волхвы, гадатели, кудесники, ведуны, ведьмы. О волхвах мало известно, но вероятно они имеют тесную связь с финскими волхвами и оттуда вероятно и пришли.

В тесной связи со славянскими племенами на западе Беларуси находилось племя литовское. К этому племени принадлежали древние прусы и нынешние литовцы и латыши. У литовского племени подле князей всегда находились жрецы с обширным влиянием и кругом деятельности. Князь ведал военными делами и делал все для внешней защиты и сохранения внутренней безопасности, а верховный жрец заведовал не только делами богослужебными, но и судебными. У литовцев, также как и у германцев, отец семейства имел право убивать своих больных или увечных детей. На том же основании дети имели право умерщвлять престарелых и больных родителей. Человеческие жертвы дозволялись и оправдывались: «Кто в здоровом теле захочет принести в жертву богам себя, или своего ребенка, или домочадца, тот может это сделать беспрепятственно, потому что освященные через огонь и блаженные, будут они веселиться вместе с богами». Большая часть верховных жрецов окончила свою жизнь добровольным сожжением для умилостивления гнева богов. Таких обычаев у славян не было. Все иностранные писатели отмечали доброту и гостеприимство славян и их высокую нравственность. Особенно превозносилось гостеприимство славян и их ласковость к иностранцам. Славянин считал позволенным украсть для угощения странника, потому что этим угощением он возвышал славу целого рода, целого селения, которое потому и снисходительно смотрело на кражу.

В конце I тысячелетия н. э. начали складываться условия образования восточнославянской или древнерусской народности. Этот процесс был прерван распадом Киевской Руси. Что предопределило формирование белорусского, русского и украинского народов? Появились самостоятельные государственные образования – княжества.

Скоро мы проедем деревню под названием «Княжицы». С таким же названием есть деревня и по Оршанскому шоссе. Вероятней всего в этих деревнях когда-то располагалось княжеское войско или они были резиденциями самого князя. Как свидетельствуют письменные источники на территории Беларуси существовало два княжества – Полоцкое и Туровское, которые входили в состав раннефеодального Киевского (Древнерусского) государства. Согласно летописи князь Рюрик, находясь в Новгороде в 862 году, раздал города своим дружинникам – вассалам. Среди них упоминается и Полоцк. В последнюю четверть X века в Полоцке уже независимо княжил Рогволод, первое упоминание о котором относится к 980 году.

Все это не могло не содействовать органическому соединению славянского и балтийского населения в единый социально-экономический комплекс. Немаловажное значение в ускорении этого процесса имели и одинаковые религиозные верования. Как славяне, так и балты были язычниками. Одинаковая религия благоприятствовала и этническому сближению славян с балтами.

 

ДЕРЕВНЯ КНЯЖИЦЫ

Село Княжицы Могилевского района находится на левом берегу р. Лахва в 20 км от Могилева.

С 1501 года эта территория, по которой мы едем, принадлежала жене Великого князя Литовского Александра Елене Ивановне – дочери царя Ивана III. Во время русско-литовской войны в 1535 году село было сожжено. В 1681 году здесь был построен костел доминиканцев, который вы видите справа. Известен он также как униатская церковь. Это каменный прямоугольный храм с небольшим трансфертом в центре и квадратной апсидой в алтарной части. Главный фасад расчленен по горизонталям карнизами на 3 яруса, а по вертикалям – пилястрами. Завершался костел тремя башнями. Вертикальные линии создают эффект высоты.

Около Княжиц вдоль реки Лахва находится 60 курганов X – XI веков. Археологические раскопки курганов позволили расширить знания об обрядах и обычаях наших предков славян.

Киевский князь Владимир, став христианином, опираясь на состоятельные слои общества, которые были экономически заинтересованы в связях с христианской Византией, повелел уничтожить идолов: одних посечь, других сжечь. Особенно он издевался над Перуном, главным богом наших предков. По приказу князя его привязали к конскому хвосту, потащили в Днепр, и слуги князя по дороге избивали его батогами. Потом верховного бога бросили в реку. Верующие в своего бога люди плакали, бежали за ним и кричали: «Выдыбай боже». Но бог не выплыл.

Потом Владимир потребовал, чтобы все пришли на реку принять водокрещение, объявив, что неисполнение этого повеления будет расценено как сопротивление государственной власти. Народ вынужден был подчиниться приказу, правда, не всегда мирно. Приняв христианство, Владимир вспомнил и о своей опальной супруге в Полотчине. Он прислал в Изяслав, где жила Рогнеда своих посланцев, которые от имени князя передали ей такие слова: «Аз убо ныне крещен есмь и приях веру и закон христианский, подобает мне едину имети жену, юже поял в христианстве. Избери себе от вельмож моих его же хищети, да сочетаю тя ему». Их этого повествования следует, что Владимир больше заинтересован в упразднении своих языческих брачных связей, чем в распространении христианства на Полоцкой земле. Выслушав посланников, Рогнеда ответила своему бывшему мужу так: «Быв княгинею, могу ли быть рабою у слуги твоего». Владимира этот ответ не удовлетворил, ибо брак не был расторгнут. Через некоторое время Владимир опять посылает посланников, которые опять предлагают принять христианство. Предложение было таким ультимативным, что Рогнеда становится не только христианкой, но и принимает монашеский постриг под именем Анастасии.

Для новообращенной монахини-княгини был построен монастырь, в котором она через несколько лет в 1000 году и умерла.

Сын Рогнеды Изяслав распространял новую веру на своей земле Полоцкой мирно. Одна летопись так описывает характер этого князя. Изяслав был кроток, ласков и милосерден. Он уважал духовный и монашеский сан и очень любил читать Священное писание. Такой характер князя как нельзя лучше способствовал мирному постепенному распространению христианства. Когда появились первые христиане на Полоцкой земле сказать трудно, есть предположение, что в IX веке. Это предположение имеет определенную историческую основу.

Земли Беларуси были расположены на большом водном пути из варяг в греки. По этому пути шла торговля как с восточно-христианской Византией, так и с западными христианскими народами. Торговцы, как варяги, так и славяне, везли по этому пути не только чужеземные товары, но и чужеземную христианскую культуру и веру.

Принятие христианства на территории Беларуси, как и на всей древней Руси, его утверждение в качестве государственной религии обусловили формирование своеобразного духовно-культурного фундамента общества. Людям нравилось то, что вместе с христианством они получили доступ к грамотности, искусству, культуре. Лучшим мировым достижениям соответствовало строительство храмов, их архитектура, роспись, убранство. Храмы в то время были не только культовыми сооружениями, но выполняли роль и общественных зданий. Там размещались архивы, государственная казна, библиотеки.

К середине XIII в. на территории Беларуси сложилось уже около 30 небольших княжеств. Одно из них находилось недалеко отсюда на р. Друть, столицей его был древний город Друцк. Сейчас это небольшая деревня, в которой до сих пор сохранились величественные оборонные сооружения замка и древнее городище.

Каждому из многочисленных княжеств, как и в целом всей белорусской земле, угрожала опасность извне. С севера все более зловеще нависала угроза от ордена меченосцев (Немецкий католический духовно рыцарский орден, основанный в 1202 году для захвата восточной Прибалтики). Название он получил от изображения на плащах красного меча и креста. В 1237 году после разгрома меченосцев литовцами и земгалами остатки ордена слились с Тевтонским орденом, образовав Ливонский орден.

С запада им угрожали князья польские. Определенная опасность исходила от владимиро-суздальских, черниговских и галицко-волынских земель. Сопротивляясь этому, белорусские земли, княжества проводили гибкую внешнюю политику, вступая в соглашения и союзы зачастую с языческой Литвой и Ятвягией. Особенно заметно эти тенденции стали проявляться в первой половине XIII в. Особую активность в объединительном процессе проявили князья Керновского княжества, некоторые ученые предполагают, что находилось оно на территории Литвы, на приграничье прибалтийских племен и белорусов. Интерес представляет тот факт, то там княжил род Рингольдовичей, происхождение которого некоторые летописцы связывают с полоцким родом Рогволодовичей. Соседом этого княжества было княжество Кривоградское, где княжили прямые потомки ответвления династии Рогволодовичей. В первой половине XIII в. Керновскому князю Рингольду удалось подчинить соседние племена и присоединить Кривоградское княжество. Но против этого выступили русские князья Давид Луцкий, Святослав Всеволодович, Лев Волынский и Дмитрий Друцкий. Битва произошла в 1235 году недалеко от Новогрудка и завершилась полной победой Рингольда. Продолжил объединение земель в Великое княжество Литовское его сын Миндовг. Он был приглашен на княжение новогрудским вече после смерти князя Изяслава и постепенно подчинил себе как литовских, так и гродненских, волковыских, слонимских князей. Его войска вошли в Псковскую и Новгородскую земли и даже заняли Торжок. Александр Невский 8 раз выводил свои дружины на борьбу с ним. Полоцкое, Минское, Витебское княжества, хотя и имели собственных князей, однако признавали над собой его верховную власть. Миндовг положил начало политике лояльного отношения к местным князьям. Правда он не брезговал для борьбы использовать и традиционные средневековые способы, т.е. тайные убийства, отравления, изгнание на чужбину, лишение имущества.

Объединительные тенденции славян Западной Руси и литовских племен принесли свои плоды – создание Великого княжества Литовского. Если во второй половине XIII в. русские земли стремились объединить под своим началом Владимиро-Суздальскую Русь, Галицко-Волынское княжество и Великое княжество Литовское, то в XIV в. на эту роль стали претендовать только Московское княжество и Великое княжество Литовское. Их конкуренция продолжалась несколько столетий. Стремление Великого княжества Литовского стать преемником Древнерусского государства вызвало недовольство Москвы. По инициативе князя Ивана Калиты, неспособного самостоятельно вступить в борьбу, Золотая Орда пыталась вытеснить Великое княжество Литовское из «русского улуса», но безрезультатно. В этот период начинается тесное сотрудничество с западным соседом Польским королевством. Правда эти отношения всегда были и дружескими тоже.

К концу XIV в. Великое княжество Литовское размещалось на огромной территории от Клайпеды на Балтийском море до побережья Черного моря, от Можайска на востоке до Люблинских земель на западе. В мае 1377 г. в Вильно скончался 80-летний великий князь Ольгерд. Похоронили его по православному обычаю. Еще при жизни он назначил преемником в Вильно, т.е. великим князем своего младшего сына Ягайло – Якова (его матерью была тверская княжна Юлиана). Это решение Ольгерда не одобрили его другие сыновья, которые сразу после похорон отца демонстративно разъехались по своим уделам. Старший сын, князь Полоцкий Андрей, даже не попрощался с родственниками. После коронования Ягайло разгорелась открытая борьба с Андреем за виленский престол. Во время этой борьбы Ягайло заключил тайно «вечный мир» с крестоносцами, затем решил принять участие в походе татарского хана Мамая против Московского княжества, что произвело отрицательное впечатление на жителей княжества. Потребовалось несколько десятилетий борьбы, прежде чем установился мир в княжестве и прекратилась междоусобная война. В 1363 г. белорусы, литовцы и украинцы нанесли удар татаро-монгольским ордам, освободив от порабощения свои земли. В 1390 г. дочь Витовта Софья была выдана замуж за московского князя Василия Дмитриевича. В это время повысился международный авторитет Великого княжества Литовского, значительно расширились его пределы, а великие князья стали титуловаться не только литовскими, но и русскими. Великое княжество Литовское становится славянским не только по официальному государственному языку, каким был старобелорусский, но и по преобладанию славянского населения.

Но именно в этот период начинается сближение Великого княжества Литовского с Польшей. С 1384 г. начинаются переговоры о женитьбе Ягайло на 12-летней польской королеве Ядвиге. Польша стремилась к союзу с ослабленным внутренней борьбой Великим княжеством Литовским, т.к. к этому времени сама была ослаблена правлением Людовика венгерского и польского. Кроме того, в конце XIV в. значительно укрепилось положение Московского княжества как второго центра объединения всех русских земель, а западные земли Великого княжества Литовского всегда тяготели к Москве. Опасаясь этого, Польша решила предложить Ягайло корону. В начале лета 1385 г. три больших посольства Великого княжества, Польши и Венгрии собрались в Крево, где были выработаны обязательства Ягайло, которые он должен был выполнить за королевскую корону. Он обещал принять католичество и обратить в эту веру своих родственников и подданных, покрыть нанесенный Польше ущерб, отвоевать все захваченные другими странами польские земли и «страны свои Литву и Русь навечно присоединить к короне королевства Польского». И еще Ягайло должен был внести компенсацию Вильгельму Габсбургу в 200 тысяч флоринтов (это около 700 кг золота), т.к. Ядвига была посватана за него в 1378 г., т.е. тогда, когда ей было 6 лет, и по брачному контракту отказавшаяся сторона выплачивает компенсацию. 11 января 1385 г. Ягайло стал польским королем, был крещен по католическому обряду и получил новое имя – Владислав. После принятия Кревской унии все белорусские и литовские князья должны были принять присягу на верность короне Польской, а бояре католики княжества получили те же права, что были у польской знати. Фактически самостоятельность Великого княжества Литовского была утрачена. Правда Беларусь и Литва еще долго будут жить самостоятельной жизнью. Великое княжество Литовское сохранило свои финансы, войско, символику, самостоятельно проводило внешнюю политику, кроме случаев, затрагивающих интересы Польши. Но так долго продолжаться не могло. К вопросу Кревской унии Польша возвращается постоянно на протяжении XV и XVI веков, т.к. относительная самостоятельность Великого княжества ее не устраивала. Влияние Польши расширяется. Польская знать кровно заинтересована в богатых землях. Католическое духовенство тоже стремилось расширить сферу своего влияния. Но были и социальные причины в самом княжестве. Дело в том, что в Польше в это время шляхта отняла у магнатов их преимущественное и доминирующее положение в государстве, а в Беларуси и Литве этого еще не произошло. Это ущемляло интересы и желания белорусской шляхты, и при помощи новой унии они надеялись обрести и новые привилегии. Известно, что уже в 1563 г. белорусская шляхта собралась под Витебском и образовала конфедерацию, которая стала добиваться новой унии. Этому способствовали и внешние обстоятельства – начинается Ливонская война (1558 – 1582 гг.), во время которой разорению и опустошению подвергаются особенно белорусские земли. Русская дипломатия предпринимает все меры, чтобы не допустить этого. Дочь Ивана Грозного Елену выдают замуж за польского короля. Кстати, земли, по которым мы едем, были вотчиной Елены Ивановны. Но это ничего не решает, т.к. даже д. Княжицы, которая принадлежала польской королеве Елене, была во время Ливонской войны сожжена. В поисках спасения от московской агрессии жители Великого княжества Литовского были вынуждены думать об опоре на Польшу. Польским королем в это тревожное время был Жигимонт III, у которого не было потомства и на нем заканчивалась линия Ягеллонов (династия Гедиминовичей), и Польша стала опасаться, что после смерти последнего короля из рода Ягайлов Литва и Беларусь, защищая свою независимость, могут избрать отдельного государя. Начались переговоры о создании нового союза. Но единомыслия в вопросе о соединении не было. Магнаты Литвы и Беларуси считали, что надо заключить такую унию, которая бы не упраздняла независимость и самобытность двух государств. По их мнению, каждое из государств должно сохранить свой сейм или, в крайнем случае, пусть сейм будет общим, но чтобы он собирался поочередно – раз на территории Беларуси и Литвы, раз на территории Польши, а должности в каждом государстве должны занимать только его уроженцы. Литовско-белорусские магнаты и шляхта пыталась сохранить привилегии былых времен, а поляки, вырывая из контекста некоторые пункты, ссылаясь на грамоты, пытались составить документы в свою пользу для унижения и упразднения прав Литвы и Беларуси. При этом они подчеркивали, что в Польше были короли, а в Великом княжестве Литовском только князья, которые по титулу ниже. Для окончательного решения в Люблине собрался общий съезд. Видя, что соглашения достигнуть невозможно, литовско-белорусские магнаты стали уезжать. Поляки попросили короля, чтобы им отдали южно-белорусские земли (Полесье, Волынь, Подолье), которые больше всех желали присоединиться к Польше. Узнав об этом, делегаты опять вернулись и заявили, что Польша не имеет права присоединять к себе эти земли. Поляки, однако, не отступали, чувствуя, что княжество ослаблено и защищать его некому. Несмотря на то, что послы-магнаты Радзивиллы, Хадкевич и другие на коленях умоляли князя не унижать и не губить государство, Жигимонт и поляки не прислушались к просьбам и потребовали принять унию. Присяга на унию состоялась 1 июня 1569 г. После Люблинской унии на карте Европы появляется новое государство – Речь Посполитая, иначе говоря Республика Польша. Король теперь имеет титул «король польский и великий князь литовский и русский». Король избирается на сейме, сейм один. Волынь, Подолье, Подляшье были оторваны от княжества и переданы польской короне. Границы были уничтожены, правда до первой половины XVII в. и в Польше, и в Великом княжестве были свои деньги и отдельные войска.

Уния 1569 г. открыла ворота для польского влияния. Лишив Великое княжество Литовское политической самобытности, оно теперь стремилось преодолеть и самобытность культурную и национальную. Уния была эгоистичной со стороны Польши. Княжество не получало от Польши ту помощь, которую она обещала. Белоруссия, кроме того, вошла в состав державы, которая уже начала хиреть и в политическом, и в социальном отношении, и эта болезнь передалась и ей. Но был еще один фактор, который препятствовал объединению – религия. В Польше господствовало западное христианство – католицизм, в Белоруссии – православие, которое сближало ее с Московским княжеством. Всего этого не учли в Люблинской унии, и после того, как началось реформационное движение в Европе, переметнувшееся в Польшу и Белоруссию, через 30 лет была принята церковная уния в г. Бресте. Православной церкви в Белоруссии были нанесены три удара. Первый удар был нанесен реформацией, второй – католицизмом и третий – политико-социальным польским влиянием. Реформация отвлекла от церкви на в свою пользу многие лучшие силы. Так, католическую веру принял даже сам Радзивилл, которому принадлежали многие земли центральной Белоруссии.

Фактически после Брестского собора на Беларуси действовали три церкви: римско-католическая, униатская (Греко-католическая), пользовавшаяся покровительством властей, и православная, которую политически и экономически стали еще больше притеснять. На веру, которую исповедовали подавляющее большинство белорусов, стали смотреть как на секту. У православных стали отнимать их храмы и монастыри. Забрали даже Софийскую соборную церковь в Киеве. Православное богослужение в городах было запрещено, тем не менее, православным удалось сохранить за собой митрополитскую кафедру в Киеве, а также удержать Киево-Печерский монастырь. В нем архимандрит Киевской Лавры Петр Могила основал духовную школу, которую затем превратил в академию. Это Петр Могила получил разрешение на строительство в Могилеве Свято-Никольского монастыря. А ректор Киево-Могилянской академии Георгий Конисский был направлен в Могилев как православный архиепископ для упрочения и возрождения православной веры. После Брестской унии началось насильственное насаждение униатства и католичества. В 1620 г. в Могилеве и Орше церкви были опечатаны, священники разогнаны. Православных торговцев и ремесленников всячески ущемляли. Православные поднимали восстания в Минске в 1616 г., в Могилеве и Орше в 1618 г. Папа Римский обратился к королю с призывом: «Пусть проклят будет тот, кто удержит меч свой от крови! Пусть ересь чувствует, что ей нет пощады!» Белоруссия начала заполняться иезуитами. Хорошо организованные, грамотные, умные, отличные ораторы, они сразу же завоевали авторитет у определенной части зажиточных слоев населения, особенно у молодежи. Они стали создавать школы – коллегиумы. В них могли практически учиться все, кто имел желание получить знания. Кроме того, были они бесплатными. Такое учебное заведение было и в Могилеве. Орден способствовали созданию первого в Великом княжестве Литовском высшего учебного заведения.

В результате деятельности иезуитов дети многих православных становились убежденными католиками. Православие в Белоруссии держалось верой простого народа. Примером тому служит деревня Головчино, которая в ту пору была крупным населенным пунктом. Она находится недалеко отсюда, на реке Вабич, которую мы сейчас переезжаем.

 

ДЕРЕВНЯ ГОЛОВЧИНО

Впервые этот населенный пункт упоминается в летописи в связи с борьбой полоцкого князя Всеслава за власть с киевскими князьями. В 1071 году Всеслав выгнал Святополка из Полоцка и тогда Изяслав Ярославович – киевский князь – направил против неукротимого Всеслава своего сына Ярополка, которому удалось разбить полочан у Голотическа. Некоторые историки утверждают, что это не будущий Головчин. Но доказательством того, что это вполне возможно, является хотя бы тот факт, что эти земли входили в состав Друцкого княжества и здесь неоднократно решались многие конфликтные ситуации.

В 1501 г. он также как Княжицы принадлежал дочери русского царя Ивана III. С 1623 г. это местечко принадлежало князьям Головчинским, потом Потоцким. Головчин был сожжен в XVII и начале XVIII веков. В период Северной войны 1708 г. здесь войска Петра I вступили в бой со шведами. Главный удар командование шведов направило в центр расположения русской армии против дивизии Репнина, заставив ее после четырехчасового боя отступить. При этом русские потеряли 1700, шведы – 1470 человек. Но для шведов понесенные потери были более ощутимы. Т.к. они находились во враждебном окружении, за много сотен верст от своих основных баз. Поэтому они даже не пытались преследовать русскую армию, которая, перейдя на левый берег Днепра, закрыла путь на Смоленск.

В 1880 году в Головчино жило 695 человек, здесь было 85 домов, 4 лавки, 15 церквей. Еще в древности здесь поселились ремесленники-оружейники. Здесь изготавливалось оружие, поэтому село стало быстро расти. Славилось Головчино и гончарами. Около него находится 2 городища и поселок XVI – XVIII вв. с остатками подземных каменных строений.

Вдоль реки Друть, которую мы пересечем, тянется целая цепочка древних курганов. Всего на территории Полоцкой земли установлено 600 курганных могильников. Если исходить из того, что каждому могильнику соответствовало одно поселение, можно говорить о существовании здесь в XI – начале XII вв. нескольких сот населенных пунктов. Как правило, курганные могильники и близлежащие селища вытянуты вдоль берегов рек и озер. Это объясняется тем, что в долинах можно было найти удобные для распашки земли, заливные луга, богатые травянистой растительностью, необходимой для прокорма скота. Судя по размещению курганных могильников, значительное количество селищ располагалось вблизи городов. Значит, наличие здесь курганов свидетельствует о нахождении здесь древнего города.

C середины IX века у восточных славян осуществляется создание государственно-общественных организаций. Племена кривичей, дреговичей и радимичей идут по тому же историческому пути. Государство строится, и здесь складываются волости – княжества. Деревни волостей тяготели к ближайшему городу, как к центру. Чем больше и богаче был город, тем большая деревенская территория концентрировалась вокруг него. Одна из таких волостей – Друцкая – находилась на этой земле. Каждая волость управлялась, руководилась со стороны учредительно-законодательной власти вечем, со стороны исполнительной – князем и его дружиной.

Откуда и как взялись князья в Полоцкой Руси? Иногда князь был одним из родоначальников племени. Энергия и способность, особенно в воинских делах, выдвигали его вперед из общей массы старейшин. В других местах он становился первым просто на основе родового старшинства по возрасту.

Князья, вышедшие из родоначальников, были местными, но иногда князей приглашали. Вече приглашало князя, заключало с ним соглашение: если князь нарушал поставленные ему условия, вече «показывало князю путь», иначе говоря, отнимало у него княжескую власть. Вече издавало всяческие постановления для жителей волости, избирало урядников (должностное лицо, служащий) на необходимые должности, лишало их этих должностей. Вече объявляло войну и заключало мир с соседями. Власть вече распространялась не только на город, но и на всю волость, на разбросанные по всему княжеству деревни. При этом меньшие в волости города считались пригородами главного города. Всякий житель волости должен был прислушиваться к голосу вече.

Как вершились дела на вече мы знаем мало, ибо от вечевых собраний не сохранилось до нашего времени никаких писаных документов. Право голоса на собрании имели все вольные взрослые люди, самостоятельные хозяева. На вече прежде всего докладывалось о том деле, на которое должно было дать тот или иной ответ. Доклад о деле представлял или князь, или урядники, или просто какой-нибудь старый человек. Затем шло обсуждение дела. Вече отвечало ораторам говором. Известно, что отдельных голосов не считали, а только на слух угадывали, одобряет ли вече. Иной раз случалось так, что меньшинство не хотело отступать от своего мнения. Тогда дело доходило до драки, и единогласие достигалось силой, меньшинству затыкали рот кулаком, и его голосов не было слышно. Из всех волостей наиболее сильным было вече в Полоцке. Здесь оно существовало с незапамятных времен и вело свою учредительно-законодательную работу вплоть до самого конца XV в., когда городу было даровано магдебургское право. Оно выступало там во все более-менее рискованные моменты как решающая сила. Оно принимало и изгоняло своих князей. В 1151 г. один из них Рогволод Борисович был изгнан и отправлен в Друцк. Но все же в основном полоцкие князья были популярны в Полоцке, и полочане поддерживали род своих князей Изяславовичей и защищали их, а вместе с ними и себя от обид со стороны князей чужого рода, например Ярославичей Киевских.

Мы едем по территории, где располагалось Друцкое княжество, входившее в состав Полоцкого. Чтобы разобраться в событиях, которые происходили здесь в XI – XIII вв., давайте проследим за событиями, которые происходили в самом Полоцке.

Впервые Полоцк упоминается в «Повести временных лет» 862 г. в связи с раздачей Рюриком городов своим вассалам. К 865 г. относится отрывочное сообщение Никоновской летописи: «воевата Аскольд и Дирь полочан и много зла сътворита».

В Полоцке княжил князь Рогволод, который пришел из заморья, и, как утверждает летописец, Рогволод погиб в столкновении с Владимиром Святославовичем. Победитель взял себе в жены дочь полоцкого князя Рогнеду, которая покушалась на жизнь князя Владимира, но неудачно. Киевский князь отправляет ее вместе с сыном Изяславом в ее отчину. Изяслав Владимирович становится родоначальником новой династии полоцких князей.

В начале XI в. полоцким князем становится сын Изяслава – Брачеслав, который совершает поход на Новгород и Литву. Ему киевский князь Ярослав дарит Витебск (Видбеск). После смерти Брачеслава полоцким князем (1044 г.) становится его сын Всеслав, прозванный за находчивость Чародеем. Он вступает в борьбу с сыновьями Ярослава Мудрого, которые его вероломно захватили в плен и посадили в Киеве в темницу.

Но в 1068 г. его освобождает народ во время восстания и провозглашает великим князем киевским, которым он пробыл 11 месяцев, а затем возвратился в Полоцк. Через год киевский князь Изяслав Ярославович прогоняет его и на полоцкий престол садит Мстислава Изяславовича, затем его брата Святополка. Но через два года Всеслав возвращает княжеский престол. И тогда против него Изяслав направляет своего сына Ярополка, с которым он вступает в сражение на этой земле.

С 1077 г. в борьбу с Всеславом включается Владимир Мономах. В своем поучении он говорит, что ходил с отцом «под Полтеск». А через год Мономах совершает второй поход совместно с Святополком. Во время него он жестоко опустошил Полоцкое княжество «пожегъ землю и повоевав до Лукомля и до Логожека, та на Дротьскъ воюя». А Дрютьскъ этот находился недалеко отсюда.

Название город получил от реки Друть, через которую мы скоро будем переезжать. Называли его по-разному Дрютьск, Дрътеск, Дрьютеск. Основан город был в X веке. Об этом свидетельствует и археологические раскопки. Упоминается он и в «Поучении» Владимира Мономаха в связи с событиями 1078 г. В Ипатьевской летописи впервые упоминается 1092 г. В первой половине XII в. становится центром Друцкого удельного княжества, которым владели потомки полоцкого князя Всеслава Брачиславовича. В Друцке действовало вече.

В середине XII в. город становится ареной борьбы за княжеский престол. В 1151 г. полотчане схватили своего князя Рогволода Борисовича и сослали в Минск, и там его держали «в великой нужде», а князя Ростислава Глебовича, княжившего до этого в Минске увели к себе и посадили на «полоцкий стол». Эти князья были двоюродными братьями, внуками Всеслава Брачиславовича. А через 8 лет они опять столкнулись в борьбе за полоцкий княжеский престол. Об этом рассказывает Ипатьевская летопись.

Князь Рогволод приезжает в Друцк, где полотчане ведут с ним переговоры, туда приезжают и сторонники князя Рогволода. Как утверждает летопись приплыл князь сюда на лодках по р. Друти. Рогволод собрал под свои знамена более 300 человек друтчан и полотчан. Друтчане обещали поддержку Рогволоду. Ростислав, княживший в Полоцке, о решении друцкого вече узнал от своего сына Глеба, бежавшего отсюда из Друцка, где он был удельным князем. Престол в Друцке занял Рогволод. Отсюда он ушел в Полоцк, где стал княжить, но вскоре был смещен своим братом Давидом.

После смерти князя Всеслава осталось шестеро сыновей Давид, Борис, Глеб, Роман, Святослав и Ростислав. Старший из них, предполагают историки, был Борис, поэтому его и звали Рогволод. Как вы помните, так звали родоначальника династии полоцких князей.

В 1180 г. Друцк был втянут в борьбу смоленских князей с черниговскими. Князь Игорь Святославович (персонаж «Слова о полку Игореве») совершил поход на Друцк, но взять город не смог.

С XIII века город вошел в состав Великого княжества Литовского. В XIV веке в Друцке находился собор, который согласно записей в Друцком евангелии, построен в 1001 г., как Богородицкая церковь, одна из самых старых в Киевской Руси.

Древний город компактно размещался на берегу р. Друть и имел сложную систему оборонительных сооружений, как вокруг детинца, так и вокруг окольного города. Четырехугольная площадка детинца площадью 1 га была обнесена мощным валом высотой 10 м и рвами глубиной в 12 м. К нему примыкал окольный город площадью 1, 3 га, отделенный от детинца глубоким рвом. Около городских стен располагался огромный посад площадью в несколько гектаров, рядом с ним располагаются сейчас курганы-могильники.

Во время археологических раскопок там были обнаружены предметы, которые свидетельствуют о развитии в городе сапожного, кузнечного, столярного, костерезного ремесла.

Улицы в городе были вымощены бревнами. Рядом с домами располагались дворы и хозяйственные постройки. Дворы мостились бревнами, некоторые из них были крытыми. В западной части детинца располагался княжеский двор.

Во время раскопок был найден перстень с княжеским знаком двузубцем, шиферные пряслицы с княжеским знаком трезубцем и словами «къняжинъ», а также бронзовая застежка от книги, костяные пластинки с орнаментом, пять шахматных фигур, а также множество мозаичных плиток.

Друцк сгорел в конце XV – начале XVI веков и больше не отстраивался.

В соборе Богородицы хранился рукописный памятник восточно-славянской письменности XIV в. Друцкое евангелие написано было на церковно-славянском языке на 376 страницах. Важное значение имеют вангелие красочно оформлено заставками. Хранится в Новосибирском отделении академии наук СССР.

Недалеко от д. Друцк находится г.п. Круглое. Круглянские земли в конце XVIII в. принадлежали Екатерине Романовне Дашковой.

Справка. «Я родилась в 1744 г. в Петербурге, императрица Елизавета уже вернулась к тому времени из Москвы, где венчалась на царство. Она держала меня у купели, а моим крестным отцом был великий князь, впоследствии император Павел III», – так начинаются знаменитые «Записки Екатерины Романовны Дашковой» – первой русской женщины XVIII в., которая занимала ответственный пост: она была одновременно директором Академии Наук и президентом Российской академии. Из ее «Записок» мы узнаем, что лето 1796 г. она провела в Могилевском имении. Где это? Оказывается имение е находилось недалеко от г.п. Круглое, куда идет дорога направо. По своему рождению графиня Екатерина Романовна Воронцова (Дашкова) принадлежала к элите русского общества. Ее крестной матерью была императрица Елизавета Петровна, связанная родством с ее дядей канцлером Михаилом Воронцовым, а также имеющая обязательства по отношению к матери Екатерины Дашковой (Воронцовой), т.к. она ссужала ее деньгами. Воспитывалась она в доме своего дяди и получила блестящее образование: изучала иностранные языки (французский, немецкий, английский и итальянский), которыми владела в совершенстве, занималась музыкой, танцами и рисованием. Сам Михаил Илларионович Воронцов был образованным человеком. Впоследствии он оказывал поддержку М.В. Ломоносову в его грандиозной деятельности, а после смерти ученого на свои средства заказал ему мраморный памятник, который до сих пор стоит на могиле Ломоносова. В 16 лет она вышла замуж за блестящего гвардейского офицера, князя Михаила Ивановича Дашкова. От этого брака у нее родились дочь Анастасия и сын Павел. В 1759 г. она познакомилась с Екатериной, женой Павла III. Эта дружба сыграла большую роль в жизни Дашковой, т.к. именно она участвовала в заговоре свержения с престола Петра III, своего крестного отца, и восшествия на престол его жены Екатерины, будущей Екатерины II. При активном участии братьев Орловых Е.Р. Дашкова добилась того, что Екатерина была привезена в частной карете из Петергофа в Измайловский полк, «единогласно провозгласившей ее императрицей». Во время коронации Екатерина II назначила Е.Р. Дашкову статс-дамой – высшей придворной должностью. Но вскоре произошел первый, достаточно серьезный конфликт с императрицей по поводу ее отношений с Григорием Орловым, который пожелал стать законным супругом императрицы и российским императором. Слухи о связи Екатерины II вышли за пределы дворца. Четыре офицера были арестованы и сосланы. Екатерину Дашкову спасло то, что она в это время рожала. В 1765 г., т.е. через 6 лет супружества она овдовела, здоровье ее было подорвано. Она обратилась к Екатерине II с просьбой о разрешении выехать за границу. Но только через 5 лет, не без труда ей удалось этого добиться. Во время этого путешествия она встречалась с великим французским просветителем Дени Дидро. Он оставил о ней воспоминания: «Княгиня Дашкова – русская душой и телом… Она отнюдь не красавица. Невысокая, с открытым и высоким лбом, пухлыми щеками, глубоко сидящими глазами, не большими и не маленькими, с черными бровями и волосами, несколько приплюснутым носом, крупным ртом, крутой и прямой шеей, высокой грудью, полная – она далека от образа обольстительности. Стан у нее неправильный, несколько сутулый. В ее движениях много живости, но не грации. Печальная жизнь отразилась на ее внешности и расстроила здоровье. В декабре 1770 г. ей было только 27 лет, но она казалась сорокалетней… Это серьезный характер. По-французски она изъясняется совершенно свободно. Она не говорит всего, что думает, но то, что говорит, излагает просто, сильно и убедительно. Сердце ее глубоко потрясено несчастьями, но в ее образе мысли твердость, возвышенность, смелость и гордость. Она уважает справедливость и дорожит достоинством… Княгиня Дашкова любит искусство и науки, она разбирается в людях и знает нужды своего отечества. Она ненавидит деспотизм и любые проявления тирании. Она имела возможность узнать тех, кто стоит у власти, и откровенно говорит о добрых качествах и недостатках современного правления». Екатерина Дашкова вернулась в Россию в 1772 г. В это время Екатерина II была уже 10 лет императрицей. Она встретила Дашкову доброжелательно, ее фаворитом в это время был Г.А. Потемкин, с которым у Е.Р. Дашковой установились уважительные отношения. А в 1782 г. императрица предложила Екатерине Романовне место директора Академии наук. Дашковой было в это время 39 лет. Решение Екатерины II было продиктовано тем, что Академия наук оказалась в тяжелом положении. Ставленник Орловых С.Г. Домашнев повел себя как грубый и невежественный деспот, и академики подали рапорт с протестом в Сенат. Известие о назначении Дашковой было встречено академиками с большим воодушевлением. Она с большим уважением относилась к ученым. По ее настоянию было построено главное здание Академии наук, стал издаваться журнал «Собеседник любителей русского слова», в котором были опубликованы произведения Г. Державина, В. Капниста, Д. Фонвизина и др.

В этот период времени Екатерина Дашкова и получает от Екатерины II имение Могилевской губернии рядом с местечком Круглое.

В 1783 г. была утверждена Российская Академия наук, предназначенная для изучения русского языка и литературы, а председателем ее назначают Екатерину Романовну. Первоначальной задачей Российской Академии Е.Р. Дашкова считала создание словаря, раскрывающего богатство национального русского языка, который был издан в 6 частях. Это был первый толковый и нормативный словарь, включавший в себя свыше 40 тысяч слов, причем слова на буквы «ц», «ш» и «щ» собирала Е. Дашкова. После смерти Екатерины II император Павел I уволил ее со всех должностей и выслал в имение сына в Новгородскую губернию. Благодаря хлопотам друзей ее вернули в имение Троицкое. После убийства Павла I новый император Александр I оказал ей все почести, которых она лишилась, но Е. Дашкова отказалась от всех придворных обязанностей и вернулась в имение Троицкое. Умерла она в возрасте 65 лет, закончив перед этим свои «Записки».

 

Справка. Деревня Трилесино. Справа дорожный указатель и обелиск. В годы Великой Отечественной войны здесь действовала подпольная организация, которая объединяла две группы, в составе более 30 человек, в пос. Белыничи и д. Большое Трилесино Белыничского района. Подпольная группа в д. Трилесино действовала с июля 1941 г. по октябрь 1943 г. Ее руководители Корзун, Бабич, Морозов, Лапухин. Подпольщики вели агитационную работу среди населения, имели радиоприемник. Старовойтов и Талан, работавшие на радиоузле оккупантов, принимали, размножали и распространяли сводки Информбюро.

 

Г.П. БЕЛЫНИЧИ

Справа дорожный указатель в виде головы Зубра. Мы въезжаем в центр Белыничского района – городской поселок Белыничи. Он известен с XVI в. Легенда гласит, что его основали киевские монахи. Когда хан Батый в 1240 г. захватил г. Киев, то несколько монахов Киево-Печерской Лавры, спасая жизнь, взяли с собой византийскую икону и по Друти приплыли к большой горе, где остановились на ночлег. В первую же ночь с иконой случилось чудо – от нее начало исходить яркое сияние. Приняв это как знак свыше, монахи основали на горе монастырь и церковь пророка Ильи. От свечения иконы для монахов настали ясные белые ночи. Поэтому и назвали поселение Белыночи (Белыничи), а спасательную гору – Ильинской.

Это древнее место в Белыничах сохранилось и по сей день. Правда церковь давно сгорела. При церкви на горе есть кладбище. От него остался единственный каменный крест примерно XVI в. Ильинская гора – самая высокая точка поселка.

В XVI в. это поселение было известно как местечко Оршанского повета Великого княжества Литовского. Принадлежало оно поочередно магнатам Сапегам, Огинским, Радзивиллам. В XVII в. Белыничи получили известность как один из первых центров книгопечатания на территории Беларуси. Виленский воевода Лев Сапега здесь, в отцовском поместье, построил деревянный костел и основал монастырь кармелитов. А через 6 лет в монастыре была создана типография, где стала печататься литература религиозного содержания. Типография просуществовала до 1653 г. В XVII в. началось строительство каменного монастыря. Закончилось оно только в 1763 г. Храм Успенья Пресвятой девы Марии был построен в стиле позднего барокко. Сокровищницей собора была икона Божьей матери. Эта икона была почитаема как православными, так и католиками. Поэтому лик Божьей матери и Христа увенчаны коронами. Таких икон в Беларуси три – Белыничская, Жировичская и Могилево-Братская. Обычно все паломники перед путешествием направлялись в Белыничи, чтобы получить благословление от Божьей Матери. Есть тропарь, посвященный этой иконе: «Радуйся, Могилевская земля, взыграйте, холмы белыничские, весельем прославляйте икону Богоматери, ликуйте, люди, и веселитесь, богатство нескудеющее даровано вам – исцелений сокровищ». Считалось, что икона эта исцеляла от многих болезней. Копия этой иконы находится в Могилеве в Свято-Никольском монастыре. Белыничский монастырь был закрыт в 1832 г. а в 1839 г. были закрыты все униатские церкви и переоборудованы в православные. Потом церковь сгорела, но была восстановлена в конце XIX в. Это был крупнейший православный храм, вмещавший 3 тысячи человек. Большие окна, стены и арки были покрыты фресками. В центре алтарной части и находилась икона Божьей Матери. Позолоченная риза на иконе была украшена драгоценными камнями и медальоном с алмазами. Голову украшала корона с вкрапленными изумрудами, бирюзой, алмазами, жемчугом и рубинами.

 

За алтарем, на месте видном,

Икона дивная стоит.

Туда по лестнице чугунной

Всяк с умилением спешит.

Во время Великой Отечественной войны икона была утеряна. У нас только ее спис, т.е. списанный образ.

Белыничская земля часто становилась ареной сражений. В период Северной войны 1701 г. состоялось сражение у д. Головчино русских войск со шведами. Во время Отечественной войны 1812 г. здесь сражался отряд Дениса Давыдова. В годы Великой Отечественной войны недалеко отсюда сражались артиллеристы под командованием Б.Л. Хигрина.

 

РЕКА ДРУТЬ

 

Название «Друть» имеет балтийское происхождение «друтас» – большой, широкий. Длина ее 295 км. Берет начало на северо-западе от д. Новое Село Толочинского района Витебской области, течет по Могилевской и Гомельской областям. Русло сильно извилистое, часто встречаются песчаные острова. Крупнейшие притоки: Кривая, Неропля, Вабич, Орлянка, Болоновка, Греза (слева), Осливка, Малыш, Долтанка, Добрица (справа). На реке расположено Чигиринское водохранилище и ГЭС, образованное в 1960 г. на границе Кировского и Быховского районов, плотиной с целью получения электроэнергии и для лесосплава. В Круглянском районе находится Тетеринское водохранилище и ГЭС, образованное в 1955 г. с целью получения электроэнергии и для разведения рыбы. На реке стоят города Толочин, Круглое, Белыничи, Рогачев. Слева мы проедем поворот – указатель «Друть». Эта дорога ведет туда, где расположена д. Угольщина, в которой в годы Великой Отечественной войны крестьянка Фекла Наумович спасла жизнь отступающему раненому советскому воину Осману Касаеву. Своей второй матерью называл он ее потом. Вместе с группой военнослужащих он в апреле-мае 1942 г. создал партизанский отряд под номером 121 – это был номер их бывшего полка. Летом 1942 г. этот отряд был включен в Кличевский оперативный центр как отряд №121.

Партизанский отряд Османа Касаева, а впоследствии, когда он погиб, партизанский полк его имени, действовал в годы войны на оккупированной территории Белыничского, Могилевского и Быховского районов. Партизаны наносили удары на железнодорожном участке Шклов – Могилев – Быхов.
В 1942 – 1943 гг. самостоятельно и вместе с другими отрядами разгромили вражеские гарнизоны и опорные пункты в д. Угольщина, Каменка, Техтин, Аксеньковичи, Падевичи, Большие Белевичи. 30 июня 1944 г. полк, в составе которого было 1149 партизан, 3 батальона, соединился с Красной Армией. Командиру полка Касаеву присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

РЕКА ОСЛИВКА

Справа на высоком берегу реки мы видим памятник – боевое дальнобойное орудие. Здесь 5 июля 1941 г. вел бой с фашистской колонной танков артдивизион под командованием капитана Бориса Львовича Хигрина. Самим командиром лично в этом бою было подбито 4 гитлеровских танка. В этом бою он погиб. Посмертно ему, одному из первых, в начале Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. было присвоено звание Героя Сов


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.029 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал