Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Николас Фрэзер






Прошло уже 20 лет с момента перехода российской экономики от плановой к свободной рыночной системе. Однако жители России по-прежнему постоянно испытывают трудности. Политика «шоковой терапии» в период президентства Ельцина послужила причиной серьезного экономического кризиса. Но даже после его преодоления в стране все так же много бедных, ярко выражено социальное неравенство, а средняя продолжительность жизни ниже поздне-советского уровня. В небольших городах вроде Нижнего Тагила, где большинство жителей трудится на старых заводах, по-прежнему высок уровень безработицы или неполной занятости рабочих. Горожане пытаются встроиться в капиталистическую систему, продолжая приспосабливаться к новым правилам игры.

Инсталляция и перформанс GroundRules («Базовые правила») посвящены трудностям такой «игры на переключение» и освоения непривычных правил. Две команды игроков, сыграли серию матчей в софтбол (разновидность бейсбола) на временном игровом поле в общественном пространстве Нижнего Тагила. В команды вошли сотрудники крупнейшего предприятия города, Нижнетагильского металлургического комбината.

Софтбол не очень популярен в России, поэтому его правила для уральцев – такие же необычные, какими оказались и принципы капитализма в 1991 году. Чтобы познакомить игроков с этой игрой, художник провел семинар, на котором рассказал о правилах этого вида спорта и о том, как строится обычный матч. Кроме того, участники тренировались использовать биты, перчатки и другие необычные для игроков предметов.

Поскольку в Нижнем Тагиле нет поля для софтбола, я расчертил его мелом в натуральную величину в парке имени Бондина. Это же поле стало инсталляцией. Используя обычные буквенные трафареты, я написал тексты (на русском и английском языках) внутри каждой линии, обозначающей границы поля и его частей. Эти тексты - «важнейшие», сущностные правила игры, которые постигаются только с опытом и практически никогда не описываются в учебниках. Это практические рекомендации для целого ряда игровых ситуаций: насколько энергично нужно бежать к базам, как определить тип подачи или где лучше встать игрокам внутреннего поля. Необходимы годы, чтобы постигнуть все эти тонкости, так что ошибки допускают даже профессиональные игроки. Тем не менее, эти правила важны и доступно изложены уральским бейсболистам.

Однако когда начинается игра, тексты постепенно смазываются, истираются, а у игроков непосредственный практический опыт постепенно вытесняет теоретические знания, зафиксированные в этих постулатах. Несмотря на минимальную тренировку и отсутствие упражнений, знание правил становится не таким важным, как готовность пробовать нечто необычное, даже если нет никакой уверенности в результате.

Эти матчи в софтбол предлагают и участникам, и наблюдателям многоуровневый культурный обмен, сочетающий современное визуальное искусство и спортивные развлечения. Художник создает атмосферу дружелюбного и неторопливого состязания в том виде спорта, в котором ни у кого из участников нет выдающихся достижений. Не исключено, что даже не все правила будут в точности соблюдаться. Но победа или поражение не так важны. Более широкая цель каждого состязания – продемонстрировать способность человека адаптироваться перед лицом необычных обстоятельств и подчеркнуть важность упорства и восприимчивости к новым идеям.

V to V

О ПРОЕКТЕ 14 апреля 2012 Управляющая компания «Титановая долина» получила от Министерства строительства и архитектуры Свердловской области разрешение № RU 66-1/2012 на начало строительства I этапа, I очереди особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Титановая долина». Незадолго до этого на площадку ОЭЗ была доставлена строительная техника для осуществления подготовительных работ.

ОЭЗ «Титановая долина» вошла в федеральный реестр программ, направленных на развитие Уральского федерального округа до 2020 года. Федеральный статус проекта ОЭЗ гарантирует защиту от неблагоприятного изменения законодательства РФ на срок действия ОЭЗ.

Выбор названия для ОЭЗ связан с расположенным рядом крупнейшим в мире титановым производством – заводом Корпорации «ВСМПО-АВИСМА», но не ограничивает отраслевую специализацию ОЭЗ. Приоритетные отраслевые направления ОЭЗ:

1. аэрокосмическая отрасль,

2. изделия из титана,

3. машиностроение любых отраслей (пр-во средств производства, пр-во компонентов),

4. строительные материалы.

На 14 сентября запланирована презентация результата полугодовой работы американского художника Джеймса Моргана из Калифорнии с командой Екатеринбургского Центра современного искусства и управляющей компанией «Титановая долина» в рамках совместного международного проекта. Результатом стало создание художественного произведения, концептуально встроенного в ландшафт ОЭЗ и основанного на осуществленных исследованиях. Презентация объекта пройдет на одной из площадок 2-ой Уральской международной биеннале современного искусства на Центральном стадионе.

 

Работа над проектом началась зимой 2012 года. Все это время Джеймс Морган работал с исследовательской группой, состоящей из 25-30 человек, среди которых художники, социологи, философы, антропологи, программисты, дизайнеры из Екатеринбурга и Сан-Хосе. Исследовательская группа Моргана несколько раз побывала на площадке ОЭЗ «Титановая долина» и общалась с жителями Верхней Салды, собирая необходимую социологическую информацию.

- Мы были вдохновлены как собранными данными, так и историями, которые возникли в ходе этой длительной полугодовой работы, - рассказали сотрудники ЦСИ, - Кремниевая долина сегодня аккумулирует четверть всех венчурных капиталовложений, у Титановой долины все еще впереди. Сейчас Титановая долина - мечта, определенное пространство, нагруженное намерениями и обещаниями. Предстоящие изменения - большой вызов.

 

В настоящий момент в мире существует более трех с половиной тысяч городов-побратимов, между которыми реализуется активное сотрудничество. Уже 17 лет такими городами являются Екатеринбург и Сан-Хосе. Сан-Хосе и Екатеринбург — густонаселенные пункты, окруженные невысокими горами, кроме ландшафтных параллелей намечены экономические: первый из городов известен как столица Кремниевой долины, второй как центр по подготовке глобального и амбициозного проекта под названием «Титановая долина». В этих регионах наблюдаются разные стадии развития больших проектов: легендарный высокотехнологичный локус — Кремниевая долина — сегодня аккумулирует четверть всех венчурных капиталовложений, у Титановой долины все еще впереди.

 

Сейчас Титановая долина — только мечта, определенное пространство, нагруженное намерениями и обещаниями, но сдерживаемое финансовыми и социальными реалиями российской экономики и соседних городов. Если бы вам случилось посетить Титановую долину в тот момент, когда мы пишем о ней, вы бы увидели пустое поле, только очищенное от его прежней функции, изобилующее травами, цветами, насекомыми — красивое, тихое место. Предстоящие изменения — большой вызов.

Кремниевая долина когда-то называлась Valley of Hearts Delight (что буквально означает «Долина радости сердец») и была сельскохозяйственной областью, источником фруктов и продуктов питания для значительной части страны, стабильным основанием для американской экономики. Причиной перемен стала страсть к инновациям, которая присуща немногим и сегодня оправдывается огромным экономическим и интеллектуальным потенциалом, характеризующим Кремниевую долину.

 

Часть нашей группы исследователей Кремниевой и Титановой долин — художники, остальные — социологи, историки, искусствоведы, молодые ученые. Кроме этого нас разделяют огромные расстояния и ощутимая разница в часовых поясах. Решением стало использование игрового виртуального пространства, которое дает возможность строить город и конструировать, прогнозировать жизнь искусственно создаваемого в непростых условиях общества при наличии жесткой мотивации (виртуальный опыт дает представление сложностях строительства сообщества вокруг будущей Титановой долины). Мы собрали данные, которые стали нейтральным медиа, поддающимся преобразованию в самые разные формы, т. е. игровой опыт дал концептуальную форму идеям. Когда мы смогли увидеть и подержать в руках первые объекты, созданные в виртуальной среде и напечатанные на 3d-принтере, мы поняли, что важный этап работы завершен. Превращение моделей в масштабные скульптуры не сможет избежать влияния среды и ограничений, диктуемых пространством.

 

Мы были вдохновлены как собранными данными, так и историями, которые возникли в ходе этой длительной полугодовой работы, и изо всех сил старались представить понимания, надежды и опасения наших партнеров, аудитории и жителей обоих регионов.

 

Почему из ряда идей, получивших свое формальное выражение, было выбрано дерево?

Дерево стало символом, которое удачным образом способно сочетать в себе различные грани такого сложного явления как «Титановая Долина» и процесса его становления.

- оно является связующим звеном между прошлым и настоящим, так же, как и олицетворением надежд на гарантированное будущее. Своими корнями уходит вглубь и питается благодаря сформированной в прошлом надежной системе; зелеными листочками стремится вверх, экспансивно развивается, гуще и величественнее становится крона

- дерево как модель функционирования устойчивой организованной системы представлет собой наше пожелание Долине. Оно символизирует стабильную и благополучную жизнь, о которой, как мы услышали во время интервью и опросов, мечтают жители соседних территорий

- при благополучных условиях дерево растет и плодоносит, что представляется хорошей метафорой для крупного новационного предприятия

- дерево является воплощением идеи разнообразия: социальное разнообразие выделено при исследовании Титановой и Силиконовой долин, как необходимое условие благополучного развития

- дерево – самостоятельный лидер: оно развивается само по себе, не мешая другим, таким же мощным и сильным как он, развиваться – так появляются благородные леса, состоящие из деревьев отборных пород

- дерево – это ключевой объект для выражения экологической проблематики. Например, в одном из интервью в контексте разговоров о будущей «Титановой Долине» звучит тема экологии: «... У меня в той стороне сад, немножко ближе к пруду, там леса, там поля, знаете, там жаворонки поют, сосё ночки поднимаются, а говорили, что Долину вплоть до пруда строить будут. По одну сторону промышленная, а с другой стороны жилая зона»

Почему дерево представлено не полностью, а ополовиненным как по горизонтали, так и по вертикали?

Не все условия реализации проекта Титановой Долины можно выразить словами, овеществить, даже обозначить символом, многие моменты остаются невидимыми или непредсказуемыми. Объект, лишенный симметричной половины, подразумевает под собой этот пласт невыразимого. Точность прогнозов и сценариев становиться все более условной вместе с удалением в будущее точки фокуса – крона может остановиться в росте через + один кубик вверх, но может быть лишь одной видимой пятой айсберга.

Анализ проблемы, как и познание действительности вообще, производится с двух ракурсов: художественного и научного. Объемная сторона дерева воплощает познание художника с его созерцательностью, желанием прекрасного, чувством формы и умением созидать. Плоская сторона дерева как желание познать с точки зрения ученого через выявление точных порядков данных, препарирование, сканирование, анализ.

Зачем дереву как символу Титановой долины качели?

Массивное дерево и легкие качели сочетают в себе стабильность и легкость, прочность и полет – подобно тому, как это делает легендарный титан. Качели – это всегда детство, простота и мечты, дерево – символ реализуемости сложных задач, знак признанного лидера.

Прогнозируемое глобальное предприятие находится в своей детской стадии, отсюда качели как романтизированное ощущение юности, игры, перспектив. Сейчас легко раскачиваться на них под кроной ожиданий, однако процесс строительства, интеграции и развития проекта под вдохновляющим названием “Титановая Долина” не представляется столь же безоблачным.

 

 

КОНЬКОВЫЙ ЗАВОД Леонид Тишков

В Екатеринбурге было собрание глав администраций области по поводу проекта арт-резиденций, и представители Верхотурья сами попросили сделать проект про их завод, который был знаменит на весь Советский Союз. У Светланы Усольцевой и Ирины Кудрявцевой была книга Леонида Тишкова про Субботина-Пермяка, в каталоге пермской выставки «Кудымкор - локомотив будущего», и они поняли, что это тот самый художник, который согласится приехать в Верхотурье, и переночевать в избе.. Леонид Тишков рассказывает: «Мой отец – родом из этих мест, из Туринского уезда. Мне захотелось увидеть реку Туру с желтой водой, которую я помню с пятилетнего возраста. Верхотурье оказалось духовным центром Урала – храмы, мощи Симеона Верхотурского, а о коньковом заводе - вообще ничего. Когда я на него попал, я был потрясен силой какой-то древнегреческой трагедии – когда рабочим сказали, что завод закрывается, они не верили. Я видел вещи, которые там лежат, ухоженные инструменты, и на токарном станке чертеж детали, все было оставлено так, чтобы завтра вернуться.

 

В рамках резиденции в Верхотурье объектом художественного исследования стала легендарная история бывшего конькового завода.Судьба процветающего в 1950-1980-ые годы предприятия развивалась в 1990-х по модели, ставшей типичной для многих российских заводов и фабрик. Не пережив экономические и социальные перемены, коньковый завод закрылся, оставив шлейф из историй тысяч людей, работавших здесь. Для многих из них вся жизнь была связана с этим местом: здесь люди встречались, влюблялись, дружили, создавались семьи, здесь каждый мог почувствовать себя частью большой семьи, ощутить значимость и важность своей работы. Об истории этих людей, бывших работников верхотурского завода, повествует проект «Заброшенные утопии». Проект Леонида Тишкова – это, прежде всего, живое и актуальное исследование «забытой» истории, «руинизированного индустриального пейзажа». Художник на основе архивных документов, личного общения с бывшими рабочими конькового завода, а также на основе видео и фотоматериалов, собранных во время посещения завода коньков, создает инсталляцию, своеобразный музей конькового завода. Все части инсталляции являются элементами цельной истории, рассказанной художником, раскрывающей и реконструирующей дух и атмосферу места.

Проект «Заброшенные утопии: коньковый завод» включает в себя мультимедиа инсталляцию «Собор Лиц Рабочих и Служащих Конькового Музея», скульптуру «Все выше и выше и выше!», цикл фотографий «Руины памяти», а также документальный фильм «Конец рабочего дня».

Я хотел показать через этот завод не историю промышленности, но то, что случилось с людьми. Перестройка была сделана не для людей, а для какого-то фантома. Все человеческое было искоренено. Нынешний владелец не знает, что с ним делать, он его только консервирует, отопление там невозможно. С заводом связано его детство, он и все дети в Верхотурье приходили туда, подрабатывали на клепке – их называли «дятлы». Там они женились, там был свой духовой оркестр, свой театр, сандружина, которая занимала первые места во всей Свердловской области.

Я был у них дома, они мне показывали свои семейные альбомы – в них много фотографий, где работники вместе, человек по пятьдесят, отдыхают в санатории, работают в сандружине. Это соборность, и музей представляет собой не сбор вещей, а что-то от Николая Федорова – лица наших отцов и дедов вместе. И за банальной историей закрытия завода есть судьбы. Работают, и думают, что так будет всегда – и вдруг случается что-то, для них похожее на Чернобыльскую катастрофу. В масштабе страны это маленький заводик, но через него мы можем понять всех, кто пострадал в эпоху перемен. Они меня стали спрашивать – вы были там, что там сейчас? Пятнадцать лет их туда не пускали. Я договорился и позвал их с собой туда.

Проект называется «Заброшенные утопии» - я хотел показать, что утопии были реальностью, но мы от них отказались. Сопереживая, мы можем получить какой-то нравственный опыт, представить, что за этими станками и стенами есть живые люди. Идея создать «Собор лиц конькового завода» у меня возникла, когда я узнал, что рядом стоят заброшенные храмы. Завод представился мне тоже храмом, я решил показать его работников как святых, они взлетают вверх сонмом светящихся звездочек под мессу Бетховена.

Когда я увидел груды коньков, я представил, что они живые – они лежали такие сирые, брошенные без тех, кто их создал. Мне показалось, что по ночам они собираются вместе и стремятся вслед за своими ушедшими хозяевами. Любую крышу завершает конек».

БАШНЯ КОНЬКОВ: ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ И ВЫШЕ!

Скульптура. 2012

Помещение бывшего Верхотурского конькового завода хранит настоящие сокровища. Готовые изделия – некогда сияющие никелированные коньки – оставлены в покинутых цехах и, несмотря на годы забвения, кажется, по-прежнему ждут встречи с героями ледовых стадионов и катков. Художник Леонид Тишков оживляет коньки, дает им новое дыхание и пускает их в неожиданное путешествие. Скульптура, сотканная из сотен элементов, возносит над зрителем верхотурский конек, который, в свою очередь, венчает всю композицию своеобразной башни. Скользя по плоскости башни, коньки устремляются все выше и выше и выше, и готовы вот-вот взлететь, оторваться от скульптурной массы, преодолевая силу притяжения, взмыть над землей и отправиться в свободный полет. Перед нами своеобразный памятник коньку, поэтический образ, и монументальный, и лиричный.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал